This Is America
Проницательный ужастик «Прочь» был одним из самых впечатляющих кинематографических сюрпризов 2017 года. Кто бы мог подумать, что комик Джордан Пил сможет снять настолько удачный режиссерский дебют, еще и в жанре хоррора? Но, как мы знаем, поставить смелый и новаторский первый фильм – еще не самая сложная задача (это ведь удалось даже М. Найту Шьямалану). Настоящее мастерство состоит в том, чтобы не подвести новообретенных поклонников, сняв свою вторую картину. Учитывая, насколько быстро Пил стал одним из самых востребованных авторов в Голливуде, неудивительно, что критики и зрители ждали его следующую режиссерскую работу с затаенным дыханием. Кто перед нами – будущий Хичкок, или постановщик-однодневка, о котором забудут спустя пару лет? Кажется, Пил сам занервничал, ощущая на себе завышенные ожидания и пристальный взор общественности. И снял не просто умный, а порой даже слишком мудреный фильм.
Если «Прочь» был меткой метафорой межрасовых отношений, то тут Джордан поставил себе куда более амбициозную задачу. «Мы» рассказывает о развале американского общества, двойных стандартах, бессмысленности ксенофобии, травмах прошлого и стыде. Точнее – намекает на все это, толком не сосредотачиваясь на большинстве из перечисленных тем.
В центре событий семья: слегка нервная мама Аделейд (Люпита Нионго), классический добродушный отец Гейб (Уинстон Дьюк, которого вы наверняка помните по «Черной пантере»), упрямая дочь-подросток Зора (Шахади Райт Джозеф) и сын Джейсон (Эван Алекс). Все они красивы, обеспечены и совершенно нормальны. Даже отпуск проходит по всем канонам американской мечты – семья отправляется на отдых в аккуратный летний домик у моря. Вот тут, правда, и начинаются проблемы. Аделейд не рада поездке – набережные городка Санта Круз навевают смутные воспоминания о пережитой в детстве травме. Да и любой зритель, знакомый с «Челюстями» (Пил напрямую ссылается на культовую ленту Спилберга) или «Птицами», вам сходу скажет, что залитый солнцем курортный городок – идеальное место для всевозможных монстров и аномалий.
Страхи оказываются не напрасными – в одну ночь группа загадочных варваров в красных комбинезонах врывается в дом протагонистов, ломая все на своём пути и угрожая насилием. Тут мы и узнаем самое страшное (ладно, мы знали этого еще после выхода трейлера) – у чужаков такие же лица, как и у героев. Чего хотят эти злые двойники? Откуда они взялись и как их остановить? А главное – что это все символизирует?
Пил – не просто талантливый режиссер, но и фантастический знаток поп-культуры, поэтому референсов и загадок тут примерно столько же, сколько и в «Сиянии» Стэнли Кубрика. Порой это работает очень удачно – над некоторыми отсылками вы будете думать всю дорогу домой из кинотеатра. К сожалению, под конец картина начинает провисать под тяжестью собственных аллюзий – если слишком долго рассматривать любую из метафор Пила, становится понятно, что она не совсем органично вписывается в общую сюжетную канву. Возможно, ленту стоит воспринимать как сюрреалистический многоуровневый кошмар, ведь только так отсылки к «Алисе в Зазеркалье» смогут мирно соседствовать с библейскими цитатами и оммажем «Сумеречной зоне».
Us/ Оригинальное название
116 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
28 марта 2018 / ПРЕМЬЕРА
триллер, хоррор ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Джордан Пил
СЦЕНАРИЙ:
Джордан Пил
В РОЛЯХ:
Лупита Нионго
Уинстон Дьюк
Элизабет Мосс
Тим Хайдекер
ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution
Если вы привыкли разбирать историю на малейшие детали, скептически оценивать действия героев и выискивать сюжетные дыры, «Мы» может вас разочаровать. По сравнению с динамичным и напряженным режиссерским дебютом Пила, история о кровожадных доппельгангерах кажется затянутой и неровной – темп то наростает, то убавляется, а сюжет постоянно трансформируется, заимствуя элементы классических хорроров, инди-комедий и сай-фая. В то же время, эту картину хочется не единожды пересматривать, чтобы выцепить еще пару интригующих метафор и посмотреть на события под новым углом. Не зря ведь первые постеры напоминали пятна Роршаха.
Главный козырь фильма – актерская игра. Касту подвернулась сложная, но интересная задача – одновременно играть и растерянных протагонистов, и жестоких доппельгангеров, жаждущих крови. Все достойно справились (обратите внимание на леденящий душу крик героини Элизабет Мосс!), но отдельно хочется написать о Люпите Нионго. Ее Аделейд – тихая, постоянно напуганная женщина, которая пытается любой ценой защитить свою семью. Злой двойник героини – по-кошачьему грациозное существо с безумными глазами и хриплым, диким голосом.
Можно было бы ставить любые деньги на то, что актриса получит номинацию на «Оскар» (более заслуженно, чем номинация Дэниэла Калуя за «Прочь»), но на днях вспыл один неприятный момент – Нионго призналась, что источником ее вдохновения стали люди с редкостным неврологическим заболеванием. Конечно, люди, живущие с этой болезнью, остались не в восторге от слов актрисы, и разные правозащитные группы начали высказывать своё недовольство. Впрочем, пока неизвестно, будут ли у этого скандала какие-то последствия.
Название фильма – отсылка к старой черно-белой ленте «Они», предупреждающей зрителя об угрозах внешнего вторжения. Пил освежает этот посыл, ставя перед нами куда более актуальный вопрос – «а что, если мы сами являемся источником настоящей опасности?». «Мы» – мощная метафора о недопустимости любого реваншизма и фанатизма. Возможно, постановщик немного перемудрил со своим символизмом и попытакми нагнать на зрителя необьяснимое чувство животного ужаса, но факт остается фактом – Джордана Пила все еще можно назвать одним из самых ловких критиков современного общества. А немного критики нам сейчас совсем не помешает.
Ratings in depth
- #ЗарядкаДляМозга
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ЗарядкаДляМозга