This Is America

Проницательный ужастик «Прочь» был одним из самых впечатляющих кинематографических сюрпризов 2017 года. Кто бы мог подумать, что комик Джордан Пил сможет снять настолько удачный режиссерский дебют, еще и в жанре хоррора? Но, как мы знаем, поставить смелый и новаторский первый фильм – еще не самая сложная задача (это ведь удалось даже М. Найту Шьямалану). Настоящее мастерство состоит в том, чтобы не подвести новообретенных поклонников, сняв свою вторую картину. Учитывая, насколько быстро Пил стал одним из самых востребованных авторов в Голливуде, неудивительно, что критики и зрители ждали его следующую режиссерскую работу с затаенным дыханием. Кто перед нами – будущий Хичкок, или постановщик-однодневка, о котором забудут спустя пару лет? Кажется, Пил сам занервничал, ощущая на себе завышенные ожидания и пристальный взор общественности. И снял не просто умный, а порой даже слишком мудреный фильм.

Если «Прочь» был меткой метафорой межрасовых отношений, то тут Джордан поставил себе куда более амбициозную задачу. «Мы» рассказывает о развале американского общества, двойных стандартах, бессмысленности ксенофобии, травмах прошлого и стыде. Точнее – намекает на все это, толком не сосредотачиваясь на большинстве из перечисленных тем.

В центре событий семья: слегка нервная мама Аделейд (Люпита Нионго), классический добродушный отец Гейб (Уинстон Дьюк, которого вы наверняка помните по «Черной пантере»), упрямая дочь-подросток Зора (Шахади Райт Джозеф) и сын Джейсон (Эван Алекс). Все они красивы, обеспечены и совершенно нормальны. Даже отпуск проходит по всем канонам американской мечты – семья отправляется на отдых в аккуратный летний домик у моря. Вот тут, правда, и начинаются проблемы. Аделейд не рада поездке – набережные городка Санта Круз навевают смутные воспоминания о пережитой в детстве травме. Да и любой зритель, знакомый с «Челюстями» (Пил напрямую ссылается на культовую ленту Спилберга) или «Птицами», вам сходу скажет, что залитый солнцем курортный городок – идеальное место для всевозможных монстров и аномалий.

Пил – не просто талантливый режиссер, но и фантастический знаток поп-культуры, поэтому референсов и загадок тут примерно столько же, сколько и в «Сиянии» Стэнли Кубрика.

Страхи оказываются не напрасными – в одну ночь группа загадочных варваров в красных комбинезонах врывается в дом протагонистов, ломая все на своём пути и угрожая насилием. Тут мы и узнаем самое страшное (ладно, мы знали этого еще после выхода трейлера) – у чужаков такие же лица, как и у героев. Чего хотят эти злые двойники? Откуда они взялись и как их остановить? А главное – что это все символизирует?

Пил – не просто талантливый режиссер, но и фантастический знаток поп-культуры, поэтому референсов и загадок тут примерно столько же, сколько и в «Сиянии» Стэнли Кубрика. Порой это работает очень удачно – над некоторыми отсылками вы будете думать всю дорогу домой из кинотеатра. К сожалению, под конец картина начинает провисать под тяжестью собственных аллюзий – если слишком долго рассматривать любую из метафор Пила, становится понятно, что она не совсем органично вписывается в общую сюжетную канву. Возможно, ленту стоит воспринимать как сюрреалистический многоуровневый кошмар, ведь только так отсылки к «Алисе в Зазеркалье» смогут мирно соседствовать с библейскими цитатами и оммажем «Сумеречной зоне».

Us/ Оригинальное название

116 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
28 марта 2018 / ПРЕМЬЕРА

триллер, хоррор ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джордан Пил

СЦЕНАРИЙ:
Джордан Пил

В РОЛЯХ:
Лупита Нионго
Уинстон Дьюк
Элизабет Мосс
Тим Хайдекер

ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution

Главный козырь фильма – актерская игра. Касту подвернулась сложная, но интересная задача – одновременно играть и растерянных протагонистов, и жестоких доппельгангеров, жаждущих крови.

Если вы привыкли разбирать историю на малейшие детали, скептически оценивать действия героев и выискивать сюжетные дыры, «Мы» может вас разочаровать. По сравнению с динамичным и напряженным режиссерским дебютом Пила, история о кровожадных доппельгангерах кажется затянутой и неровной – темп то наростает, то убавляется, а сюжет постоянно трансформируется, заимствуя элементы классических хорроров, инди-комедий и сай-фая. В то же время, эту картину хочется не единожды пересматривать, чтобы выцепить еще пару интригующих метафор и посмотреть на события под новым углом. Не зря ведь первые постеры напоминали пятна Роршаха.

Главный козырь фильма – актерская игра. Касту подвернулась сложная, но интересная задача – одновременно играть и растерянных протагонистов, и жестоких доппельгангеров, жаждущих крови. Все достойно справились (обратите внимание на леденящий душу крик героини Элизабет Мосс!), но отдельно хочется написать о Люпите Нионго. Ее Аделейд – тихая, постоянно напуганная женщина, которая пытается любой ценой защитить свою семью. Злой двойник героини – по-кошачьему грациозное существо с безумными глазами и хриплым, диким голосом.

«Мы» – мощная метафора о недопустимости любого реваншизма и фанатизма.

Можно было бы ставить любые деньги на то, что актриса получит номинацию на «Оскар» (более заслуженно, чем номинация Дэниэла Калуя за «Прочь»), но на днях вспыл один неприятный момент – Нионго призналась, что источником ее вдохновения стали люди с редкостным неврологическим заболеванием. Конечно, люди, живущие с этой болезнью, остались не в восторге от слов актрисы, и разные правозащитные группы начали высказывать своё недовольство. Впрочем, пока неизвестно, будут ли у этого скандала какие-то последствия.

Название фильма – отсылка к старой черно-белой ленте «Они», предупреждающей зрителя об угрозах внешнего вторжения. Пил освежает этот посыл, ставя перед нами куда более актуальный вопрос – «а что, если мы сами являемся источником настоящей опасности?». «Мы» – мощная метафора о недопустимости любого реваншизма и фанатизма. Возможно, постановщик немного перемудрил со своим символизмом и попытакми нагнать на зрителя необьяснимое чувство животного ужаса, но факт остается фактом – Джордана Пила все еще можно назвать одним из самых ловких критиков современного общества. А немного критики нам сейчас совсем не помешает.

Ratings in depth

  • #ЗарядкаДляМозга
4 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ЗарядкаДляМозга
4 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: