За что хвалят и почему не ругают «Дюнкерк»

Кадр фильма «Дюнкерк»

Несмотря на прогнозы аналитиков о слабом старте нового фильма Кристофера Нолана «Дюнкерк», среди критиков картина уже получила хитовый статус. На агрегаторе Metacritic у исторической драмы 97 баллов, а на RottenTomatoes она удерживает 98% рейтинг. Рассказываем, чем так впечатлила первая работа Нолана по мотивам реальных событий и почему у фильма не могут найти изъянов.

Кинокритик Variety Питер Дебрюж поставил ленту Нолана в один ряд с классическими военными драмами Стивена Спилберга и Клинта Иствуда, которые рассказали о высадке в Нормандии и битве за остров Иводзима. Однако «Дюнкерк» разительно отличается от этих фильмов.

giphy-3

Он напоминает не о победе, а об истории спасения. Лента оригинально ведет повествование через несколько точек зрения: с воздуха, воды и побережья. По мнению Дебюржа, итогом тщательной работы стал классический «нолановский» фильм высшей пробы:

Нет никаких сомнений, что главная звезда здесь — сам Нолан, которому удалось захватить зрительское внимание тремя хронологически параллельными, синхронными сюжетными линиями, умело сводя их вместе в уникальной манере.

Как заявил Тод МакКарти из The Hollywood Reporter, в «Дюнкерке» Нолан все сделал правильно. Картина стала настоящим импрессионистским шедевром. Одним из самых оригинальных приемов постановщика МакКарти признал полный отказ от изображения вражеской войск и символики — зрителю остается лишь наблюдать за эмоциями британских солдат. Также лента отказалась от приторного пафоса и вдохновляющих монологов.

aivk3zz9k9bkylvdoswesi3p6d9_720x405

Пилот «Спитфайра» в исполнении Тома Харди, например, большую часть экранного времени играет глазами, не сказав за фильм и полдюжины фраз — его лицо закрыто летной маской. Похвалы удостоилась работа композитора Ханса Циммера и оператора Хойте ван Хойтема.

Ностальгия по эффективному лидерству и Британии, которой больше нет, конечно играют некую роль, однако при всем своем эмоциональном потенциале, фильм не разменивается на дешевые сантименты, духоподъемные клише или предсказуемые батальные повороты. Он про освобождение, предназначение, выживание на воде, земле и в воздухе.

Британец Питер Брэдшоу из The Guardian отбросил привычный скептицизм и назвал «Дюнкерк» лучшим фильмом Нолана, а его музыкальное сопровождение — лучшей работой Ханса Циммера. У ленты есть подлинная история, однако постановщику удалось избежать «военной порнографии» в угоду показа апокалиптической пустыни, забросанного мусором пляжа, усеянного солдатами.

giphy-4

Брэдшоу честно признается, что в военном отношении картина Нолана статична — фактически, главная битва закончилась еще до начала действий. Однако режиссер отлично справляется без присущих фильмам такого размаха элементов, в нем нет надуманных угрожающих кадров, вроде споров из ставки Гитлера в Берлине.

Нолан пленит свою аудиторию хаосом и хоррором с самого начала. Все благодаря удивительному визуальному ряду, снятому на 70-мм пленку. И в особенности сценам, вроде вида набитых солдатами понтонов, бьющихся в море и выставленных напоказ вражеским самолетам. Это архитектурно-красивая демонстрация людей, обреченно тоскующих по родине.

dunkirk-1

Дэйв Кэлгоу из Time Out London поставил «Дюнкерку» четыре из пяти звезд, однако так и не отметил серьезных изъянов у фильма. Похвалив постановщика за отказ от длительных диалогов и внушительного хронометража, он особенно выделил визуальную составляющую работы.

«Дюнкерк» дает нам короткую, острую дозу пугающей странности и ужаса войны, бросает прямо в гущу событий. Это ошеломляющее погружение в страх, благословенное удивительной видеографией — смотреть его следует на максимально большом экране.

Убедиться в справедливости комплиментов, которыми щедро наградили Кристофера Нолана, можно будет с 20 июля.

https://youtu.be/A63lTn8HciQ

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: