Эпизод десятый: «Пожиратели света»

Кадр сериала «Доктор Кто», Питер Капальди

Финал сезона уже совсем близко и этот эпизод рано или поздно должен был наступить — последнее «односерийное» приключение Двенадцатого, которое не связано с регенерацией. Вечеринка в честь Капальди продолжается, ведь события «Пожирателей света» происходят в его родной Шотландии, а ближе к концу Доктор даже захочет остаться здесь (хоть и своеобразно). Несмотря на очень важную фигуру в кресле сценариста (об этом позже), серию есть за что критиковать. Рассказываем, почему шотландские пейзажи — одно из немногих достоинств десятого эпизода.

Доктор, Нардол и Билл отправляются в древний Абердиншир чтобы разрешить исторический спор, возникший у Тайм Лорда и его ученицы. Когда-то в туманах Шотландии исчез девятый легион римской армии. У Билл и Доктора разные объяснения таинственной пропажи, но зачем спорить если есть ТАРДИС. Оказавшись во ІІ веке н.э, Доктор, Нардол и Билл разделяются. Девушке удастся найти остатки легиона в пещерах неподалеку от поселений пиктов, а Доктор и Нардол тем временем обнаружат обезвоженные тела из которых как будто была высосана жизнь.

Преимуществом десятого сезона остается постоянное обращение к классическому «Доктору Кто». В этот раз реверанс в сторону олдскульного сериала сделали в сценарном назначении — автором эпизода выступила Рона Манро. Предыдущий сценарий Манро для «Доктора» — эпохальный во всех смыслах эпизод «Survival» (1989) — последняя серия из эпохи классического «Доктора Кто» с Седьмым Доктором Сильвестром МакКоем.

Кадр сериала «Доктор Кто», Питер Капальди

Однако на этом ретро-следы в сериале заканчиваются и начинается достаточно традиционная история, которая, к тому же, интонационно перекликается с предыдущим эпизодом «Императрица Марса». Посудите сами: Доктор объединяет враждующие стороны, убеждая их отказаться от трусости и взаимного пренебрежения во имя спасения человечества.

Нет ничего плохого в таком месседже. Однако идея нуждается в свежем подходе к сюжетостроению. Отчасти, именно из-за устаревшего подхода к повествовательной структуре классический «Доктор Кто» в свое время значительно упал в рейтингах и ушел на покой, пока сериал не перезапустили в 2005-м.

Вместо катакомб Марса — горные пейзажи Шотландии, вместо англичан против марсиан — римляне против пиктов. Вечная тема самопожертвования вновь нашла свой отклик в «Пожирателях света». Еще до того как Капальди могучим голосом закончит предложение о том, что собирается вступить в смертельный бой с монстром, зрители уже знали — его миссию наверняка будет выполнять кто-то другой. Ведь по законам BBC, Доктору еще предстоит спасти не одну галактику.

Нарративно «Пожиратели света» смотрится как целостная история, однако ей отчаянно не хватает того самого саспенса и чувства интриги, создаваемого за счет зла, с которым героям предстоит столкнуться. Десятый эпизод мог бы стать достойным фэнтези-хоррором за счет монстра, достаточно долго скрываемого от зрительских глаз. Но как только мы узнали, как именно выглядит пожиратель света, элемент ужаса пропал вместе с надеждой на достойную развязку. Этого условного стегозавра с флуоресцентными щупальцами, оказывается, можно загнать обратно в портал в древнем каирне при помощи копья и кельтской песни, которая, как утверждает Нардол, еще хуже джаза. Пожиратель света с ним, наверное, согласен.

К слову, Нардол в десятом эпизоде — чуть ли не единственный источник комедии. Он с достоинством носит банный халат на протяжении всей истории, использует попкорн как оружие и коверкает шотландский акцент. В этом смысле Мэтт Лукас вырос в полноценного персонажа вселенной «Доктора Кто» с которым не хочется прощаться.

Создатели шоу, между тем, издеваются над шотландцами и переигрывают элемент «каминг аута» Билл как лебиняки в кругу сексуально раскрепощенных римлян. Для них, как известно, бисексуальность была вполне традиционной, зато гетеро и гомосексуальность считалась ограничением. Теперь попробуй разбери, кто здесь носитель современных нравов.

Финал эпизода вновь открытый и вновь за счет динамики взаимоотношений Доктора и Мисси. Поднимите руки, кто, также как и мы, считает, что этот сюжетный прием хорошо работал в наращивании интриги и плохо — в ее разрешении? К счастью, следующие два эпизода наконец внесут ясность в историю Мастера.

Кадр сериала «Доктор Кто», Питер Капальди

Референсы и аллюзии:

— Исчезновение Девятого легиона — известная история, обросшая мифами и легендами. IX Испанский легион действительно существовал, это один из старейших легионов Рима, он был сформирован Юлием Цезарем в 58 году до н. э. Однако после многолетнего боевого пути, легион исчез из исторических сводок в 165 году.

— В своем споре о Девятом легионе Билл ссылается на некую книгу, в которой изложена теория исчезновения солдат. Вероятней всего речь об историческом романе для детей «Орел Девятого легиона» Розмари Сатклифф, изданном в 1954 году. Книга популяризировала идею об уничтожении легиона пиктами после 117 года.

— О римлянах с Доктором лучше не спорить, об этом он упоминает в следующей фразе: «Я жил в римской Британии, правил, пахал. И как бывшая весталка второго ранга, могу тебя заверить… Это долгая история». Скорей всего Двенадцатый имеет в виду сразу несколько приключений, среди которых, надеемся, есть намек на серию «The Fires of Pompeii» (2008) с Десятым Доктором, где Питер Капальди сыграл жителя Помпей Цецилия. Фраза о весталке тоже очень интересна. Весталками были жрицы богини Весты в Древнем Риме. Жрицами могли стать только женщины. Второй ранг Доктора можно объяснить его гендерным несоответствием. Впрочем, как сказал сам Двенадцатый — это долгая история.

— В «Пожирателях света» ТАРДИС была увековечена на мегалите. Это не первый случай, когда машина времени Доктора попала таким образом в историю. В «The Fires of Pompeii» (2008) Доктор, Донна и ТАРДИС были нанесены на мраморную плиту в доме Цецилия. После событий «The End Of Time. Part One» (2009) где Десятый сражался с Мастером,ТАРДИС попала на витраж старинного окна.

— Нардол упоминает еще одну реальную историю таинственного исчезновения — корабль «Мария Целеста», который, к слову тоже когда-то был местом действия одного из эпизодов «Доктор Кто». Весь экипаж покинул корабль по невыясненной причине в ноябре 1872 года. В эпизоде «The Chase» (1965) Первый Доктор обнаруживает, что на «Марию Целесту» прибыли Далеки, а моряки, спасаясь от смертоносных инопланетян, выпрыгнули в открытое море.

— В «Пожирателях света» Билл остроумно подмечает как римляне и пикты способны понимать друг друга только благодаря лингвистическому воздействию ТАРДИС. Способность машины времени переводить все языки галактик на английский впервые была озвучена в эпизоде «The Masque Of Mandragora» (1967). Правда тогда Четвертый сказал спутнице Саре-Джейн что это «сверхспособность Тайм Лордов». В серии «The End Of The World» (2005) Девятый говорит Роуз, что фокус с языками — «сверхспособность ТАРДИС». На самом деле лингвистический дар Доктор делит вмест с ТАРДИС. Это становится ясно в эпизоде «The Christmas Invasion» (2005), в котором ТАРДИС не может перевести язык сикоракцев пока Десятый не проснулся после регенерации.

tumblr_ohxipbmim41rj7z7ro2_500

Вердикт: «Пожиратели света» Роны Манро пострадал примерно также, как ее предыдущий эпизод «Survival» (1989) — это вовсе не оригинальный сюжет, который основывается на благородной идее, но плохо работает в рамках собственного фэнтези-жанра. Двенадцатый здесь проявил себя скорее как строгий папа в детском саду, ведь большинство героев — подростки. Даже Билл не сумела так впечатлить как Нардол. Вся надежда на следующий одиннадцатый эпизод и возвращение к роли Мастера Джона Симма.

Превью одиннадцатой серии:

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: