В петле времени: как спецэффекты меняют возраст актеров

В наши дни представить юную версию известного актера уже не кажется сверхзадачей для крупной киностудии. На самом деле художники по компьютерной графике «работают» над лицами исполнителей даже там, где молодость персонажа не прописана в сценарии. Однако здесь речь скорее о легкой косметической коррекции — фотошопе в кино, наличие которого не подтвердит никто из команды, поскольку каждый связан по рукам и ногам контрактом о неразглашении.

Мы же поговорим о тех случаях, когда визуальная графика применялась для существенного омоложения (или состаривания) актера в соответствии со сценарием.

Первые пробы

Одна из самых ранних попыток цифрового омоложения была сделана в 2006 в картине «Люди-Икс: последняя битва», где во флэшбэке профессор Х и Магнето посещают молодую Джин Грей. Здесь кардинально менять внешность актеров не было необходимости, лишь сделать на несколько лет «свежее». Так что CGI в основном использовался как фотошоп чтобы разгладить морщины. Удивительно, как будучи одной из первых проб цифрового омоложения, проделанная в 2006 году работа выглядит более менее достоверно. Отчасти все получилось только потому, что Патрик Стюарт сам по себе не стареет — генетике актера позавидует каждый. К сожалению, минимальное использование графики для Стюарта играет на контрасте с Иэном Маккелленом, над которым пришлось поработать значительно больше.

В 2009 году работа по омоложению уже вышла за пределы исключительно ретуши когда Джозеф Косински взялся за съемку «Трона: Наследия» — сиквела культового фильма 1982 года. В картину вернулся Джефф Бриджес, и не только в роли уже постаревшего Кевина Флинна, но и в образе его киберклона КЛУ, который закономерно, не поддается влиянию времени.

Джефф Бриджес исполнял обе роли, иногда находясь в кадре с дублером, которому на пост-продакшене накладывали маску Бриджеса. Сам Джефф отыгрывал роль молодого персонажа со специальным шлемом на голове — четырехкамерной системой, запечатлевший его мимику при помощи специальных точек, нанесенных на лицо. Потом данные с этих четырех камер использовали чтобы триангулировать каждую точку и получить в результате плавающее трехмерное облако лица Бриджеса. То, что для объемной 3D графики использовалось всего 4 камеры, сделало молодую версию актера очень искусственной и скорее анимированной чем живой.

Позже, в 2015 году такую же технику будут использовать в «Терминаторе: Генезис», когда сведут постаревшего Арнольда Шварценеггера с молодой версией андроида из 1980-х. Чтобы воспроизвести тело новенького Терминатора, подобрали бодибилдера с такими же параметрам. Молодое лицо «собрали» на основе документальной ленты 1977 года «Pumping Iron» с юным Шварценеггером. Однако в период пост-продакшна не только лицо, но и все тело было поддано цифровой обработке, чтобы не вызывать контраста в районе шеи, где заканчивается маска Арнольда. Такой визуальный эффект получил название synthespian, то есть искусственный актер. И опять прием оказался очень неправдоподобным.

Как Бенджамин Баттон всех удивил

Тем временем принципиально новый метод работы был представлен еще в 2008 году, когда специалисты Lola VFX основательно поработали над лицом Брэда Питта для «Загадочной истории Бенджамина Баттона» Дэвида Финчера. Дизайнеры подошли к вопросу научно — пригласили пластического хирурга, который исследовал лицо актера и расложил по полочкаме его процес старения, ведь у каждого человека он очень индивидуален. Пластический хирург фактически показал, где нужно сделать цифровые подтяжки и в каком месте кожа актера поддастся большему влияние времени (это можно вычислить по глубине теперешних морщин).

Дальше специалисты студии Lola VFX произвели 3D-трекинг лица. Это значит что дизайнер «отслеживает» движение ключевых точек лица в трехмерном пространстве, чтобы точно знать, как голова меняет ракурс и с какой скоростью. Также используется система Medusa, в которой сканируют лицо исполнителя. 346 светодиодных лампочек в виде сферы сканируют лицо вплоть до пор и дефектов в разных световых вариациях. Это необходимо для того, что бы цифровое лицо потом осветить точно так же, как был освещен актер в кадре. Здесь уже дополнительный пласт работы — нужно собрать данные об освещении на площадке во время съемки. Дело в том, что наша кожа способна отражать не только свет, но и цвет окружения, в котором находится. Поэтому во время съемки художники по визуальным эффектам собирают полную информацию о сеттинге — от расположения источников света, до размера декораций.

Трехмерную голову в «Бенджамине Баттоне» использовали в сценах, где тело Питта заменял дублер-карлик (сцены старости). Для этого даже сделали три очень реалистичных бюста старого Брэда Питта, отсканировали их и делали компьютерную голову персонажа, перенося на нее игру Брэда Питта с помощью motion capture (технология захвата). А вот в юношеском возрасте играл уже сам Брэд, лицо актера поддавали обработке только фрагментарно, в виде заплаток с омолаживающими фильтрами.

Нестареющий Marvel

К цифровой обработке лица приобщились и Disney, которые успели омолодить и состарить нескольких исполнителей в серии супергеройского кино от Marvel. В «Капитане Америке: Гражданская война» специалисты Lola VFX поколдовали над внешностью Роберта Дауни-младшего и Хейли Этвелл. Всюду был использован дублер, на которого была наложена «молодая маска» актера.

Когда стоит задача омолодить звезду, работа начинается еще не этапе кастинга дублера. Сцена с молодым Дауни-младшим снималась дважды — с самим исполнителем, который задает игру, темп движений и изменение ракурсов, и с молодым дублером в идентичном гриме, повторяющим все движения как можно точнее. Самому дублеру не обязательно быть похожим на актера, которого он изображает. Главное — это его умение имитировать мимические движения основного исполнителя.

Также специалисты собирают референсы, по которым будут омолаживать своего героя. В таком случае берут не только фотографии, но и видео из фильмов, в которых актер в необходимом для сюжета возрасте. Для Роберта Дауни-младшего брали картину «Меньше нуля», для Курта Рассела в «Стражах галактики 2» — комедию «Подержанные автомобили», а для Майкла Дугласа в сиквеле «Человека-муравья» — фильм «Уолл-стрит».

При этом с Расселом было значительно проще, чем с Дугласом. Дело в том, что процесс омоложения шеи — очень сложный. Мышцы шеи с возрастом начинают двигаться иначе при произнесении слов, да и кожа вокруг Адамова яблока очень обвисает. Персонажа Рассела просто одели в свитер с высокой шеей в сценах флэшбеков, а вот Хэнк Пим носил обычный офисный костюм, так что героя Дугласа пришлось обрабатывать дополнительно.

Вышеупомянутой Хейли Этвелл в свою очередь для «Гражданской войны» пришлось постареть. Однако здесь процесс был значительно проще — актриса практически не двигается в кадре, оставаясь в постели. Так что Этвелл просто играла с маркерами на лице.

Принцессы и андроиды в зловещей долине

В 2015 году для «Звездных войн: Бунтаря Один» понадобилось воссоздать 19-летнюю Кэрри Фишер. Тогда на этапе кастинга была выбрана дублер с профилем, который максимально походил на профиль Кэрри Фишер. Девушка тоже отыграла свою роль с маркерами на лице и эти точки впоследствии «цеплялись» при воспроизведении мимики.

Идентичную работу проделали в фильме «Бегущий по лезвию 2049», где нужно было показать молодую Шон Янг в образе Рейчел. У обеих картин преимущество в работе по омоложению: специалисты не искали референсы, у них были четкие параметры из «Новой надежды» и первого «Бегущего по лезвию». Но мимические мышцы у всех разные, так что даже очень похожая актриса не способна передать идентичный спектр эмоций, который демонстрировали Фишер и Янг. Графическая принцесса Лея и андроид Рейчел, как и «молодые» актеры из Marvel, пострадали от эффекта «зловещей долины».

Что же такое эффект «зловещей долины»? Впервые термин ввел профессор робототехники Масахиро Мори в 1970 году. Мори заметил очень любопытную реакцию у людей, которые вступали в контакт с роботами-гуманоидами. Менее человекоподобные роботы вызывали расположение, тогда как андроиды, призванные с точностью воспроизвести облик человека, вызывали отторжение. Это чувство на стыке, когда мозг воспринимает первичную информацию — перед вам человек, но по микродеталям, движениям и мимике ваш мозг тут же получаете противоположную информацию о том, что перед вами не человек. Такой когнитивный диссонанс выливается в дискомфорт при просмотре.

За дополнительным примером далеко идти не надо — в том же «Бунтаре Один» был воспроизведен Гранд Мофф Таркин, которого в Новой надежде» сыграл покойный нынче Питер Кушинг. Лицо актера, конечно, уже нельзя было сосканировать для 3D-модели. Однако компании ILM, занимающейся графикой, несказанно повезло — у Lucasfilm был слепок лица Кушинга, который сделали давным давно в 80-х для дизайна и создания грим-накладок. Дальше была проделана все та же съемка дублера с маркерами на лице.

С выходом «Бунтаря Один» в индустрии заговорили об этичности использования лица исполнителя даже после его смерти. Так что в конце 2016-го Lucasfilm объявили, что будут подписывать специальный контракт и сканировать своих звезд в 3D вне зависимости от того, понадобятся эти сканы для фильма или нет. Таким образом, франшиза может использовать своих звезд даже через много лет, а значит — это не закончится никогда.

Как приручить Зловещую долину

Специалисты считают, что добиться абсолютной убедительности в движениях и коже цифровых людей — все еще непреодолимая задача для VFX-художников. Маленькие нестыковки до сих пор выдают компьютерную графику. Однако избавление от эффекта Зловещей долины — всего лишь дело техники. А пока что некоторые кинематографисты научились более-менее адаптировать нереалистично молодых актеров в кадре. Для этого, как ни странно, даже не нужен CGI.

К примеру, в третьем сезоне «Твин Пикса» для финала понадобилось показать молодую Шерил Ли в образе Лоры Палмер в ночь убийства. Чтобы не вызывать у зрителя отторжения, Линч снял «отретушированное» лицо актрисы в полумраке и не брал крупные планы.

К подобной технике обращаются и в первом сезоне «Мира Дикого Запада» , когда показывают сцены-флэшбеки с молодым Фордом. Энтони Хопкинс преднамеренно практически не говорит в кадре, чтобы искусственная мимика не подрывала достоверность.

В пятой части «Пиратов Карибского моря» лучшие сцены с молодым Джонни Деппом те, где актер на общем плане и не произносит ни слова. К сожалению, графические наработки обесцениваются в моменты, когда дублер Деппа с 3D-маской берется говорить и активно жестикулировать. Но, как утверждает VFX-команда, не прорисовать мимику для такого эксцентрика как Джек Воробей было невозможно.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: