Однажды в кинематографе: все фильмы Тарантино от лучшего к «худшему»
9 полнометражных фильмов (да, мы упрямо считаем «Убить Билла» двумя картинами, а не одной), целое поколение режиссеров-подражателей, парочка десятков легендарных монологов и собственный кинематографический мир. За те 27 лет, которые он снимает фильмы, Квентин Тарантино успел изменить американскую поп-культуру, воскресить карьеру не одной стареющей звезды и попасть в оксфордский словарь. И все же, какая картина – лучшая в фильмографии режиссера?
Предупреждаем сразу – ранжировать фильмы Квентина Тарантино примерно так же легко, как и выбирать любимого ребенка. Иными словами, они все хороши по-своему. Даже самые, грубо говоря, неудачные работы постановщика нельзя назвать откровенно плохими – возможно, в них проблемы с динамикой или хромает история, зато есть фирменные диалоги. Так что не торопитесь забрасывать редакцию гневными сообщениями – нам тоже нравится «Доказательство смерти», просто оно чуть хуже других фильмов Тарантино.
Доказательство смерти
Юра Поворозник
Не мудрено, что последним в нашем списке оказался Death Proof (которого перевели как «Доказательство смерти», что очень далеко от адекватной адаптации). Дело в том, что Квентин сам считает историю об убийце-каскадере своим худшим фильмом. Причина прозаичная: лента должна была быть частью дабл-фичера «Грайндхаус», который также включал картину Родригеса «Планета Страха». Но первые показы оказались провальными и студия Miramax решила выпустить фильмы отдельно.
Тарантино быстро перемонтировал Death Proof для индивидуального показа, но после выхода жаловался на короткие сроки и сложности адаптации концепции. Это видно по самому фильму — если первая часть является богатой на отсылки имитацией классического трэш-кино (с эффектами старой заезженной пленки), то вторая внезапно забывает о стилизации и чересчур серьезно подходит к истории о противостоянии главного антагониста и троих бесстрашных девушек.
2012
Джанго освобожденный
Саша Рынк
Повторим еще раз – даже если фильм считается не слишком удачным как для Тарантино, это не делает его плохим. Все картины Квентина можно со спокойной совестью назвать хорошими, просто среди них есть как настоящие шедевры, так и просто достойные работы. «Джанго освобожденный» – эффектный, кровавый и безумно стильный боевик, поднимающие социально важные темы.
В то же время, фильм немного затянут. Скорее всего, тут даже не вина Тарантино. Дело в том, что это первая картина, которую режиссер снял без помощи своего постоянного монтажера Салли Менке, и некоторые сцены выглядят менее динамично, чем обычно. Так или иначе, хронометраж в 2 часа 45 минут кажется слишком монументальным для довольно прямолинейной истории о любви и борьбе за свободу.
1997
Джеки Браун
Юра Поворозник
Лента о стюардессе (Пэм Гриер), которая пытается обмануть торговца оружием (Сэмюэл Л. Джексон) и Бюро алкоголя, табака, огнестрела и взрывчатых веществ, которые сидят на хвосте. Картина является единственным случаем, когда Квентин написал не оригинальный сценарий, а адаптировал уже существующую историю — роман Элмора Леонарда «Ромовый пунш».
Многие критики считают «Джеки Браун» лучшим фильмом Тарантино — режиссер уже сформировал и отшлифовал стиль на «Бешеных псах» и «Криминальном чтиве», так что третья лента получилась идеальными коктейлем диалогов и закрученного сюжета, посыпанного олдскульным подходом режиссера к съемкам и технологиям. После него Квентин уйдет с головой в имитацию («Убить Билла»), а потом откроет новую страницу своей фильмографии. Но уже никогда не будет тем молодым, дерзким выскочкой.
2003
Убить Билла Vol 1.
Аня Дацюк
Страсть к восточному кино о единоборствах Квентин никогда не скрывал, а сюжет «Убить Билла» так вообще почти что анонсировал еще в «Криминальном чтиве», который Миа Уоллес пересказала за ужином Винсенту. Невеста Ума Турман идет по головам с целью отомстить обидчику, превратившему ее свадьбу в кровавое побоище – не просто боевик о мести. Тарантино с невероятным энтузиазмом использует все возможные техники съемок – от канонов гонгонгских боевиков до японских традиций аниме, от черно-белой комиксной эстетики (которая позже перекочует в «Город грехов»), до китчевой драмы.
Это, к тому же, наиболее феминистическое высказывание Тарантино – каждым по-настоящему сильным антагонистом для Невесты оказывается именно женщина: хранящая ствол в упаковке хлопьев мать-одиночка, роковая одноглазая наемница, хладнокровная глава клана якудз.
2004
Убить Билла Vol.2
Аня Дацюк
Сагу «Убить Билла» многие предпочитают оценивать как единое целое. Однако если все же резать ее пополам, как в свое время сделал сам Квентин чтобы сохранить хронометраж, то вторая часть гиппернасилия и китчевого кровопролития вдруг обогащается совершенно философской кульминацией. «Убить Билла Vol 2.» даже смонтирован иначе – темп здесь значительно медленнее, а эстетизации насилия Квентин все же уделил не так много времени, как в предыдущей ленте. Гнев Невесты, как стержень фильма, оказывается в большей степени любовным. Квентин, оказывается, умеет быть лириком. К тому же, со смертью Билла приходит настоящий катарсис – то, чем в Голливуде в последнее время жертвуют в угоду зрелищности.
В целом, Тарантино, будучи ремесленником-самоучкой, неплохо освоил тот самый постмодернизм в кино. Финальная сцена этой дилогии так и просится в учебники по сценарному искусству, в особенности слова Билла относительно мифологии комикса вообще и «Супермена» в частности.
2015
Омерзительная восьмерка
Саша Рынк
«Омерзительная восьмерка» – самый камерный и неспешный фильм Квентина Тарантино. Больше всего он напоминает классические детективные истории Агаты Кристи – тут все те же подозреваемые, которые изолированы от окружающего мира и вынуждены общаться, преодолевая недоверие друг к другу. Только в случае «Восьмерки», действие происходит в хижине посреди американских лесов, да и действующие лица – не британские аристократы, а мошенники, охотники за головами и бывшие конфедераты.
На первый взгляд может показаться странным, что постановщик вообще взялся за такой эксперимент, но ведь вся фильмография Тарантино состоит из оммажей и референсов любимым жанрам. Кто мог догадаться, что Квентин любит не только спагетти-вестерны и восточные фильмы о боевых искусствах, но и уютные телепьесы о преступлениях и наказании?
2009
Бесславные ублюдки
Аня Дацюк
Военная картина еще никогда не смотрелась так дерзко. Перед нами настоящий конструкт из приключенческого вестерна, костюмной драмы, авантюрной комедии, шпионского триллера и заигрывания с военной хроникой. Еще со времен «Убить Билла» Квентин, видимо, полюбил всем сердцем тему мести, как движимую силу персонажа. Так что здесь она разыграна и как личная история (Шошанна), и как групповая миссия (отряд американских евреев-солдат).
Впрочем в «Бесславных ублюдках» есть еще одна узнаваемая черта авторского метода Тарантино – антологичность. Россыпь колоритных персонажей периодически кочуют из главы в главу, раскрывая самые разнообразные взаимосвязи. А объединяет их всех в итоге кино, как буквально так и вполне метафорично – кинокритик Майкл Фассбендер, звезда кино Дайана Крюгер, владелица кинотеатра Мелани Лоран, солдат и актер Даниэль Брюль. Герои обсуждают фильмы Макса Линдера, Лени Рифеншталь и Чарли Чаплина, с афиши комедийного триллера Анри-Жоржа Клузо «Убийца живет в номере 21» подмигивает Пьер Френе, а посетители пивной играют в «угадай киногероя». Пожалуй, «Бесславные ублюдки» – самый синефильский фильм Квентина.
Удивительная ситуация — дебютный фильм режиссера без профильного образования выстреливает на «Сандэнсе», где забирает приз жюри, после чего удостаивается премьеры в Каннах, где критики сходят с ума по Квентину. Тарантино настолько хотел снять «Псов», что ради этого продал сценарии «Настоящей любви» и «Прирожденных убийц», а когда увидел нехватку средств, готов был обойтись дешевой черно-белой пленкой. К счастью, проект заметил Харви Кейтель, благодаря которому получилось привлечь дополнительные финансы. А там появились Вайнштейны и все завертелось.
Я обожаю «Бешенные псы» именно за немного грубый и сырой стиль неопытного Квентина, который делает фильм только лучше. В нем еще нет кинотеатрально лоска — только огромное количество идей, которые переполняют фильм. Что тут говорить, если мой любимый диалог у Тарантино — это разговор в дайнере, а любимая сцена — конечно же, выход банды грабителей под Little Green Bag. Если у фильма и есть недостатки, их не видно за визионерством режиссера и культовой сценой с Майклом Мэдсеном и песней Stuck in the middle with you. Вот что такое настоящее кино.
1994
Криминальное чтиво
Саша Рынк
Сложно поверить, что «Криминальное чтиво» – лишь вторая полнометражная работа Квентина Тарантино. Тут уже чувствуется полностью сформированный режиссерский стиль: эксперименты с хронологией, эклектический саундтрек, искрометные диалоги и даже кадры из багажника, с которыми теперь ассоциируется имя постановщика. Даже больше – если бы мне нужно было быстро объяснить человеку, незнакомому с творчеством Тарантино, что именно сделало режиссера легендой, то я бы точно показала ему «Криминальное чтиво».
Что именно делает картину настолько удачной? Тут нет сложной хореографии, как в дилогии о Билле, нет впечатляющих трюков или дорогих костюмов. К счастью, Тарантино никогда не нужно было впечатлять зрителей красивой картинкой, его главный козырь – слова. Все сценарии Квентина можно цитировать бесконечно, но самые знаковые фразы достались поп-культуре именно благодаря «Криминальному чтиву». Чего только стоит рассказ героя Кристофера Уокена о карманных часах или легендарный монолог Джулса?