Как это понимать: отсылки и символы фильма «Мы»

Фанаты Джордана Пила-режиссера могут выдыхать спокойно. Постановщик раз и навсегда доказал, что позапрошлогодний хит «Ловушка» не был результатом случайного озарения, и что нас ждет еще не один удачный ужастик. Хоррор «Мы» уже сравнивают с «Сиянием» Стэнли Кубрика – вместо классической страшилки зрителям подали хитросплетение аллегорий и символов, которое можно раз за разом рассматривать под новым углом. Конечно, на вопрос «как интерпретировать ленту» однозначного ответа нет – каждый трактует ее по-своему, в зависимости от индивидуальных убеждений и личного опыта. Но мы все же расскажем, как можно понимать самые важные символы в картине, а заодно – ответим на самые важные вопросы о мире доппельгангеров, кроликов и ножниц.
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!
Почему фильм начинается с видеокассет?
Обратимся к открывающей сцене. Джордан Пил – человек фантастической эрудиции, знаток американской поп-культуры и самопровозглашенный гик. Неудивительно, что его лента начинается с олдскульного телевизора и внушительной коллекции видеокассет. Среди пленок есть парочка любопытных – например, культовый ужастик «Каннибалы-гуманоиды из подземелий» (1984). Как вы могли догадаться по названию, эта картина рассказывает о кровожадных мутантах, которые обитают в подземных тоннелях, расположенных под Нью-Йорком. Собственно, параллели между этими существами и антагонистами картины Пила очевидны – вот только последние, к счастью, только убивают людей, а не поедают их.
Вторая важная кассета, которую нам показывают – запись научно-комедийного фильма «Человек с двумя мозгами» (1983). По словам самого постановщика, он неслучайно поставил именно эту видеопленку в кадр – его вдохновила сама идея того, что два индивида могут обладать одной и той же душой. К слову, эту кассету можно также считать хитрой отсылкой к предыдущей работе Пила.
Конечно, референсы к «Кошмару на улице вязов» тоже заметны – ожоги на лице Плуто (младшего из доппельгангеров) напоминают шрамы Фредди Крюгера, а бойлеры в подземелье – кошмарные локации из снов его жертв.
Причем здесь Майкл Джексон?
Когда мы впервые видим молодую Аделейд, на девочке футболка с кадром клипа «Триллер» Майкла Джексона. По словам Джордана Пила, тут тоже скрыт определенный символизм, ведь популярного американского певца можно считать «святым-покровителем дуальности». С одной стороны, публичный образ Джексона был невероятно позитивным, с другой – его музыкальное видео на песню «Триллер» стало хоррор-классикой. Конечно, после выхода нашумевшей документальной ленты «Покидая Неверленд», отсылки к творчеству Майкла выглядят еще более зловеще.
Почему доппельгангеры пользуются ножницами?
Ножницы не просто так стали главным оружием жителей подземелья – дело в том, что их можно воспринимать как символ двойственности. Сам Пил это объясняет в интервью так: «Ножницы дуальны, причем и в буквальном, и в фигуральном сенсе. Во-первых, они состоят из двух идентичных частей. Во-вторых, они одновременно и пугающие, и часть нашего ежедневного быта». Еще одна теория (правда, неподтвержденная постановщиком) гласит, что доппельгангеры вооружились именно ножницами, чтобы разорвать свою символическую связь с жителями «обычного» мира.
Почему жители подземелья устроили флэшмоб?
В начале картины нам показывают ролик социального движения Hands Across America, в котором участники группы держат друг друга за руки, выстраиваясь в бесконечные живые цепи. Эта организация действительно существовала – ее основали в 1986 году с амбициозной целью собрать достаточно денег, чтобы покончить с бедностью в стране. К сожалению, реализовать настолько масштабную миссию не получилось – в итоге организация распалась, собрав лишь $15 миллионов вместо изначально заявленных $50 миллионов. Джордан Пил в интервью признался, что довольно случайно выбрал этот образ для своего фильма. По его словам, режиссер однажды увидел старый ролик Hands Across America в сети и понял, что толпы держащихся за руки людей вызывают у него необъяснимую панику.
В то же время, тот факт, что доппельгангеры имитируют ролик, тоже выстраиваясь в живые цепи по всей Америке, служит хитрой подсказкой касательно истинной личности героини Люпиты Нионго. Так как настоящая Аделейд еще в детстве попала в подземелье и стала лидером заточенных доппельгангеров, неудивительно, что их план базируется на видео из 80-х.
Почему фильм называется «Мы»?
Оригинальное название фильма, «US», можно трактовать по-разному. Первый вариант – воспринимать его как намек на то, что зло скрывается в каждом из нас, и что разница между жертвой и монстром не так уж велика. В эту трактовку особенно хорошо вписывается финальный сюжетный поворот. Мы узнаем, что настоящая Аделейд в детстве так и не вышла из зеркального лабиринта, а осталась томиться в подземелье, планируя свою месть. Доппельгангер же вырос в комфортных условиях, вытеснил из памяти все воспоминания о прошлом, социализировался и стал вполне нормальным членом общества. Это нам показывает, что люди не рождаются монстрами, а становятся ими вследствии условий жизни.
В то же время, «US» можно воспринимать и как «U.S.» (не зря ведь доппельгангеры подчеркивают, что они – тоже американцы), то бишь «Соединенные штаты Америки». Хотя вторую ленту Пила многие критики посчитали чуть менее политизированной, чем «Ловушка», сам режиссер утверждает, что история о злых двойниках появилась как реакция на плачевное состояние американской политики. «Мы – страна, которая боится чужаков. Мы боимся, когда они появляются на наших границах, и боимся их внутри своей страны. Когда мы забываем посмотреть на самих себя, тогда мы и творим по-настоящему плохие вещи.»
В чем символизм числа 11?
Число 11 – не просто очередной намек на дуальность происходящего, но и отсылка к Писанию. Когда маленькая Аделейд идет на пляж в самом начале картины, она проходит мимо бездомного мужчины с табличкой «Иеремия 11:11». Эти строчки из Ветхого Завета рассказывают о грядущей катастрофе – «Посему так говорит Господь: вот, Я наведу на них бедствие, от которого они не могут избавиться, и когда воззовут ко Мне, не услышу их.» Дальше мы видим множество отсылок к этому числу – например, незадолго до появления доппельгангеров, Гэйб смотрит матч по американскому футболу, счет которого – 11-11. А когда героиня Люпиты Нионго укладывает спать своего сына, часы показывают ровно 11:11.
Почему в фильме столько кроликов?
Пожалуй, самые заметные визуальные символы в картине – ножницы и белые кролики. В титрах присутствуют клетки с этими животными, а рассказ доппельгангера Аделейд начинается с истории о том, что жителям подземелья приходится есть сырую кролятину. Когда мы впервые встречаем Зору (дочь Аделейд), на футболке девушки нарисован заяц, а на ее пижаме написано слово «Thỏ», которое в переводе с вьетнамского означает, да-да, «кролик». Как и все в этом фильме, наличие ушастых зверей можно объяснять по-разному.
Пил в интервью рассказывает, что кролики у него вызывают неприятные ассоциации еще с детства – они вроде кажутся милыми, но если слишком долго рассматривать их морды, то их глаза начинают напоминать глаза маньяка. Постановщик даже утверждает, что если мозг кролика пересадить в человеческое тело, то мы бы получили настоящего Майкла Майерса (культового антагониста из хоррор-франшизы «Хэллоуин»).
Впрочем, есть и еще одна трактовка – кролики неизбежно напоминают о творчестве Льюиса Кэрролла. И действительно – в фильме много параллелей с историями об Алисе. Аделейд впервые встречает своего доппельгангера в зеркальном лабиринте, а затем следует за белым кроликом, чтобы вновь попасть в подземелье. Иными словами – проваливается во вполне буквальную кроличью нору.