Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Голодные и дерзкие: Как Pixar съела Disney и не поперхнулась

Как состоялся величайший взлет в истории Голливуда

Когда в 1991 году Pixar и Disney подписали договор о сотрудничестве, то сделка казалась не более, чем странным желанием голливудского гиганта вернуть к себе оскароносного аниматора Джона Лассетера и, возможно, получить несколько перспективных патентов на технологию 3D-анимации. О серьезных успехах на поприще полнометражных фильмов никто не думал — это было не более чем мечтами, которых не разделял даже собственник студии Стив Джобс. Пока все занимались созданием «Истории игрушек», основатель Apple пытался спихнуть Pixar со-основателю Microsoft Полу Аллену, основателю Oracle Ларри Эллисону и даже корпорации Hallmark (да, та, которая делает поздравительные открытки).

В 2006 году, спустя 14 лет, после подписания того первого договора, Disney купил Pixar. Хотя слово «купил» тут не совсем подходит. Детище Стива Джобса получило полную креативную свободу и независимость, сам основатель Apple стал крупнейшим акционером Disney, президент Pixar Эд Кэтмелл возглавил также анимационное отделение Disney, а креативный директор Pixar Джон Лассетер получил в добавок кресло креативного директора все того же анимационное отделение. Поэтому лучше сказать «Pixar получил полный контроль над анимацией Disney и вдобавок еще 7 миллиардов долларов».

Пока в кинотеатрах триумфует «История игрушек 4», мы рассказываем, как же убыточному отделению Lucasarts удалось стать самой влиятельной анимационной студией в истории, сломив при этом даже Микки Мауса.

Наивные мечтатели

Началась история Pixar еще где-то в 50-х, когда мальчик по имени Эд стал преданным фанатом диснеевской анимации. Он очень хотел работать у Уолта Диснея, но реально оценил свои умения рисовать и решил заниматься тем, что у него получалось лучше — программировать.

Спустя почти два десятилетия, в 1974 году, парня позвали в Нью-Йоркский технологический университет, где основатель Александр Шуре загорелся бредово-гениальной идеей создать анимацию с помощью компьютера. Понятное дело, о графическом интерфейсе тогда еще никто не знал и создание полноценных мультиков выдавалось скорее бредом старика, чем реалистичным заданием. Но молодой Эд Кэтмелл, на тот момент уже успешный программист, увидел в задача свою детскую мечту и принял предложение.

1974 год — вы здесь

Позже он станет первым, кто оцифровал живой объект (свою левую руку), будет под крылом Lucasfilms заниматься первыми в истории компьютерными спецэффектами (3D-рыцарь в «Молодом Шерлоке Холмсе») и создаст первый полноценный компьютер для работы с 3D-анимацией. Благодаря компьютеру, который назывался Pixar, небольшую компанию Кэтмелла и его товарища Элви Рэя Смита заметит Стив Джобс и выкупит «стартап» у Джорджа Лукаса.

Полная версия предыстории Pixar появится на сайте чуть позже. Пока приходится довольствоваться этим скромным описанием.

1985 год — вы здесь

Для демонстрации мощностей компьютера нужен был аниматор, понимающий как создавать полноценную историю — Кэтмелл хоть и стоял на пороге осуществления мечты, но не мог сам реализовать креативную составляющую фильма. Так в Pixar появился Джон Лассетер, грезящий компьютерной анимацией после просмотра «Трона». Дальше была первая созданная на компьютере короткометражная анимация, всеобщее восхищение и даже «Оскар» за лучшую короткометражку в 1988 году.

Несмотря на то, что Pixar был пионером компьютерной графики, финансовое положение компании это не улучшалось. Джобс оплачивал работу со своего кармана и не знал, что делать с греющим душу и сердце, но не кошелек активом. Так что сделка с Disney выглядела идеальным выходом из ситуации:

— Кэтмелл и Лассетер получили возможность для создания полнометражной компьютерной анимации;
— Джобс получил возможность спихнуть компанию с наценкой;
— Disney почти вернули к себе беглого аниматора Лассетера и получили доступ к передовым технологиям 3D-анимации.

Стороны ударили по рукам в 1991 году, но Джобс, как обычно, показал свою хватку и лишил Микки Мауса любого коммерческого доступа к фирменным технологиям Pixar. Disney так хотел назад Лассетера, что пропустили этот укол, не представляя во что он превратится со временем.

Сломать монстра

По приглашению Джобса, финансовым директором Pixar в 1994 году стал Лоуренс Леви, главной задачей которого был выход компании на биржу. По словам финансиста, он был шокирован контрактом с Disney — «старший брат» получал более 90% выручки, контролировал маркетинг и прокат, а также не допускал любой работы с конкурентами. Бумаги были подписаны на три фильма — учитывая разработку «Истории игрушек», которая заняла 4 года, перспективы молодого игрока на рынке выглядели мизером.

Лоуренсу повезло, что он пришел после печально знаменитой «Черной пятницы» 19 ноября 1993 года. Тот день стал пиковым в отношениях Pixar и Disney. Два года молодые специалисты слушали подсказки более именитых коллег и переделывали анимацию по их предложениях. В итоге лента превратилась в мрачную историю с неприятными персонажами, которые совсем не напоминали изначальный питчинг. Во время очередного просмотра созданного материала руководители Disney остановили производство фильма, требуя отдать ленту им на доработку и даже всерьез рассматривали идею разорвать сотрудничество. Вмешался Джобс, который запретил Лассетеру и компании любые полумеры и выделил финансирование на полную переделку из своего кармана. Стало понятно, что молодой студии нужны собственные фонды.

В своей книге «Планета Pixar» Леви пишет, что для того, чтобы получить деньги на самостоятельное производство собственных проектов, нужно было собрать больше 180 миллионов долларов в домашнем прокате. На секундочку, до этого подобной цифрой могли похвастаться аж два проекта: «Король Лев» и «Аладдин». Отметку в 100 миллионов за всю историю американского проката преодолели на тот момент только четыре фильма — это сделали также «Красавица и чудовище» и «Покахонтас». Не диснеевские мультфильмы редко когда собирали больше 50 миллионов — эта высота покорилась исключительно «Кошмару перед Рождеством», «Американской истории» и «Земле до начала времен».

Чтобы получить хотя бы минимальную возможность пересмотреть изначальный контракт с Disney, Pixar нужно было и выстрелить в бокс-офисе и удачно выйти на IPO (успех которого тоже зависел от «Истории игрушек»). Все решилось во время уик-энда Дня Благодарения в 1995 году: анимация о приключениях Вуди и Базза собрала за первые выходные 29 миллионов, а спустя несколько дней на бирже NASDAQ акции студии вызвали огромный ажиотаж. Всего «История игрушек» собрала в прокате 373 миллиона, из которых 191 дома и стала самым кассовым фильмом года.

Что любопытно, отметку в 180 миллионов, которая казалась Лоуренсу Леви фантастикой, за всю историю Pixar не преодолели только три фильма: «Приключения Флика», «Тачки 3» и «Хороший динозавр».

После такого успеха в Pixar решили действовать на опережение и потребовали от Disney пересмотра контракта. В этот раз компания хотела получить полный креативный контроль над работой, 50% от прибыли, лучшие даты для премьеры и, что главное, возможность развивать свой бренд как самостоятельный. В 1997 году Микки Маус в лице Майкла Айснера согласился на все требования, чем шокировал индустрию — выскочки с одним успешным фильмом заставили лидера рынка воспринимать себя как равных. Контракт был подписан на 10 лет и пять фильмов. В Disney еще не знали, что натворили.

Во имя победы

Пять картин, о которых шла речь выше — это «Приключения Флика», «Корпорация монстров», «В поисках Немо», «Суперсемейка» и «Тачки». Успех Pixar был беспрецедентным, акции выросли в цене почти в 4 раза с момента выхода на IPO и в 2004 году Джобс, недовольный поведением CEO Disney Майкла Айснера, решил прекратить переговоры о подписании нового контракта. Микки Маус стал в позу и заявил, что выскочки могут отправляться на четыре стороны, но без уже созданных персонажей. Лассетер плакал, Кэтмелл нервничал, Джобс негодовал, но все трое были готовы пойти на этот шаг. При этом все понимали, что в свободном плавании пиксаровцам будет куда сложнее — все же ставка исключительно на блокбастеры была крайне рискованной.

Но в 2005 году Майкла Айснера внезапно уволили, а на его место поставили Боба Айгера. Тот оказался куда более лоялен к Pixar, но все еще был не уверен в том, как стоит поступать — Джобс, как обычно, был непреклонен и доказывал, что это Disney должны ползать на коленях, а не наоборот.

Окончательное решение новый CEO корпорации Микки Мауса принял для себя в Токио, во время открытия нового Диснейленда. Во время парада персонажей он отметил, что практически все новые популярные герои — творение Pixar. Отделение Disney Animation было в упадке и Айгер принял для себя ключевое решение — перезапустить анимационный отдел корпорации с помощью Кэтмелла и Лассетера. Но для этого нужно было полноценно купить Pixar у Джобса.

Об итоге мы уже писали в начале: Айгер практически отдал пиксаровцам ключи от Disney Animation, позволил открывать любые двери корпорации с ноги и пользоваться всеми возможностями голливудского гиганта.

С того времени диснеевские аниматоры, под руководством Лассетера и Кэтмелла выпустили «Вольта», «Рапунциль», «Ральфа-разрушителя», Холодное сердце» и «Зоотрополис». Спустя почти два десятилетия после «Мулан», Disney наконец-то возобновил свои позиции в мире мультипликации. Точнее, занял почетное второе место за пока недостижимым лидером, которого помог создать сам. Это мы, ясное дело, о Pixar.