Быть Джоном Лассетером: стоит ли ждать от гения анимации новых свершений?
Гений анимации, творец Pixar и просто парень в гавайской рубашке — Джон Лассетер нашел новую работу в компании Skydance. Новость дала отличный повод многим заклеймить Disney в глупости, ведь за «какие-то» обвинения в харрасменте они лишились своего главного волшебника со времен Уолта Диснея. Но стоит ли ждать теперь от Skydance прорывной анимации? Или все же реальность куда более сложная штука?
На самом деле киногигант с ушами не в первый раз теряет Лассетера, а во второй. Джон начал свою карьеру в CalArts Character Animation — специальной программе обучения, которую создал Disney. Что интересно, его одноклассниками стали Брэд Берд («Суперсемейка»), Джон Маскер («Аладдин»), Генри Селик («Кошмар перед Рождеством»), Тим Бертон и Крис Бак («Холодное сердце»). За время обучения будущий сооснователь Pixar спродюсировал две короткометражки — Lady and the Lamp (1979) и Nitemare (1980) — которые выиграли студенческий «Оскар» за анимацию. Парень был настолько помешан на Disney, что в перерывах между учебой устроился работать в Диснейленд.
Лассетера взяли на работу после выпуска и с 1979 он начал работать аниматором. Безоблачное будущее испортил «Трон» — фильм настолько впечатлил Джона, что тот начал грезить созданием компьютерной анимации и даже начал разработку картины Where the Wild Things Are. В Disney, после провала все того же «Трона» не рискнули опять браться за богомерзкое CGI, закрыли проект и уволили аниматора.
В Pixar (тогда еще часть Lucasfilm) Джон попал вовремя — глава подразделения Эд Кэтмелл был пионером компьютерной анимации и уже 15 лет пытался осуществить собственную мечту, которая совпадала с идеей Лассетера — сделать мультфильм исключительно с помощью компьютера. Когда аниматор познакомился с командой, технические возможности для такой дикой идеи уже были созданы. Оставался один ингредиент — человек, умеющий написать историю.
Экс-работник Disney подошел для этого идеально. Вместе с Элви Рэем Смитом он сделал первый короткометражный компьютерный анимационный фильм — речь о «Приключениях Андре и Уолли Б.». После этого Лассетер получил место в штате и занялся созданием роликов, которые показывали технические возможности Pixar как компании. Так появились «Люксо-младший», «Мечта Рэда» и «Оловянная игрушка», получившая «Оскар» как лучшая короткометражная анимация.
В то время «Пиксаром» уже заправлял Стив Джобс — именно он дал деньги на создание картины (компания была убыточная). Успех короткометражки заставил основателей компании посмотреть в сторону создания полнометражной анимации. Подталкивал к этому и Disney — после «Оскара» корпорация захотела вернуть Лассетера обратно. На самом деле, именно благодаря Джону Pixar заключили контракт на создание «Истории игрушек». Микки Маус очень загорелся идеей вернуть аниматора себе.
Успех анимации о приключениях База и Вуди многие связывали именно с Лассетером, хотя триумфатором был скорее Кэтмелл. Он фактически сам создал целое направление в кинематографе — именно его рука была первым оцифрованным объектом в истории индустрии, он стоял за созданием первых компьютерных спецэффектов («Стар Трек 2: Месть Хана», «Молодой Шерлок Холмс») и в 1995 году наконец реализовал свою мечту, к которой шел еще с начала 70-х. Позже, в книге «Корпорация гениев» Эд напишет, что после премьеры «Истории игрушек» утратил жизненную цель, которую позже нашел в управлении Pixar.
Именно Кэтмелл создал тепличные условия для работы Лассетера — Джон сам определял, какими проектами будет заниматься студия. В компании росло собственное поколение отменных аниматоров, пришедших в начале 90-х: Пит Доктер («Корпорация монстров», «Вверх», «Мыслями наружу»), Эндрю Стэнтон («В поисках Немо», «Валл-и»), Ли Анкрич («История игрушек 3», «Коко») позже к ним присоединился Брэд Берд («Суперсемейка», «Рататуй»). После сиквела «Истории игрушек» Лассетер отошел от режиссуры, вернувшись к ней только в 2006-м, чтобы сделать «Тачки».
В том же году аниматор триумфально вернулся в Disney — корпорация купила Pixar, при этом оставив компанию отдельным подразделением, параллельно сделав Джона креативным директором Walt Disney Animation Studios, Кэтмелла — президентом, а Стива Джобса — крупнейшим акционером. Новоприбывшие быстро начали реформировать «колыбель анимации», результатом чего стали такие фильмы, как «Рапунцель», «Город героев», «Холодное сердце» и «Зоотрополис».
Последней режиссерской работой Лассетера стали «Тачки 2» — иронично, но это самый низко оцененный фильм Pixar. После этого он ограничился продюсерским и административными обязанностями. К моменту появления обвинений в харрасменте, оценить влияние Джона на работу студий Pixar и Disney было сложно — хотя именно он решил продолжить франшизу «Истории игрушек», что пока видится крайне сомнительным решением.
Практически год после ухода с должностей Лассетер был «консультантом» и 9 января 2019 года официально занял должность главы новосозданной Skydance Animation. Здесь у него не будет проверенных сотрудников, передовой технической команды, системы, созданной Кэтмеллом и того кредита доверия, на котором строились принципы Pixar. Впервые с 1984 года Джон окружен не единомышленниками, а людьми, которым нужен результат. Когда-то такими же были и боссы Disney, но тогда у аниматора не было охапки «Оскаров», звания отца индустрии и опыта создания лучшей мультипликационной студии всех времен.
Кэтмелл в своей «Корпорации гениев» детально расписывает, насколько сложно было создать в Pixar систему, которая бы защищала креативность, а не подавляла ее. После 8 июня 2017 года (появление обвинений) оказалось, что даже она не идеальная и имеет множество изъянов. Лассетер существенно подмочил репутацию своего детища и теперь попробует построить все сам. А как показывает практика, на четвертом десятке работы в кинобизнесе свежих идей особо не остается.
Первый проект Skydance Animation выпустит в 2021 году. Интересно, сможет ли Джон навязать конкуренцию своей родной компании, которая не видела этой конкуренции с момента основания? Это было бы здорово. Но пока все же маловероятно.