Тамада хороший: почему «Оскар» без ведущего — это ОК
С Кевина Харта хватит. Недавно мы узнали, что актер станет ведущим «Оскара 2019», а Харт уже успел отказаться от церемонии, и все вроде бы из-за гомофобных комментариев комика в прошлом. Руководство премии предложило хосту либо извиниться, либо покинуть пост, так что Кевин выбрал второй вариант… а потом извинился… а потом все равно не вернулся. Потому что дело на самом деле не в плохих шутках и толерантности Киноакадемии. Дело в том, что быть ведущим «Оскара» — опасная работа, которая может стоить вам карьеры. Больше того, провести церемонию уже давно не считается карьерным достижением. Уверена, что Джимми Киммел и Эллен Дедженерес не нуждаются в «оскаровском» гонораре, ежедневно расписываясь на чеках за собственные авторские шоу.
Вот и оргкомитет главной киноцеремонии решил не добавлять себе головной боли в виде нестабильного хоста и вовсе отказался от ведущего в 2019 году. Предстоящая церемония «Оскар» будет без «тамады» впервые за 30 лет. И в этом нет ничего страшного.
А вот что страшно для Киноакадемии, так это наблюдать, как медленно, но уверенно падают рейтинги шоу из года в год. В прошлом году «Оскары» достигли нового дна — всего 26,5 миллиона человек посмотрели церемонию и это самый низкий результат за последние 10 лет. Более-менее постоянная циркуляция ведущих как раз инициирована для того, чтобы привлекать новую аудиторию — моложе и прогрессивней. Но даже здесь можно переборщить, как показал нам опыт 2011 года. Тогда хостами выбрали юных Энн Хэтэуэй и Джеймса Франко. В результате мы получили унылый стенд-ап где одна тараторила реплики как отличница, а второй явно покурил косячок перед выходом.
Несмотря на всю свою прогрессивность, руководство «Оскара» вообще не приемлет свежие лица на сцене Dolby Theater. Боб Хоуп вел «Оскары» 19 раз, впервые открыв церемонию каламбурами на тему кино в 1940 году. Следом за ним идет Билли Кристал, у которого в послужном списке 9 церемоний, включительно со спасательной операцией под названием «Оскар 2012», после фиаско Хэтэуэй и Франко. Тогда рейтинги подскочили на 2 миллиона. Но даже у провальной парочки молодежи в 2011 был показатель в 37,9 млн — на 11 млн выше, чем в прошлом году.
Из новичков дважды церемонию вели Эллен Дедженерес и Джимми Киммел. У Эллен в 2014 году, к слову, были самые высокие рейтинги за последние 18 лет — 43 млн зрителей. У Киммела показатели пониже, а его возвращение на сцену в 2018 вообще можно считать героическим — годом ранее при Джимми напутали конверты и тот прямо на сцене взял вину на себя. Конечно, ведущий там ни при чем, но после шквала критики самой церемонии, Киммел все равно согласился вернуться на сцену Dolby Theater, теперь уже с охапкой шуток про «конвертгейт».
На самом деле рядовому хосту «Оскара» даже не надо брать на себя вину за что-либо — при любых раскладах копья полетят именно в него. Вялый открывающий монолог? Слишком причесанные шутки? Пройтись по Трампу? Речь для ведущего всегда пишут сценаристы, а любые импровизации вообще не приветствуются. Все что требуется от хозяина вечера — выдержать открывающий монолог, сняться в смешном скетче, пародирующем оскаровских номинантов, и периодически появлятся на сцене чтобы представить очередную звезду. Действительно ли для такого нужен целый ведущий? В истории «Оскара» уже была церемония без «старосты» — в 1989 году вместо стартового монолога продюсер шоу Аллан Карр и режиссер Джефф Манголис поставили 11-минутный музыкальный номер с Робом Лоу и Белоснежкой. Скажем так, оба до сих пор пытаются выплыть на поверхность кинобизнеса в Голливуде.
Окей, никто ведь не говорит оставлять «Оскар» совсем без лица — церемонию не единожды вел целый тандем хостов, незачем сваливать эту ношу на одного беднягу (или бедняжку). В 1958 году сцену Dolby Theater делили между собой Джек Леммон, Боб Хоуп, Розалинд Рассел и Дональд Дак (честно!). В 1973 году хостами были Кэрол Барнетт, Майкл Кейн, Чарлтон Хестон и Рок Хадсон. В 1987 году ведущих у «Оскара» было целых три — Чеви Чейз, Голди Хоун и Пол Хоган.
По похожему принципу будут действовать постановщики «Оскара» и в 2019 году, когда вместо одного «козла отпущения» поставят целый ряд знаменитостей, сменяющих друг друга на сцене с подготовленными шутками. Уже есть слух, что канал ABC намерен завлечь на сцену весь состав «Мстителей». Во-первых, лучшего пиара для фильма с релизом уже в апреле не найти. Во-вторых, канал-то принадлежит компании Disney, а значит телесеть не просто хочет, а даже может себе это позволить.
В этом как раз и состоит ключ к успеху, ведь не хост приводит аудиторию, а массовое кино, которое, при лучших раскладах, будет среди ключевых номинантов. И чем известней фильм, претендующий на «Оскар», тем больше шансов, что в ночь церемонии зритель сядет болеть за свое любимое кино. К примеру, церемония 1998 года, где почти все «Оскары» забрал хит бокс-офиса «Титаник» — яркое тому подтверждение (57 млн. зрителей). При этом не важно, кто будет каламбурить на сцене — Крис Рок с комментариями о расизме или Нил Патрик Харрис с очередным бродвейским номером.
Как известно, расширение номинации «Лучший фильм» до десяти позиций в 2010 году как раз было призвано включить в список побольше кассовых картин. Попытка Киноакадемии ввести в этом году номинацию «Лучший популярный фильм» только подтверждает тот факт, что рейтинги у церемонии падают не из-за плохих-хороших ведущих, а из-за фильмов-номинантов — нудные байопики и слезливые инди-драмы, «основано на реальных событиях», groundbreaking historical event, великие истории о маленьких людях и т.д. Не удивляйтесь, если «Черная пантера» таки получит номинацию «Лучший фильм» — первый блокбастер с темнокожим составом и мощным патриотическим посылом Киноакадемии просто не позволено проигнорировать. А с задачами хоста тем временем смогут справиться даже миньоны. Серьезно, в 2016-м так и было.