«Жуй» Джона Лэймана: в мире криминальной кулинарии

О том, каким будет мир будущего, авторы комиксов размышляли не раз — андроиды, зомби-нашествие, техногенная катастрофа, путешествия во времени, ставшие рядовыми. А вот гастрономическая картина почему-то мало кого заботит. Сценарист Джон Лэйман и художник Роб Гиллори взяли на вооружение продуктовый аспект раздела футурологии и развили его в полноценный криминальный сюжет. Результатом оказался «Жуй» — на первый взгляд, типичный криминальный процедурал-онгоинг. Однако этот особенный комикс постоянно ходит по краю: каннибализм и глумление над трупами здесь соседствуют с юмористической подачей и совершенно несерьезной «мультяшной» рисовкой.
Как так случилось, что откровенно мерзкий комикс Лэймана и Гиллори, который авторы сперва даже финансировали самостоятельно, получил в итоге две премии Айснера и стал одним из самых успешных изданий Image Comics?
Мир «Жуя» удивителен сам по себе — его населяют люди со сверхспособностями, которых назвать супергероями просто не получиться. К примеру, главный герой Тони Чжуй — цибопат. Он может видеть «воспоминания» всего того, что ест. Съев яблоко, он увидит, где оно выросло и какими пестицидами было обработано. Ну а, надкусив кусочек мяса, перед ним открывается не очень хорошая картина со скотобойни.
Лучшее применение его способностям находит Федеральная Служба Контроля Продуктов. Звучит, конечно, абсолютно не остросюжетно. Однако в этом мире будущего, ФСКП — сильнейшая в мире правоохранительная организация. Дело в том, что практически всю планету подкосила эпидемия птичьего гриппа, унесшая жизни миллионов человек, и курица теперь под строгим запретом. Любители мяса могут довольствоваться разве что мясозаменителем, альтернативой которому служит контрабанда. Теперь представьте, каково это — работать агентом по контролю продуктов в мире, где торговать курицей — занятие прибыльней и опасней, чем толкать килограммы кокаина. Тем более, что со своими способностями Тони Чжуй может провести всего пару минут наедине с трупом, чтобы выяснить, кто был убийцей. Как именно, не сложно догадаться…
Первый выпуск «Жуя» увидел свет в 2009 году. Тогда Джон Лэйман рассчитывал на короткую жизнь своего детища — не больше пяти выпусков. Частично из-за независимого (читай без финансирования) статуса комикса, а, возможно, и потому, что в своей истории Лэйман особо не стеснялся искусно выписывать сцены расчлененки или поедания останков. В результате история Тони Джуя слегка затянулась — в 2016 году вышел 60-й финальный выпуск. Так что перед нами один из самых крепких несуперегеройских современных онгоингов, где-то наравне с комиксами «Трансметрополитен», «Y: Последний мужчина» или «Проповедник» (у них также в общей сложности по 60 выпусков).
Секрет успеха, как мне кажется, состоит в том, что «Жуй» умудряется грамотно балансировать на стыке нескольких жанров. Это вовсе не чернуха или трэш, даже если синопсис этой истории вас слегка отпугивает. Он грамотно сочетает элементы криминальной хроники, мультсериала и кулинарного шоу. «Жуй» соответствует процедуралу в своей классической форме — в каждом выпуске есть «дело недели», расследование которого понемногу раскрывает картину масштабного заговора. В определенный момент полицейский боевик встречается с фантастикой — вот на страницы комикса врывается тарантиновский дух, летят отрубленные пальцы и откушенные уши, а уже в следующей сцене в фокусе агентов представители инопланетной цивилизации. При этом заслуга Джона Лэймана как сценариста здесь неоспорима — повествование построено логично и очень ритмично,с лавинообразным эффектом раскрывая антиутопический мир, в котором вот-вот разразится война за птичью грудку.
Баланс драмы и юмора выдержан так, что вы продолжите читать «Жуя» даже в самых мерзких сценах, будь то эпизод, в котором протагонисту предстоит попробовать экскременты во благо расследования, или же абсолютно абсурдные зарисовки с боевым петухом Пойо. Гангстеры, торгующие нагетсами — это не предел. Наберитесь терпения, и дождитесь, когда в этом комиксе появятся вампиры и генномодифицированные фрукты со вкусом мяса.
Среди очевидных преимуществ «Жуя», как очень оригинального произведения — рисунок Роба Гиллори. Его карикатурный стиль обманчиво наталкивает на мысли о легкомысленном чтиве про веселые будни полицейских. Однако именно гротескный стиль Роба смягчает неприятные моменты и дает дополнительный градус безумия этой истории. Визуализация «Жуя» от Гиллори находится в полной гармонии с сюжетом, хоть и отсылает вовсе не к детективам, а скорее к мультипликации Cartoon Network.
Вот что об этом думает сам Джон Лэйман:
Мне важно, чтобы история не была чересчур серьезной или пафосной. Мне нравятся веселые комиксы, и я всегда добавляю немного нелепости и легкости, иначе их слишком сложно читать. Это одна из причин, почему я искал художника, который рисовал бы как Роб. Мне важно, чтобы читатель смеялся, даже когда Тони Чжуй ест что-нибудь омерзительное. Без такого рисунка комикс был бы просто отталкивающий и сбивающий с толку.
Как результата, из уникального рисунка выходит еще один тезис в пользу незаурядности «Жуя» — персонажи, среди которых Тони-цибопат — вовсе не белая ворона. К примеру, наставник Чжуя, еще один цибопат Мейсон Савой, срисован с Орсона Уэллса. Любовный интерес Тони, Амелия Минц — еще один уникальный пример хорошо проработанного героя. В обществе с жесточайшими пищевыми запретами самым важным журналистом оказывается она — ресторанный критик. К тому же Амелия — самоскривнер — человек, который может описывать еду настолько точно, что читатель почувствует вкус блюда. Звучит безобидно, пока вы не дойдете до страницы, на которой Минц описала испорченную еду, вызвав у десятков тысяч читателей сильнейшие приступы рвоты.
Не расслабляйтесь, потому что в «Жуе» вы еще повстречаете ксоксокальпере (делает из шоколада любой предмет, работающий точно так же, как его обычная версия), циболингвиста (говорит на языке любой национальности, блюдо чьей кухни он приготовил) или сабопиктора (рисует картины, которые на вкус такие же, как нарисованная на них мерзость). Проще говоря, лучше отложите свой бутерброд подальше во время чтения этого комикса.