Магия «Черного котла»: как одна анимация изменила мир и чуть не погубила Disney

«Мстители: Финал» стали самым кассовым фильмом в истории. «Аладдин» собрал больше миллиарда, «Король Лев» тоже перепрыгнет этот рубеж, а у нас еще финал новой трилогии «Звездных войн» впереди. Disney превратился в крупнейшего производителя медиаконтента в мире и пока не собирается сдавать позиции. Западные журналисты во всю трубят об эре Микки Мауса.

Кто бы мог подумать, что 34 года назад один анимационный фильм поставит корпорацию перед угрозой банкротства и практически выселит анимационный отдел Disney на улицу. Речь о «Черном котле» — первом и единственном темном фэнтези в истории компании, более известном как «убийца Disney». И пока медиагигант планирует лайв-экшн адаптацию картины, мы расскажем больше об анимации, которая существенно повлияла на киноиндустрию.

Суровые 80-е

Корпорация выкупила права на пенталогию «Хроники Придейна» писателя Ллойда Александера еще в 1971-м, а спустя два года запустила в производство экранизацию. Идеи студии сделать новую «Белоснежку» с помощью передовых технологий были хорошими на бумаге, а на практике производство столкнулось с проблемами и фильм подвинули на Рождество 1984.

Картина должна была рассказывать о мальчике, который противостоит злому колдуну и пытается не дать антагонисту завладеть Черным котлом, с помощью которого можно призвать армию зомби.

Проект отдали в руки перспективному аниматору Джону Мускеру, а визуальная проработка персонажей досталась молодому и никому не известному парню по имени Тим Бертон. Учитывая, что в конце 70-х Спилберг и Лукас существенно расширили жанровые рамки массовых блокбастеров, фильм решено было сделать более взрослым — чем-то вроде подросткового хоррора (как его себе представляли в конце 70-х). У ленты была всего одна небольшая проблема: затянутое производство.

После выхода «Лиса и Пса» компания бросила на проект сразу четырех режиссеров, из-за чего ситуация начала выходить из-под контроля. В итоге, руководство сменило продюсера Арта Стивенса на Джо Хейла и тот взялся за работу так резво, что 1980-й принято считать началом «настоящей» работы над анимацией. Мускера и Бертона подвинули в сторону, желая добиться от фильма диснеевского стиля. Ради этого из пенсии даже вернули ветерана студии Милта Кайла, который работал еще над «Белоснежкой». Изменения оказались настолько серьезными, что ленту пришлось отодвинуть на пол года, до лета 1985-го.

Джеффри, мать его, Катценберг

После первых тестовых просмотров стало понятно, что Disney немного не рассчитал с аудиторией. Детям смотреть ленту было страшно, тогда как у подростков того времени не было привычки ходить в кино на анимацию. Только что назначенный председатель совета директоров Джеффри Катценберг скомандовал перемонтировать фильм, на что продюсер Джон Хейл ответил отказом — лента была создана в специфическом формате, который было крайне сложно резать.

Топ-менеджера это не остановило. По его приказу фильм доставили в студию монтажа, где он самостоятельно принялся вносить правки. Чтобы остановить странную ситуацию, Хейл пошел к президенту Майклу Айснеру, который лично звонил Катценбергу в монтажную с требование прекратить безобразие. Тот все же образумился, но добился своего — из фильма вырезали 12 минут событий.

За все время разработки, бюджет «Черного котла» вырос до 44 миллионов долларов — невиданная на тот момент сумма для анимации (например, предыдущий фильм студии «Лис и Пес» обошелся в 12 миллионов). В результате картине нужно было заработать хотя бы 100 миллионов, чтобы окупить себя и принести минимальную прибыль. Как вы понимаете из первого абзаца текста, этого не случилось.

Лента стала первым фильмом Disney с рейтингом PG (просмотр вместе с родителями), что никак не улучшило общую ситуацию с аудиторией. Критики тоже не помогли дебютному диснеевскому драматическому фильму — мнение разделились между восторгом от необычной подачи истории и разгромной критикой. Итоговым результатом «Черного котла» в бокс-офисе стали 21 миллион долларов — меньше чем половина производственного бюджета. Провал оказался настолько ощутимым, что даже на домашних носителях ленту выпустили только в 1998 году.

Ужасные последствия

На тот момент у корпорации было два источника доходов — тематические парки и анимация. Последняя обычно выходила раз в 3-4 года и своими поразительными результатами позволяла вкладываться в следующие проекты. Проблема была в том, что последний по-настоящему успешный мультфильм, «Спасатели», вышел в 1977 году, принеся в копилку 169 миллионов долларов при бюджете в 7,5. Премьера уже упомянутого выше «Лиса и Пса» в 1981-м принесла всего 63 миллиона (бюджет был 12 миллионов).

«Черный котел» же, вместо спасательной шлюпки и новой «Белоснежки» стал айсбергом, который на всей скорости протаранил корабль Микки Мауса. Компания внезапно поняла, что на горизонте замаячило банкротство и приняла решительные меры — гордость Уолта Диснея, анимационный отдел, был существенно сокращен и выселен со своего вечного офиса в Бёрбенке в куда менее престижный корпус.

В Disney решили больше не экспериментировать с жанрами, убрав со стола идеи «драматической анимации». Это окончательно закрыло дорогу в высший свет Тиму Бертону и тот ушел из компании. Катценберг реформировал пайплайн анимационной студии так, чтобы нарастить скорость выпуска фильмов, отказавшись от неспешного производства. Но главный удар по компании нанес ее бывший художник и режиссер Дон Блут — в 1986-м под крылом студии Amblin Стивена Спилберга он выпустил «Американскую историю». Это был первый случай, когда успешный массовый анимационный фильм нарисовали не в Disney. В дальнейшем постановщик выпустит «Землю до начала времен», что в свете пробуксовки лидера дало толчок всей индустрии. В доме Микки Мауса так ужаснулись потенциальным проблемам, что готовы были заручаться помощью со всех сторон. Даже если речь шла о странной убыточной компании 3D-анимации (да, это мы про Pixar).

Корпорацию лихорадило еще несколько лет. В прокате плохо себя показали и «Величайший мышиный детектив», и «Оливер и компания». В 1989 году, выпуская первую режиссерскую работу Джона Мускера (который изначально и работал над «Черным котлом») и Рона Клеменса, Disney шел ва-банк. Производство обошлось в 40 миллионов и провал мог стоить всего. К счастью, это была «Русалочка».

Что иронично, спустя 8 лет после выхода «Черного котла», Джеффри Катценбер почти уничтожит «Историю игрушек», а позже сам создаст конкурента для Disney — DreamWorks, украв идею для первого мультфильма у Джона Лассетера (речь о «Муравье Антце» и мы обязательно расскажем эту историю в другой раз).

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: