Пропала магия: 4 недостатка нового сезона «Леденящих душу приключений Сабрины»

После выхода первого сезона, «Леденящие душу приключения Сабрины» вполне заслуженно стали одним из самых обсуждаемых шоу прошлого года. Отсылки к знаковым хоррорам, богатый оккультный мир, симпатичные персонажи и щедрая доза слегка странноватого юмора – тут были все составляющие действительно удачного жанрового сериала. Даже порой излишне самонадеянная главная героиня вызывала искреннее умиление. В конце-концов, приятно было наконец-то видеть решительного и смелого женского персонажа, который которая не тратит время зря, сомневаясь в собственных силах.

Оценив потенциал своего нового проекта еще до выхода, Netflix сразу снял целых два сезона шоу и выпустил продолжение «Сабрины» в апреле 2019 года. Вот только магия куда-то улетучилась – второй сезон оказался запутанной и неровной историей. Рассказываем, что с ним не так.

Отсутствие развития персонажей

Второстепенные персонажи «Сабрины» изначально были довольно архетипными – в первом сезоне нас познакомили с классической бандой добродушных, пусть и не слишком популярных подростков, вечно спорящими тетушками-ведьмами и привлекательными, но опасными юными чародейками. И все же, несмотря на свою шаблонность, эти герои постепенно и естественно эволюционировали. Сценаристы не спеша раскрывали подсознательные страхи и желания персонажей, а мотивация волшебников и людей становилась все более понятной.

Стервозная и высокомерная Зельда превратилась в женщину, которая искренне обожает семью (пусть и по-своему), а покорная Хильда начала показывать свой характер. Причем, сценаристы использовали хитрые стратегии, чтобы поближе познакомить нас с неочевидными переживаниями героев – например, заточили их на одну серию в мир ночных ужасов, где каждый персонаж сражался со своими фобиями. Благодаря этому, следить за развитием действующих лиц было искренне увлекательно, а не просто трогательно.

Второй сезон заставил вспомнить, что постановщик сериала – еще и шоураннер невероятно популярного, но не слишком продуманного «Ривердейла», в котором враги за одну серию становятся друзьями, а товарищи – смертельными соперниками. Все прошлогоднее развитие персонажей куда-то исчезает, и мы теперь вообще не знаем, чего от них ожидать. Помогут ли главной героине ее старые школьные друзья? Вполне вероятно, что их накроет спонтанная иррациональная ненависть к Сабрине, и они не захотят иметь с ней дело. Предаст ли чародейка Прюденс Зельду? В одной серии – да, но затем она снова будет ей помогать. Конечно, во втором сезоне есть и более логичные сюжетные линии. Но порой кажется, будто единственная цель, которая стояла перед сценаристами – постоянно держать зрителя в неуверенности, шокируя его каждым сюжетным твистом и заставляя скорее смотреть следующую серию.

Показательный феминизм

Не поймите меня неправильно, обычно я только рада видеть сильных женских персонажей в массовой культуре. Но идейная составляющая второго сезона «Сабрины» выглядит уж слишком неискренне. Порой закрадывается подозрение, будто сценаристы придумывали историю так, чтобы зрители смогли нарезать побольше гифок, в которых персонажи якобы побеждают несправедливые патриархальные нормы. Но проблема в том, что их победы являются очень сомнительными.

Возьмем для примера первый существенный конфликт нового сезона – сюжетную линию о том, как Сабрина пыталась стать старостой чародейской школы. На поверхности все выглядит логично – в учебном заведении царят архаичные нормы, согласно которым, девушка не может стать представителем студенческого самоуправления. Казалось бы, история о том, как умная и талантливая героиня доказывает, что достойна носить этот титул – актуальный сюжет для сегодняшних времен. На практике все получается иначе – за право быть старостой сражается Сабрина, которая действительно уступает своему конкуренту-мужчине в знаниях и опыте. В первом состязании девушка побеждает исключительно благодаря жульничеству – и это подается зрителям как повод для радости.

Затем Сабрина помогает своему другу-трансгендеру Тео попасть в баскетбольную команду, вопреки желаниям несправедливого тренера, который считает героя «ненастоящим парнем». Проблема, конечно, в том, что Тео не умеет играть в баскетбол – не потому, что он был рожден девочкой, а потому что объективно плохо подготовлен физически. Выглядит это так, будто сценаристы подают под соусом феминизма сомнительную идею о том, что притесненные группы могут добиться успеха лишь тогда, когда мухлюют.

Протагонистка из ада

Помните, как Драко Малфой обижался на Гарри Поттера из-за того, что парень постоянно получал признание лишь из-за того, что с рождения был избранным? Так вот, сложно не испытывать похожие чувства к самой Сабрине Спеллман. Более того – в отличие от бедного Гарри, который чаще всего был вынужден проявлять героизм вопреки своей воле, протагонистка шоу буквально упивается своей избранностью. Если первый сезон можно было считать удачной метафорой сложностей подросткового периода, а героиня проявляла излишнюю самонадеянность, защищая друзей и близких, то тут все выглядит довольно карикатурно.

Примерно до середины сезона у Сабрины нет серьезных поводов для того, чтобы проявлять свое упрямство – миру ничего (вроде бы) не угрожает, спасать товарищей или близких не нужно. Она больше не окружена смертными, которым приходится как-то помогать – вокруг старшие и более опытные чародеи, у которых девушке стоило бы чему-то поучиться. К сожалению, Сабрина не тратит времени на усвоение уроков – она раз за разом наступает на одни и те же грабли, упрямо повторяя, что она «Сабрина Спелмен, дочь верховного жреца», а значит все должно идти по ее плану.

Неровный темп

Проблемы Сабрины как протагониста во многом вызваны вялым темпом сериала. В первых сериях напрочь отсутствует цепляющая общая сюжетная линия. Это стэнд-элоун истории, в которых почти нет серьезных конфликтов – если, конечно, вы не считаете просьбу украсить пачку жвачки Сатане внушительным драматичным ходом. Всесильной и сверхъестественно упрямой героине просто нечего делать в таком сеттинге, поэтому ее перепалки с учителями и споры с тетушками выглядят особенно нелепо. Из-за того, что пропал конфликт между мирами смертных и колдунов, исчезли и все поводы для искрометного высмеивания организованных религий – тема, которая добавляла первому сезону глубины и социальной критики.

Пока Сабрина пыталась решить, что же ей ближе – сатанизм или смертная жизнь, шоураннеры позволяли себе показывать подводные камни мира чародеев. Теперь наша протагонистка с головой погрузилась в сатанистское общество, а сценаристы прекратили все попытки шокировать зрителя черным юмором. Мир колдунов подается как стильное, странное, но не очень уж страшное общество – тут уже нет жертвоприношений, зато появился декадентский бар, в котором напитки разливает сам Дориан Грей. Красиво, но зачем?

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: