Семейка Спелманов: 4 причины смотреть «Леденящие душу приключения Сабрины»
Забудьте все, что вы помните о добром подростковом сериале из 90-х – новая «Сабрина» совершенно не похожа на шоу с Мелиссой Джоан Харт. Если уж сравнивать недавнее творение Netflix с классическим историями о сверхъестественных силах, то оно больше всего напоминает странную смесь «Семейки Аддамсов» и «Баффи, истребительницы вампиров». Тут тоже нашлось место и черному юмору, и милым семейным моментам, и отсылкам к фильмам ужасов. Рассказываем, почему «Леденящие душу приключения Сабрины» обязательно понравятся и повзрослевшим готам, и их младшим сестрам.
Главная героиня
Как вы наверняка помните, в основу нового сериала Netflix лег чрезвычайно успешный одноименный комикс Роберто Агирре-Сакаса, превративший Сабрину и ее тетушек в буквальных дьяволопоклонниц. Вот только шоу довольно вольно обходится с первоисточником, используя только его общий антураж, некоторые сюжетные линии и центральный конфликт (неудивительно, ведь Агирре-Сакаса – еще и шоураннер сериала). В отличие от комикса, где героиня была неоднозначной личностью, использующей свои магические способности для личной выгоды, тут Сабрина (Кирнан Шипка) является просто олицетворением юношеского максимализма, смелости и доброты.
Конечно, при этом (точнее – как раз из-за этого) протагонистка все равно умудряется попадать в сложные и смертельно опасные ситуации. Например, решая выйти на тропу войны с самим дьяволом (а тут он – зубатый всесильный монстр прямиком из средневековых сказаний) или заигрывая с темной магией. Любопытно, как доброта героини не мешает ей иногда проявлять свою зловещую сторону – пытаясь отомстить за своих друзей, Сабрина иногда увлекается. Надеемся, что это станет одной из главных тем второго сезона.
Метафорический оккультизм
Главная особенность шоу Агирре-Сакасы – то, что сериал умудряется ловко прыгать между жанрами, в одним момент шокируя зрителей чрезвычайно жестокими сценами каннибализма, а затем веселя его искрометными шутками. В «Сабрине» из 1990-х мы регулярно видели мир магов, но это было скорее китчевое и абсурдное общество, полное смешных правил и рамок. Чародейки Агирре-Сакасы – сатанистки, которые регулярно выполняюь кровавые жертвоприношения в темном лесу, варят зелья из подозрительных ингредиентов и развлекаются, проводя оргии под лунным светом. Да, все прямо как в «Молоте ведьм».
Уже с первых серий становится понятно, что это гротескное мистическое общество – резкая, но меткая сатира на любую организованную религию или идеологию. Изначально Сабрина даже очарована тем, что Черная Церковь предлагает ей мощь и свободу, но под этой соблазнительной оберткой скрывается что-то гораздо более зловещее. Во-первых, даже социум магов жутко патриархален – якобы «свободные» женщины все равно обязаны служить мужчине, пусть и всемогущему. Во-вторых, сложно поверить в то, что договор с дьяволом, подписанный кровью и в полночь, окажется чистой формальностью.
Важное отличие сериала от комикса – тут нам показывают Академию Невидимых Искусств – главное образовательное учреждение для молодых магов. Если Хогвартс вам казался недостаточно готичным, то мрачная школа с огромной статуей Сатаны посреди холла и предметами вроде основ оккультизма и практической демонологии в расписании точно придется по нраву.
Семейная драма
Да, тетки Сабрины – верные Сатане ведьмы, которые всеми силами стараются убедить племянницу забыть о друзьях-смертных и выйти на «путь ночи» (в мире чародеев почти все обладает каким-то очень высокопарным названием). Да, они порой готовят младенцев и убивают друг дружку. Все это не мешает им быть действительно заботливыми людьми, которые порвут в клочья любого злодея, обидевшего девушку. Динамика между центральными персонажами – один из лучших аспектов сериала, ведь у каждого героя есть море внутренних конфликтов, страхов, проблем и слабостей.
Зельда (Миранда Отто) – внешне жесткая и решительная женщина, матриарх семьи и одна из самых верных последовательниц Черной Церкви. На протяжении первого сезона ей придется переосмыслить свои приоритеты и попытаться смириться с тем, что у строптивой племянницы свое видение собственного будущего. Хильда (Люси Дэвис) гораздо мягче и добрее, и ее эволюция скорее связана с поисками внутренней силы и попыток поддержать Сабрину, игнорируя осуждение со стороны строгой сестры. Так как животные в сериале не разговаривают (ладно, это не совсем правда, но не будем спойлерить), то кот Салем тут молчит, а роль смешного сайдкика отводится кузену протагонистки, Эмброузу (Чанс Пердомо).
Антагонисты в шоу тоже радуют своей разносторонностью: загадочная миссис Уорделл (Мишель Гомес) явно преследует зловещую цель, но порой кажется одним из самых понимающий персонажей, стервозная Прюденс (Тати Габриэлль) иногда удивляет своей готовностью помогать Сабрине, да и суровый Отец Блэквуд (Ричард Койл) бывает очаровательным.
Юмор и отсылки
Конечно, сериал сложно назвать духоподъемным, но тут хватает милых моментов и действительно смешных шуток, в первую очередь – благодаря британцами Хильде и Эмброузу. Наличие магии в шоу тоже добавляет юмора, пусть и абсурдистского – когда персонажи застревают в своих худших кошмарах, их сны служат одновременно глубокой и смешной иллюстрацией человеческих характеров. Зельде, например, снится что к ней с сестрой приходит в гости Сатана, и что он игнорирует ее кулинарные таланты, отдавая предпочтение овощному пирогу Зельды.
Особенно шоу порадует любителей классических ужастиков и комиксов – Агирре-Сакаса напичкал каждую серию пасхалками. Например, магическая школа украшена картинами Клайва Баркера, режиссера «Восставшего из ада», а дизайн дверей в кабинете Отца Блэквуда и потолка в доме Спеллманов явно навеян «Суспирией» Дарио Ардженто. Фанаты «Ривердейла» (сериал изначально задумывался как его спин-офф) тоже наверняка найдут одну отсылку, пусть и весьма загадочную. Не будем спойлерить, но присмотритесь внимательней к доставщику пиццы.