Share, , Google Plus, Pinterest,

Posted in:

Работа над ошибками: 10 худших фильмов в истории «Оскара»

Куда же ты смотрела, Киноакадемия

О главных фаворитах «Оскара 2019» уже поговорили, рейтинг любимых фильмов с трофеем за «Лучший фильм» выбрали, а теперь пришло время для критики. Киноакадемия, как известно, вовсе не показатель в вопросе высокохудожественного кино на века – в истории церемонии хватает откровенных провалов, которые называли «Фильмом года». Редакция выбрала десять лент, у которых, по нашему мнению следовало бы отобрать главный «Оскар».

1990

Шофер мисс Дэйзи

Реж. Брюс Бересфорд

Саша Рынк

Картина о двадцатилетней дружбе упрямой вдовы мисс Дейзи и ее добродушного темнокожего водителя вполне может служить чем-то вроде лакмусовой бумажки, показывающей, насколько изменились общественные нравы с далекого 1990 года. Фильм нельзя назвать откровенно плохим – тут и сценарий от лауреата пулитцеровской премии, и блестящий актерский состав, и саундтрек от Ханса Циммера. В то же время, сейчас его сложно смотреть без гримасы смущения на лице. Возможно, дело в откровенной сентиментальности фильма, возможно – в том, что картина, которая не так давно казалась прогрессивной, сейчас лишь укрепляет некоторые социальные стереотипы. Особенно проблематичны сами образы темнокожих персонажей – несмотря на либеральный посыл фильма, эти герои больше напоминают карикатуры.

2012

Артист

Реж. Мишель Хазанавичус

Аня Дацюк

На церемонии «Оскар» в 2012 году Киноакадемия подтвердила тренд на ностальгию, выбрав главным фильмом года черно-белую стилизацию под немое кино 20-х «Артист» вместо нашумевшего тогда в Каннах «Древа жизни». В центре сюжета звезда немого кино Джордж Валентайн (Жан Дюжарден), который отказывается принимать тот факт, что звуковые фильмы наступают на горло беззвучному кинематографу.

Французский режиссер Хазанавичус и актер Дюжарден до этого вместе работали разве что над серией глуповатых пародий на Бонда, прежде чем взялись покорять Голливуд, причем задев за живое — воспоминания о временах золотой студийной эпохи. Картина не стыдиться использовать все возможные клише классического киноискусства, прикрываясь тем, что такие приемы диктует тематика ленты. Конечно, что Дюжарден, что его малыш джек-рассел невероятно обаятельны. Но правда такова, что «Арист» не предлагает ничего нового в контексте современного кинематографа, а лишь занимается пародией и злоупотребляет ностальгией.

1997

Титаник

Реж. Джейм Кэмерон

Юра Поворозник

«Титаник» в этом рейтинге самый спорный — Аня поставила его в список лучших, тогда как мы с Сашей в список худших. Все свои технические «Оскары» он заслуживает на 100%, как и сам Кэмерон статуэтку за режиссуру. Но история любви Джека и Роуз совсем не тянет на звание лучшего фильма года. И если в 2009 году Киноакадемия устояла перед шармом Джеймса и его технологий (мы говорим об «Аватаре»), то в 1998 все же харизма тиранического режиссера победила.

С одной стороны «Титаник» похож на «oscar bait»: исторический сеттинг, известная реальная история, драма. Правда когда все сводится к стрельбе Билли Зейна по воде, сексу в кэбе и нежеланию Кейт Уинслет пускать ДиКаприо на широкую деревянную дверь, то приходится констатировать, что фильм больше подходит для списка «10 лучших фильмов о вечной любви», чем «Оскара».

1961

Вестсайдская история

Реж. Роберт Уайз, Джером Роббинс

Аня Дацюк

Мюзиклы склонны романтизировать действительность, даже если местом действия оказывается грязный Нью-Йорк с бандитскими группировками. «Вестсайдская история» — это киноадаптация известного бродвейского мюзикла, а тот в свою очередь, вообще основан на бессмертной классике «Ромео и Джульетта». Сюжет теперь разворачивается на Манхэттена, где две уличных банды, янки-Джеты и пуэрториканцы-Акулы ведут беспощадную войну, а члены враждующих группировок Тони и Мария тем временем влюбляются друг в друга.

Перед нами один из последних крупных представителей музыкального кино на «Оскаре». На дворе 60-е, эра американского независимого вот-вот поглотит умы молодых авторов, как тут появляются Уайз и Роббинс, поставившие первоклассные танцы и музыкальные номера так, что забываешь о трагичности сюжета. «Вестсайдская история» казалось бы, поднимала классовые вопросы, темы преступности и расовой нетерпимости. Но ни один из заданных ориентиров так и не был раскрыт, а использовался скорее для драматичного эффекта. В результате в этой фильме нет даже и близко той юношеской злости и запала, какими, по идее, должны были обладать молодые герои.

2013

Операция «Арго»

Реж. Бен Аффлек

Юра Поворозник

Шутки о Аффлеке и «Оскаре» уже всем надоели, но 2013 год — это даже не странный триумф «Арго», а внезапная победа «ворнеров» над Харви Вайнштейном, который пытался штурмовать Киноакадемию лентой «Мой парень — псих» и в рукаве держал «Джанго освобожденного». По факту ленту удержал на плаву его политический контекст — в начале 2010-х в США обострилась ирано-иракский вопрос и проамериканская история из 70-х отлично легла в контекст. Это помогло обойти «Линкольна», который тоже брал в первую очередь патриотической тематикой (и игрой Дэй-Льюиса).

При этом в отрыве от его величества контекста триллер оказался довольно блеклым — Аффлек удачно сводит вместе документальный подход и саспенс, но в то же время делает это слишком схематически, да еще и чересчур переигрывает с патетикой и патриотизмом. Более того, как актер Бен совершенно не вписался в актерский ансамбль, провалившись на фоне Крэнстона, Аркина и Гудмена. Возможно к победе «Арго» все бы отнеслись более благосклонно, если бы подозрения в политической ангажированности не подстегнула Мишель Обама, которая и объявляла победителя категории «Лучший фильм».

2004

Столкновение

Реж. Пол Хаггинс

Саша Рынк

Победа «Столкновения» уже успела стать частью голливудской мифологии – по мнению многих критиков, сентиментальный фильм Пола Хаггиса забрал «Оскар» у куда более нашумевшей и яркой «Горбатой горы». Журналисты The Hollywood Reporter недавно провели опрос среди членов оскаровского жюри, голосовавших в 2005 году, и получили довольно забавные результаты – большинство из них переосмыслили свой выбор и признали, что жалеют о своем голосе за «Столкновение». Даже сам постановщик картины в интервью признал, что никак не может назвать свой фильм лучшей картиной 2004 года, а это – серьезный показатель.

Впрочем, мы бы с Хаггисом не согласились – его упрощенная притча о расовых конфликтах не только не тянет на звание лучшего фильма года, но и даже на титул хорошей режиссерской работы. Звучит, это, конечно, немного резко, но согласитесь, набор виньеток, показывающих жестокость современного мира – уж слишком откровенная попытка перевоспитать зрителя.

2007

Миллионер из трущоб

Реж. Дэнни Бойл 

Саша Рынк

Победа ленты Дэнни Бойла на «Оскарах» оказалась не менее шокирующей, чем триумф ее протагониста на телешоу. Конкуренция у «Миллионера из трущоб» была более чем серьезной — за статуэтку сражался и Ван Сент с «Харви Милком», и Рон Ховард со своим наряженным «Фростом против Никсона». Как объяснить то, что члены Академии отдали предпочтение сентиментальной и яркой картине Бойла? Возможно, все дело в непобедимом оптимизме ленты — режиссер позаимствовал у болливудских лент не только общий антураж, но и заразительную жизнерадостность. К сожалению, мелодраматичность и зажигательные танцы — еще не показатель действительно стоящего фильма. Особенно если мы говорим о победителе «Оскара».

1994

Влюбленный Шекспир

Реж. Джон Медден

Саша Рынк

1999 год — показательный пример того, как братья Вайнштейн в статусе самых влиятельных продюсеров Голливуда протащили на «Оскар» скорее невинную мелодраму, но вовсе не кино на века. «Влюбленный Шекспир» — это романтическая фантазия на тему молодого Уильяма Шекспира (Джозеф Файнс), который влюбляется в аристократку Виолу (Гвинет Пэлтроу).

Лента Мэддена — скорее водевильное кино с переодеваниями и сентиментальными сценами, присущими ромкомам 90-х. Да, сценарий к фильму помогал писать талантливый Том Стоппард, так что здесь хватает отсылок как к шекспировскому наследию, так и к театральной истории. «Оскар» для Гвинет Пэлтроу за «Лучшую женскую роль» еще как-то можно пережить, но награда в категории «Лучший фильм» — это перебор, при том, что главным фаворитом в тот год была, одна из лучших военных картин в истории кино — «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. Ключевой трофей для драмеди Мэддена доказал, что продюсерские пиар-кампании фильмов среди членом Киноакадемии зашли слишком далеко.

2001

Реж. Рон Ховард

Аня Дацюк

А вот и фильм, в котором Рон Ховард впервые сформировал свой стиль мелодраматических байопиков, за который мы его теперь недолюбливаем. Картина рассказывает о Джоне Форбсе Нэше-младшем (Рассел Кроу) — математическом гение криптографии, который постепенно начинает терять свой разум, оказавшись жертвой параноидальной шизофрении.

Как раз годом ранее Рассел Кроу взял награду Киноакадемии за «Гладиатора», так что «Игры разума» вышли, купаясь в лучах славы исполнителя главной роли. Между тем не стоит забывать, что сценарий по роману Сильвии Насар адаптировал Акива Голдсман, ранее отметившийся разве что катастрофическими фильмами про Бэтмена Джоэля Шумахера и посредственной «Практической магией». Как результат, перед нами достаточно банальное кино, которое всеми силами пытается замолчать подавленную гомосексуальность подлинного Нэша, или же совсем романтизирует психические расстройства, делая ленту не больше, чем наградной приманкой. И ведь получилось же — «Братство кольца» Питера Джексона главным трофеем обделили.

1995

Храброе сердце

Реж. Мэл Гибсон

Юра Поворозник

Главное, чем запоминается фильм Гибсона — синим гримом Уильяма Уоллеса и фразой «You may take our lives, but you’ll never take our freedom!». Как «Храброе сердце» обошло «Бэйба» — до сих пор не ясно. Самому же Гибсону очень повезло, что в режиссерской номинации не было конкуренции: мало кто сейчас вспомнит Криса Нунена, Тима Роббинса, Майка Фиггиса или Майкла Рэдфорда.

Несмотря на то, что экшн-составляющая действительно заслуживает всяческих похвал, историческая составляющая фильма Гибсона хромает на обе ноги (привет, «Богемная рапсодия»). Сам же Уильям Уоллес получился чересчур прямолинейным, агрессивным и совершенно проигнорировал всю интеллектуальную сторону шотландского героя. Брутальность сцен подчеркивали многие, но несмотря на оправдание «средневековой жестокостью», складывается впечатление, что Гибсон просто слишком любит кромсать христиан.