10 рождественских фильмов от редакции Vertigo
Согласны, смотреть рождественские фильмы в период Новогодних праздников банальней некуда. Впрочем, когда же еще смотреть это кино, как не в канун Нового года и Рождества? Редакция Vertigo решила немного проапгрейдить обязательный новогодний ритуал киномана. Предлагаем нашу собственную подборку праздничного кино, в которой хватает как классики, так и вовсе не очевидных картин.
«Житие Брайана по Монти Пайтону» (1979)
Реж. Терри Джонс
Что может более рождественским чем рождение Христа? Британские комики «Монти Пайтон» сняли немало сатиры, но почему-то именно «Житие Брайана» склонны критиковать больше всего за недопустимые шутки о религии. Между тем как раз фигуре Иисуса Христа здесь уделили не так много времени, сколько иронии над понятием мессианства.
По сюжету оказывается, что 2000 лет назад волхвы промахнулись из-за небольшой астрономической ошибки и преподнесли свои дары не тому новорожденному. Младенец Брайан просто родился в тот же час по-соседству от Иисуса и теперь обречен быть Мессией. Все бы ничего, но живя среди иудеев, поклоняющихся ему, уже больше двадцати лет Брайану просто очень лень всех разубеждать в обратном. Это кино можно любить как за многочисленные цитаты вроде «Бутылка вас привела, а не звезда» или «Вина нам будет не хватать, когда мы победим римлян», так и за одну единственную песню «Always Look on the Bright Side of Life» в финале во время распятия.
«Кошмар перед Рождеством» (1993)
Реж. Генри Селик
Атрибуты Рождества, как оказалось, идеально сочетаются с Хэллоуином. К классической stop-motion анимации «Кошмар перед Рождеством» еще и Тим Бертон руку приложил в качестве сценариста и продюсера. Так что перед нами фирменная готическа праздничная лента с танцами скелетов и песнями от Дэнни Элфмана. Место действия — царство страхов и кошмаров, где живут мертвецы, уродцы и чудовища во главе с царем ужасов Джеком Скеллингтоном. Круглый год жители этого царства готовятся к Хэллоуину, вот только главному действующему лицу — Джеку — все это больше не в радость. Однажды Джек находит дверь в город Рождества и решает, что теперь они будут отмечать этот праздник. Осталось организовать похищение Санта-Клауса и занять его место. Мораль у сказки очевидная — не беритесь заниматься не своим делом и любите всех вокруг, даже если вас окружают одни монстры. У Бертона, тем более, они милее и харизматичней людей.
«200 сигарет» (1999)
Реж. Риса Брэймон Гарсиа
Киноальманах романтических и не очень историй, приправленный праздничным настроением — нет, это не «Реальная любовь». Еще до выхода комедии Ричарда Кертиса, в 1999 году появилась лента о том, как как бурно в 80-х встречали Новый год жители Манхэттена. Кто-то запивает разрыв алкоголем и заедает блинчиками, кто-то ищет партнера на ночь, лишь бы было кого поцеловать в полночь, кто-то исследует опасный район Нью-Йорка, а кто-то совращает барменов. Все эти ребята заняты одним — убивают время перед Новым Годом, куря сигареты одна за другой, чтобы в итоге оказаться на одной вечеринке, которую в пьяном угаре не вспомнит никто. Картина отличается привлекательной сценарной безалаберностью, как бы случайностью многочисленных сюжетных линий, которые на первый взгляд не связаны между собой. В главных ролях можно заметить еще совсем молодых Пола Радда, Кейт Хадсон, Бена Аффлека, Кристину Риччи, Кейси Аффлека и даже Кортни Лав.
«Гремлины» (1984)
Реж. Джо Данте
Какие праздники без этих милых и пушистых зверей, которых всего-то нельзя мочить и кормить после полуночи? «Гремлины» — вполне классическое рождественское кино не только потому, что действие происходит в канун праздников, но и благодаря множеству аллюзий на «Эту прекрасную жизнь» Фрэнка Капры.
В центре сюжета Билли, живущий в маленьком городке. Он работает в банке, учится и тайно влюблен в коллегу Кейт. Однажды отец Билли — горе-изобретатель, дарит ему милое существо по имени Гизмо. Вскоре Гизмо окажется злым демоном, породившим целое потомство опасных существ. Эта ватага превращает весь город в огромное поле боя. Особенно здесь стоит выделить не только умное сочетание комедии и хоррора, но и мастерство постановки с чудом аниматроники — механической куклой Гизмо, которая была настоящим прорывом для 1984 года.
«Тонкий человек» (1934)
Реж. В. С. Ван Дайк
Экранизация произведения мастера бульварных детективов Дэшила Хэммета (написавшего, среди прочего, первоисточники «Мальтийского сокола» и «Телохранителя») может показаться странным вариантом рождественского фильма. И все же, несмотря на нуарный антураж и парочку загадочных убийств, «Тонкий человек» – одна из самых трогательных и смешных комедий золотой эпохи Голливуда. В центре сюжета культовые герои Хэммета, Ник и Нора Чарльз. Ник (Уильям Пауэлл) – экс-сыщик, а Нора (Мирна Лой) – богатая наследница и его жена.
Приехав в Нью-Йорк на рождественские праздники, эксцентричная парочка оказывается втянута в расследования странного исчезновения знаменитого ученого. Впрочем, даже такие мрачные обстоятельства не мешают героям вовсю предаваться кутежу, устраивать новогодние вечеринки (на которых с удивлением пересекаются зеки-рецидивисты, репортеры и светские дамы), перебрасываться шуточками и пить бесконечное количество коктейлей. О коктейлях мы упомянули неслучайно – Ник и Нора настолько прославились своей любовью к выпивке и веселью, что в честь этих персонажей назвали закругленные бокалы для мартини.
«Встреть меня в Сент-Луисе» (1944)
Реж. Винсент Миннелли
Помните классическую рождественскую песню Have Yourself A Merry Little Christmas? Она впервые прозвучала как раз в сказочном мюзикле Винсента Миннелли – и сразу очаровала американских зрителей. Сам фильм не менее трогательный и красивый, чем знаменитая композиция – критики моментально прозвали ее самой милой картиной года. В центре сюжета обеспеченная семья Смитов: отец Алонзо (Леон Эймс), его жена Анна (Мэри Астор), дочери Роуз (Люсиль Бремер), Эстер (Джуди Гарленд), Агнес (Джоан Кэррол), малышка Тути (Маргарет О’Брайен) и сын Лон (Генри Дэниелс).
На протяжении всего фильма мы видим сцены из жизни этой семьи – первые влюбленности девушек, праздничные балы и подготовку к грандиозной Всемирной торговой выставке. Возможно, тут нет драматизма «Этой прекрасной жизни» или напряженности «Крепкого орешка», но «Встреть меня в Сент-Луисе» отлично передает суть Рождества. Главное – это теплые семейные отношения, мелодичные песни, красивые декорации и вера в то, что скоро произойдет хоть небольшое, но чудо.
«Черное Рождество» (1977)
Реж. Боб Кларк
And now, как говорится, for something completely different. Если вам надоели милые и добрые рождественские фильмы о счастливых семьях и красивых парах, предлагаем обратить внимание на классический слэшер. Сюжет тут предсказуемо мрачный – накануне рождественских каникул на кампусе университета в Квебеке происходят странные и кровавые убийства студенток. Несмотря на то, что страдают преимущественно девушки, фильм нельзя назвать мизогинным, скорее наоборот – все протагонисты смелые, симпатичные и не стереотипные.
Канадец Боб Кларк первым придумал снимать фильмы о жутких убийствах, происходящих во время милого семейного праздника, и как раз его слэшер вдохновил Джона Карпентера на съемки «Хэллоуина». Конечно, лента не наполнит вас чувством умиротворения и вряд-ли поможет настроиться на ожидание чуда, но праздничная атмосфера тут выдержана очень удачно. Вот только есть вероятность того, что после просмотра вы начнете с опасение относится к хоровому пению.
«Эта прекрасная жизнь» (1946)
Реж. Фрэнк Капра
Если на постсоветском пространстве новогодние праздники напоминают про «Иронию судьбы», то в США главным фильмом этого периода уже 70 лет является «Эта прекрасная жизнь». Лента стала метакультурным явлением — практически во всех рождественских картинах, которые вышли после нее, герои смотрят именно творение Капры. Заметить это можно и в «Одном дома» (обеих частях), и в «Гремлинах», а отсылки к фильму можно встретить практически во всех рождественских эпизодах сериалов.
История рассказывает о примерном семьянине, которые пытается перед Рождеством покончить жизнь самоубийством, так как считает, что приносит близким только несчастья. Благо, его личный ангел хранитель приходит на помощь и показывает Джорджу (Джеймс Стюарт) альтернативную реальность, где он не родился. «Эта замечательная жизнь» на самом деле является экранизацией рассказа Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок» и номинировалась на 5 «Оскаров» (лучший фильм, режиссер, актер, монтаж и запись звука), но статуэтку так и не получила.
«Новая рождественская сказка» (1988)
Реж. Ричард Доннер
Современная (для 80-х) интерпретация классической истории Чарльза Диккенса от режиссера «Омена», «Супермена», «Смертельного оружия» и «Балбесов». Неплохо звучит? А если добавить Билла Мюррея в главной роли? Совсем замечательно получается! И это мы не вспомнили о том, что композитором в фильме выступил Дэнни Эльфман, а в одной из второстепенных ролей можно заметить легенду нуаров Роберта Митчема.
С точки зрения современности, картина практически идеальна — тут и всем известная концепция одинокого скряги, которого перевоспитываю, и атмосфера 80-х, и фирменный юмор Мюррея. Естественно, что к новому Скруджу приходят новые призраки: тут это веселый таксист из ада, особо не закомплексованная фея и немногословный парень из будущего с голым черепом вместо лица. Если хочется сатиры с отличным гримом (номинация на «Оскар») и моралью, выбор очевиден.
«Квартира» (1960)
Реж. Билли Уайлдер
Удивительно, но последней в нашем списке стоит картина, признанная лучшим рождественским фильмом всех времен. Джек Леммон сыграл парня, который случайно проболтался на работе о своей удобной квартире и теперь ему приходится одалживать жилье топ-менеджменту, который очень любит развлекаться с любовницами. Усложняется все еще и тем, что главный герой влюбляется в сотрудницу (Ширли Маклейн), которая как раз тайно встречается с его боссом.
Черно-белый фильм великого Билли Уайлдера был номинирован на 10 «Оскаров» и получил пять: лучший фильм, режиссер, сценарий, работа художника-постановщика, монтаж. Что интересно, «Квартира» была претендентом на «Золотую пятерку “Оскара“», чем могут похвастаться далеко не все, но, к сожалению, и Леммон, и Маклейн свои статуэтки не получили. Несмотря на праздничный сеттинг, фильм снят в нуарном стиле — все события происходят вечером. Мрачного эффекта добавляет и черно-белая пленка, которая даже в 1960 году уже почти не использовалась.