Марафон выходного дня: (некоторые) лучшие фильмы Билли Уайлдера
Американский режиссер Билли Уайлдер – не только удивительно разносторонний кинематографист, но и пример того, как история жизни человека может не уступать его творениям. Уайлдер родился в Австрии в 1906 году, некоторое время проработал журналистом и сценаристом в Берлине, но был вынужден эмигрировать после прихода Гитлера к власти. В 1934 году он приехал в Лос-Анджелес, почти без денег и не зная ни слова на английском. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Уайлдер начал учить язык и уже в конце 1930-х был одним из лучших сценаристов в Голливуде. Не желая останавливаться на достигнутом (и раздраженный неумелыми адаптациями своих историй), Уайлдер начал еще и режиссерскую карьеру. Успех не заставил себя ждать – в 1946 году он получил свой первый «Оскар» за режиссуру.
Предлагаем отпраздновать 112 лет с дня рождения режиссера марафоном его лучших фильмов. Но предупреждаем – у Уайлдера было 7 «Оскаров», так что стоит сесть поудобнее и запастись попкорном, марафон может затянуться.
1957
«Свидетель обвинения»
В основу судебной драмы с Чарльзом Лоутоном и Марлен Дитрих легла одноименная пьеса Агаты Кристи. Протагонист – блестящий адвокат, который, невзирая на наставления врачей, берется за чрезвычайно запутанное и практически безнадежное дело. Его клиента обвиняют в убийстве пожилой и богатой дамы, а единственная свидетельница на стороне защиты – жена обвиняемого.
Как и в случае большинства нуаров с запутанными сюжетными поворотами, «Свидетеля обвинения» лучше смотреть без всякой подготовки, поэтому мы не будем рассказывать о ленте слишком много. Если вы до сих пор не заинтригованы, то добавим одно – фильм получил шесть номинаций на «Оскар» стопроцентный рейтинг на сайте Rotten Tomatoes.
1954
«Сабрина»
Как и его собственная жизнь, фильмография Билли Уайлдера полна контрастов. Тут есть и угрюмые драмы, а лихо закрученные детективы, и очаровательные комедии, и духоподъемные романтические ленты. «Сабрина» с Одри Хепберн и Хамфри Богартом – пример более лирической стороны Уайлдера. Ленту даже можно назвать одной из самых очаровательных интерпретаций классического сюжета о Золушке.
Сабрина (Одри Хепберн) – мечтательная девушка, которая влюбляется в самого неподходящего человека – миллионера, на которого работает ее отец. Чтобы отвлечь дочь от невозможной пассии, папа Сабрины отправляет ее на учебу в парижскую кулинарную школу. Вот только эффект получился противоположным: Сабрина возвращается из Европы элегантной дамой и покоряет сердце юноши. Казалось бы, счастливый конец гарантирован, но семья красавца не в восторге от его нового увлечения, да и сам молодой человек давно обручен.
1951
«Туз в рукаве»
Чак Тейтум (Кирк Дуглас) — амбициозный журналист, который потерял работу в столице и устраивается в крохотную сельскую газету. Однажды он случайно оказывается неподалёку от пещеры, где произошёл несчастный случай: мелкий предприниматель угодил в завал.
Тейтум начинает вести репортаж с места происшествия и убеждает спасателей действовать так, чтобы они продвигались к жертве как можно медленнее. Таким образом он надеется продлить своё пребывание на первых полосах газет. Место трагедии привлекает всё больше людей, постепенно превращаясь в балаган.
Нуар, резко критикующий беспринципность прессы, стал одним из немногих провалов Билли Уайлдера. Зрители восприняли ленту прохладно, а критики вовсю разругали ее за гротескность и жесткость. Один из рецензентов даже обозвал ленту «неоправданной пощечиной демократии и свободной прессе». Спустя несколько десятилетий на «Туз в рукаве» вновь обратили внимание, и современным критикам она больше пришлась по душе, чем их старшим коллегам.
1944
«Двойная страховка»
Страховой агент Уолтер Нефф (Фред Макмюррей) встречает «роковую блондинку» Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик), которая манипулирует им и убеждает избавить её от жестокого мужа.
«Двойная страховка» – не просто классика нуаров. Критики характеризуют ленту как «наиболее полное, одобренное и рекомендованное учебное пособие по жанру», ведь картина сформировала его главные тропы и до сих пор является предметом для подражания. Отсылки к фильму Уайлдера можно найти даже в «Твин Пиксе» – страховой агент, помогающий Кэтрин Мартелл, назван на честь Уолтера Неффа. Это не единственный оммаж работам режиссера в мире Лоры Палмер – Гордон Коул назван в честь персонажа из «Бульвара Сансет», а в третьем сезоне драма Уайлдера играет ключевую роль.
1950
«Бульвар Сансет»
Лента о подводных камнях жизни в Голливуде считается лучшей работой Уайлдера, лучшей драмой о темной стороне успеха и, возможно, одним из лучших фильмов в истории кино. В центре сюжета пожилая актриса (Глория Свенсон), которая никак не хочет смириться с тем, что ее лучшие дни позади, и молодой парень (Уильям Холден), который становится жертвой ее мании. Студия изначально предлагала Уайлдеру снимать ленту в цвете, но режиссер отказался, заявив, что черно-белая гамма лучше отобразит мрачную нуарную атмосферу истории.
«Бульвар Сансет получил 11 номинаций на «Оскар» (из которых унес три) и три «Золотых Глобуса». Скорее всего, лента бы получила больше наград, если бы не соревновалась с еще одной чрезвычайно важной картиной – фильмом «Все о Еве» Джозефа Манкевича.
1960
«Квартира»
Трагикомедия «Квартира» – обладатель пяти «Оскаров» и еще одна лента Билли Уайлдера, претендующая на звание одного из лучших фильмов всех времен и народов по версии журнала Sound and Vision. Главные герои – стеснительный клерк (Джек Леммон) и лифтерша (Ширли Маклейн). На первый взгляд может показаться, что у героев мало общего, но у каждого из них есть неловкая проблема. Бакстер страдает от коллег и начальников, которые постоянно используют его квартиру для своих любовных интрижек, а Фрэн никак не может порвать со своим женатым боссом. Кстати, любовные проблемы главных героев как раз стали главной причиной критики фильма после его выхода – некоторые журналисты сочли его аморальным и неприличным. Исполнитель одной из главных ролей Фред Макмюррей даже рассказывал в интервью, что к нему часто приставали на улице незнакомые женщины, которые вовсю ругали его «грязный» фильм и даже пытались ударить актера зонтиками.