Марафон выходного дня: (некоторые) лучшие фильмы Билли Уайлдера

Американский режиссер Билли Уайлдер – не только удивительно разносторонний кинематографист, но и пример того, как история жизни человека может не уступать его творениям. Уайлдер родился в Австрии в 1906 году, некоторое время проработал журналистом и сценаристом в Берлине, но был вынужден эмигрировать после прихода Гитлера к власти. В 1934 году он приехал в Лос-Анджелес, почти без денег и не зная ни слова на английском. Чтобы как-то заработать себе на жизнь, Уайлдер начал учить язык и уже в конце 1930-х был одним из лучших сценаристов в Голливуде. Не желая останавливаться на достигнутом (и раздраженный неумелыми адаптациями своих историй), Уайлдер начал еще и режиссерскую карьеру. Успех не заставил себя ждать – в 1946 году он получил свой первый «Оскар» за режиссуру.

Предлагаем отпраздновать 112 лет с дня рождения режиссера марафоном его лучших фильмов. Но предупреждаем – у Уайлдера было 7 «Оскаров», так что стоит сесть поудобнее и запастись попкорном, марафон может затянуться.

1957

«Свидетель обвинения»

60116

мин.

В основу судебной драмы с Чарльзом Лоутоном и Марлен Дитрих легла одноименная пьеса Агаты Кристи. Протагонист – блестящий адвокат, который, невзирая на наставления врачей, берется за чрезвычайно запутанное и практически безнадежное дело. Его клиента обвиняют в убийстве пожилой и богатой дамы, а единственная свидетельница на стороне защиты – жена обвиняемого.

Как и в случае большинства нуаров с запутанными сюжетными поворотами, «Свидетеля обвинения» лучше смотреть без всякой подготовки, поэтому мы не будем рассказывать о ленте слишком много. Если вы до сих пор не заинтригованы, то добавим одно – фильм получил шесть номинаций на «Оскар» стопроцентный рейтинг на сайте Rotten Tomatoes.

1954

«Сабрина»

60113

мин.

Как и его собственная жизнь, фильмография Билли Уайлдера полна контрастов. Тут есть и угрюмые драмы, а лихо закрученные детективы, и очаровательные комедии, и духоподъемные романтические ленты. «Сабрина» с Одри Хепберн и Хамфри Богартом – пример более лирической стороны Уайлдера. Ленту даже можно назвать одной из самых очаровательных интерпретаций классического сюжета о Золушке.

Сабрина (Одри Хепберн) – мечтательная девушка, которая влюбляется в самого неподходящего человека – миллионера, на которого работает ее отец. Чтобы отвлечь дочь от невозможной пассии, папа Сабрины отправляет ее на учебу в парижскую кулинарную школу. Вот только эффект получился противоположным: Сабрина возвращается из Европы элегантной дамой и покоряет сердце юноши. Казалось бы, счастливый конец гарантирован, но семья красавца не в восторге от его нового увлечения, да и сам молодой человек давно обручен.

1951

«Туз в рукаве»

60111

мин.

Чак Тейтум (Кирк Дуглас) — амбициозный журналист, который потерял работу в столице и устраивается в крохотную сельскую газету. Однажды он случайно оказывается неподалёку от пещеры, где произошёл несчастный случай: мелкий предприниматель угодил в завал.
Тейтум начинает вести репортаж с места происшествия и убеждает спасателей действовать так, чтобы они продвигались к жертве как можно медленнее. Таким образом он надеется продлить своё пребывание на первых полосах газет. Место трагедии привлекает всё больше людей, постепенно превращаясь в балаган.

Нуар, резко критикующий беспринципность прессы, стал одним из немногих провалов Билли Уайлдера. Зрители восприняли ленту прохладно, а критики вовсю разругали ее за гротескность и жесткость. Один из рецензентов даже обозвал ленту «неоправданной пощечиной демократии и свободной прессе». Спустя несколько десятилетий на «Туз в рукаве» вновь обратили внимание, и современным критикам она больше пришлась по душе, чем их старшим коллегам.

1944

«Двойная страховка»

60107

мин.

Страховой агент Уолтер Нефф (Фред Макмюррей) встречает «роковую блондинку» Филлис Дитрихсон (Барбара Стэнвик), которая манипулирует им и убеждает избавить её от жестокого мужа.

«Двойная страховка» – не просто классика нуаров. Критики характеризуют ленту как «наиболее полное, одобренное и рекомендованное учебное пособие по жанру», ведь картина сформировала его главные тропы и до сих пор является предметом для подражания. Отсылки к фильму Уайлдера можно найти даже в «Твин Пиксе» – страховой агент, помогающий Кэтрин Мартелл, назван на честь Уолтера Неффа. Это не единственный оммаж работам режиссера в мире Лоры Палмер – Гордон Коул назван в честь персонажа из «Бульвара Сансет», а в третьем сезоне драма Уайлдера играет ключевую роль.

1950

«Бульвар Сансет»

60110

мин.

Лента о подводных камнях жизни в Голливуде считается лучшей работой Уайлдера, лучшей драмой о темной стороне успеха и, возможно, одним из лучших фильмов в истории кино. В центре сюжета пожилая актриса (Глория Свенсон), которая никак не хочет смириться с тем, что ее лучшие дни позади, и молодой парень (Уильям Холден), который становится жертвой ее мании. Студия изначально предлагала Уайлдеру снимать ленту в цвете, но режиссер отказался, заявив, что черно-белая гамма лучше отобразит мрачную нуарную атмосферу истории.

«Бульвар Сансет получил 11 номинаций на «Оскар» (из которых унес три) и три «Золотых Глобуса». Скорее всего, лента бы получила больше наград, если бы не соревновалась с еще одной чрезвычайно важной картиной – фильмом «Все о Еве» Джозефа Манкевича.

1960

«Квартира»

60125

мин.

Трагикомедия «Квартира» – обладатель пяти «Оскаров» и еще одна лента Билли Уайлдера, претендующая на звание одного из лучших фильмов всех времен и народов по версии журнала Sound and Vision. Главные герои – стеснительный клерк (Джек Леммон) и лифтерша (Ширли Маклейн). На первый взгляд может показаться, что у героев мало общего, но у каждого из них есть неловкая проблема. Бакстер страдает от коллег и начальников, которые постоянно используют его квартиру для своих любовных интрижек, а Фрэн никак не может порвать со своим женатым боссом. Кстати, любовные проблемы главных героев как раз стали главной причиной критики фильма после его выхода – некоторые журналисты сочли его аморальным и неприличным. Исполнитель одной из главных ролей Фред Макмюррей даже рассказывал в интервью, что к нему часто приставали на улице незнакомые женщины, которые вовсю ругали его «грязный» фильм и даже пытались ударить актера зонтиками.

ДОГНАТЬ

ЗА

300682

мин.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: