«Секретные материалы»: Эпизод пятый
На прошлой неделе мы начали подозревать, что качественной оказывается каждая вторая серия «Секретных материалов». Казалось бы, пятый эпизод мог нарушить все правила и стать одним из лучших в сезоне. Сценаристы вспомнили об основной сюжетной линии и даже придумали интригующую загадку, отдаленно напоминающую модные страшилки с интернет-форумов. К сожалению, даже это не спасло серию от превращения в скучную смесь наигранной драмы и нелепых экшн-сцен.
Сонный паралич
Пятый эпизод нельзя назвать ни полностью «мифологическим» (тот, что продолжает историю всего сезона), ни очередной серией в формате «Монстра недели». Он крайне важный для общей сюжетной канвы, ведь Малдер и Скалли наконец-то находят своего сына Уильяма. В то же время агенты расследуют очередное странное дело. Начинается все со злоключений двух школьниц, которые ночью прокрадываются на заброшенную баржу в поисках монстра. Когда они случайно пересекаются, каждая считает, что на нее напало жуткое чудовище. В итоге девушки атакуют друг друга и остаются при смерти. Ведь что хорошего может произойти на полуразваленном корабле с говорящим названием «Химера»?
Тем временем Скалли страдает от странных ночных видений. Находясь в состоянии гипнагогии (промежуточном этапе между сном и бодрствованием), агент замечает загадочную фигуру, за которой ей просто необходимо следовать, но которую она никак не может догнать. Как выясняется чуть позже, незнакомец вел Дану на все тот же разрушенный корабль. Учитывая, что сны Скалли обычно имеют важное значение (например, финал десятого сезона оказался вещим видением), задумка получилась весьма интригующей. В то же время не может не огорчать то, как в этом эпизоде Скалли возвращается к амплуа девы в беде, которое так нелепо прилепили персонажу на старте одиннадцатого сезона.
Джексон, я твоя мать
Несмотря на тяжелые ножевые ранения (обратите внимание на этот момент, мы к нему вернемся), пострадавшие школьницы живы и даже в состоянии поговорить с агентами. Очень быстро выясняется, что девушки встречались с одним и тем же парнем – Джексоном Вандекампом. Скалли, конечно, уверена, что это лишь совпадение. Дана, ну когда уже ты запомнишь, что таких случайностей не бывает?
Впрочем, увидев дом парня, даже главный скептик в ФБР начинает подозревать что-то неладное, ведь Скалли уже была здесь во сне. Не успев дойти до порога, агенты слышат два выстрела и почти немедленно находят мертвых Вандекампов. Чуть позже раздается еще один выстрел, а уже на втором этаже находят тело самого Джекона. Полиция уверена, что подросток убил своих родителей, а потом покончил с собой. Конечно же, все не так просто, и Малдер со Скалли это понимают.
Если сомнения агентов еще объяснимы, то практически немедленный вывод Даны о том, что Джексон и есть ее сын кажется притянутым за уши. В данном случае в повествовании совершенно не выдержана пауза для интриги, Скалли тут же «бросают» в режим эмоциональной матери. Даже талант Джиллиан Андерсон не позволяет воспринимать ее излишне драматические монологи серьезно, особенно – когда героиня начинает рыдать над трупом юноши. Тест ДНК, конечно, доказывает то, о чем говорила интуиция. А тело Джексона (Уильяма?) тем временем исчезает из морга.
В поисках Уильяма
Догадки Скалли также подтверждаются словами агента Скиннера, который, похоже, теперь вынужден работать вместе с Курильщиком. Он сообщает Малдеру о давно закрытой государственной программе по внедрению ДНК инопланетян в гены людей. Уильям был одним из этих экспериментальных детей, но теперь департамент защиты истребляет их, заметая следы. Непонятно, почему именно это ведомство занимается преимущественно безобидными результатами исследований, но работники департамента становятся главными злодеями серии.
Оказывается, они убили родителей юноши, после чего Джексон вынужден фальсифицировать свою смерть чтобы скрыться. Благо, у парня есть сверхспособность – во время припадков он контролирует реальность людей вокруг, может заставлять их видеть галлюцинации.
До побега из больницы герой успевает дважды поговорить со своей биологической матерью – один раз во сне и один раз наяву, но приняв облик другого человека. Вторая встреча особенно интересна, потому что Уильям внезапно становится голосом мудрости в сериале и советует Скалли «Не отвлекаться от главного». Кажется, сценаристы путают поведение настоящего напуганного подростка, который потерял свою семью и скрывается от властей с поступками дальновидного наставника.
Откровенно говоря, Джексон/ Уильям – самый проблематичный персонаж эпизода, и дело даже не в пособие по пикапу в его спальне. Когда мы узнаем, что парень не хотел причинять девушкам вред, а просто собирался пошутить, заставив обеих видеть монстра, персонаж вообще превращается в малолетнего садиста. Мало того что Джексон заморочил голову двум явно влюбленным в него школьницами, он еще и отправил их посреди ночи на заброшенный корабль. К тому же девушки прихватили с собой кухонные ножи. Ожидать, что они просто увидят монстра, посмеются и пойдут домой – глупо и безответственно. Несмотря на все это, сценаристы упорно продолжают делать из неуравновешенного юноши некое подобие магистра Йоды. Сбежав от правозащитных органов, Уильям еще раз встречается с Даной и опять дает ей мудрое напутствие – очередную цитату Малькольма Икса. Остается надеяться, что в следующих сериях парень не будет называть ее «падаваном».
Вердикт: полсезона «Секретных материалов» позади. Пятый эпизод как нельзя лучше описывает все ощущения от предыдущих серий. Тут хватает и драмы, и экшена, и чересчур пафосных монологов, и непродуманных сюжетных ходов. Впрочем, есть и хорошие моменты. Тот факт, что Малдер в кофейне называет себя Бобом, чтобы не объяснять баристе своей странное настоящее имя – одна из самых милых сцен за последние несколько серий.