Что это было: пасхалки и загадки «Солнцестояния»
В позапрошлом году американец Ари Астер удивил нас «Наследственностью», вязким и мрачным ужастиком, вдохновленным «Экзорцистом» и «Ребенком Розмари». Этим летом у Астера вышел не менее шокирующий хоррор – «Солнцестояние». Большинство критиков остались довольны тем, как постановщик интерпретировал тему фолк-хоррора, но у зрителей осталось множество вопросов. Существуют ли культы вроде Харги на самом деле? В чем символизм медведя? И что означает этот странный финал?
Разбираем «Солнцестояние» на отсылки, пасхалки и детали, которые вы могли не заметить. Конечно, в материале будет уйма спойлеров, так что если вы все еще не посмотрели новый фильм Ари Астера – скорее бегите в кино, и лишь потом читайте нашу статью.
Мрачные сказки
По словам самого постановщика, «Солнцестояние» можно трактовать как сказку. Дэни (Флоренс Пью) – принцесса, которая в начале фильма переживает жуткую трагедию и, оказавшись сиротой, отправляется в дальнюю страну. Во время своего путешествия, Дэни справляется с чудовищными вызовами, терпит страдания и унижения, но в конце-концов находит свою новую семью. Более того, она даже становится королевой этого крошечного царства.
Кристиан – эгоистический и холодный принц, который мог бы спасти девушку, но не делает этого. Так и не выполнив свою роль, парень переживает трансформацию в животное – это деконструкция классических сюжетов, в которых зачарованный герой превращается в человека после того, как находит свою любовь. Марк – шут, который весь фильм высмеивает чужие традиции, подтрунивает над друзьями и теряет жизнь из-за собственной глупости. Постоянно работающий над курсовой Джош – мудрец, который любой ценой собирает знания. А швед Пелле, который и привел компанию в Харгу, играет роль рыцаря – помогает принцессе занять свой трон. Он поддерживает Дэни тогда, когда этого не делает Кристиан, объясняет ей местные традиции и уговаривает взять участие в церемониальном танце.
Любопытно, что еще в начале картины нам намекают на судьбу протагонистов. Над кроватью Дэни висит картина шведского художника Джона Бауэра, изображающая девушку и медведя. Это иллюстрация к сказке «Прогулка невинности», в которой юная героиня встречает несколько суровых зверей, которые требуют от нее помощь. Героиня Флоренс Пью по-своему тоже помогает жителям Хорги – благословляет их урожай и выбирает, кого принесут в жертву в конце празднования.
Эмпатия и месть
К слову, финал «Солнцестояния» подводит нас к еще одной любопытной идее. Исследователи хорроров уже давно говорят о том, что женщины больше любят ужастики, чем мужчины. Почему так происходит? Во-первых, девушкам обычно проще ассоциировать себя с жертвами вымышленных маньяков и монстров – они еще с детства привыкают к тому, что нужно самостоятельно отвечать за свою безопасность. Наблюдая за тем, как условная Лори Строуд дает отпор Майклу Майерсу, женщины воспринимают события на экране не как бессмысленную выдумку, а как полезную информацию, которая когда-то может пригодиться.
Во-вторых, классический сюжет хорроров – история о том, как люди годами терпят унижение и несправедливость, а затем слетают с катушек и начинают мстить всем, кто когда-либо их задел. Тут девушкам до абсурда легко симпатизировать условной кинговской Кэрри – нас с детства учат прощать обидчикам, уходить от конфликтов, терпеть и вообще не быть «сложными». Но даже женская социализация не может до конца избавить от желания наплевать на все общественные нормы и стереть в пух и прах всех абьюзивных партнеров и любителей поприставать в общественном транспорте. Ари Астер – один из немногих хоррор-режиссеров, который позволяет героине не только отомстить своему бессердечному партнеру, но и сдружиться с условной «силой зла» и заполучить что-то вроде хэппи энда.
Ритуалы и обычаи
Кажется, все уже сто раз написали о том, насколько цельный мир выстроил Ари Астер в «Солнцестоянии». Но тут напрашивается еще один вопрос – имеет ли Харга какие-то привязки к реальности? Сам городок существует – он находится в провинции Хельсингланд. Правда, тут не проводятся человеческие жертвоприношения, да и живут в поселке обычные шведы, а не загадочные культисты. Впрочем, по словам постановщика, все ритуалы, изображенные в фильме, вдохновлены фольклором и даже историческими событиями. Например, церемониальные суициды людей старшего возраста когда-то были действительно распространены в Швеции. Правда, многие историки считают, что долгожителей обычно сбрасывали со скалы, не дожидаясь, пока они сами прыгнут.
Солнцестояние до сих пор массово празднуется в Швеции, причем, не только в крохотных деревнях, но и в крупнейших городах. Танец майской королевы обычно играет серьезную роль в этих народных торжествах. Более того, песня о дьяволе, пришедшем в Харгу, о которой рассказывала одна из героинь фильма, действительно существует – ее исполняют по всей стране. Большинство шведских кинокритиков остались довольны тем, как Ари Астер передал внешний вид консервативного городка – по их словам, интерьеры и одежда героев получилась максимально аутентичной. Естественно, некоторых рецензентов задело то, что американец превратил один из самых жизнерадостных праздников страны в мистический кошмар – еще и изобразил жителей страны кровожадными язычниками. Но практически все сошлись на мысли, что визуальная составляющая картины получилась правдоподобной и продуманной.
Любопытно, что снимали ужастик вовсе не в Швеции, а в Венгрии, а костюмы были вдохновлены, среди прочего, украинской и перуанской народной вышивкой. Дизайнер Андреа Флетч разработала разные наряды для всех жителей Харги – на одежде представителей разных профессий вручную вышиты особые руны и рисунки.
Кинореференсы и отсылки
Как и любой постановщик хорроров, Ари Астер еще с детства влюбился в этот жанр и пытался пересмотреть все ужастики, которые можно было найти в видеопрокате. Неудивительно, что «Солнцестояние» набито разнообразными референсами. Самая очевидная отсылка – к «Плетеному человеку», классике фолк-хоррора 1970-х. Картина рассказывает о консервативном и глубоко верующем полицейском, который попадает на шотландский остров, населенный язычниками.
Правда, режиссер Робин Харди гораздо больше концентрируется на конфликте между христианством и древними британскими верованиями, а Астер скорее уделяет внимание противостоянию культур. И все же, в «Солнцестоянии» есть забавная отсылка к религиозным подтекстам «Плетеного человека» – имя Кристиана напрямую намекает на христианство, а его смерть напоминает трагический финал картины Харди. Вообще, некоторые обозреватели увидели в «Солнцестоянии» критику организованной религии – несмотря на то, что Дэни понимает жестокость и аморальность культистов, красивый антураж переманивает девушку на их сторону.
Астер явно втиснул пару референсов к «Техасской резне бензопилой» Тоба Хупера – одному из первых ужастиков, действие которых происходит днем. Рожденный в результате инцеста Рубен в одной сцене надевает лицо убитого Марка – чем не косплей легендарного Кожаного Лица? Еще одна отсылка – финал картины. Дэнни сначала рыдает, но ее горе постепенно превращается в радость – прямо как в конце «Техасской резни», когда Салли спасается от антагониста и не знает, плакать ей или радоваться.