Что это было: пасхалки и загадки «Солнцестояния»

В позапрошлом году американец Ари Астер удивил нас «Наследственностью», вязким и мрачным ужастиком, вдохновленным «Экзорцистом» и «Ребенком Розмари». Этим летом у Астера вышел не менее шокирующий хоррор – «Солнцестояние». Большинство критиков остались довольны тем, как постановщик интерпретировал тему фолк-хоррора, но у зрителей осталось множество вопросов. Существуют ли культы вроде Харги на самом деле? В чем символизм медведя? И что означает этот странный финал?

Разбираем «Солнцестояние» на отсылки, пасхалки и детали, которые вы могли не заметить. Конечно, в материале будет уйма спойлеров, так что если вы все еще не посмотрели новый фильм Ари Астера – скорее бегите в кино, и лишь потом читайте нашу статью.

Мрачные сказки

По словам самого постановщика, «Солнцестояние» можно трактовать как сказку. Дэни (Флоренс Пью) – принцесса, которая в начале фильма переживает жуткую трагедию и, оказавшись сиротой, отправляется в дальнюю страну. Во время своего путешествия, Дэни справляется с чудовищными вызовами, терпит страдания и унижения, но в конце-концов находит свою новую семью. Более того, она даже становится королевой этого крошечного царства.

Кристиан – эгоистический и холодный принц, который мог бы спасти девушку, но не делает этого. Так и не выполнив свою роль, парень переживает трансформацию в животное – это деконструкция классических сюжетов, в которых зачарованный герой превращается в человека после того, как находит свою любовь. Марк – шут, который весь фильм высмеивает чужие традиции, подтрунивает над друзьями и теряет жизнь из-за собственной глупости. Постоянно работающий над курсовой Джош – мудрец, который любой ценой собирает знания. А швед Пелле, который и привел компанию в Харгу, играет роль рыцаря – помогает принцессе занять свой трон. Он поддерживает Дэни тогда, когда этого не делает Кристиан, объясняет ей местные традиции и уговаривает взять участие в церемониальном танце.

Любопытно, что еще в начале картины нам намекают на судьбу протагонистов. Над кроватью Дэни висит картина шведского художника Джона Бауэра, изображающая девушку и медведя. Это иллюстрация к сказке «Прогулка невинности», в которой юная героиня встречает несколько суровых зверей, которые требуют от нее помощь. Героиня Флоренс Пью по-своему тоже помогает жителям Хорги – благословляет их урожай и выбирает, кого принесут в жертву в конце празднования.

Эмпатия и месть

На поверхности, «Солнцестояние» – история о молодой женщине, которая переживает жуткую трагедию и оказывается со своим парнем и его друзьями в изолированной шведской деревне. Если копнуть глубже, то это притча о том, насколько важна эмпатия. В самом начале фильма мы видим, как Дэни рыдает после смерти своих родителей. Кристиан пытается успокоить девушку, но явно делает это без охоты – он смотрит в пустоту и растерянно гладит ее плече. Дальше его попытки отдалиться от героини будут еще более очевидными – парень игнорирует тот факт, что Дэни пережила жуткую травму, лениво заверяет ее, что все хорошо, и даже забывает о дне рождения девушки. После того, как Кристиан изменяет ей с одной из жительниц поселка, у протагонистки начинается полноценная истерика – скорее всего, вызванная не только неверностью парня, но и накопленными за последние недели эмоциями.И тут происходит нечто интересное – жительницы Харги собираются вокруг Дэни и начинают копировать ее крики и стоны, рыдать с девушкой в унисон. В этот момент протагонистка наконец-то понимает, что она не одна в своем горе – тут есть люди, которые готовы разделить с ней самые жуткие эмоции. Если в начале картины у героини Флоренс Пью формально был парень, но она чувствовала себя одиноко, то теперь Дэни стала частью странной, но искренней семьи. Когда девушка позволяет культистам сжечь Кристиана, это не только месть бойфренду – этим решением она также показывает окружающим, что приняла правила Харги и готова стать одной из них. Какие бы эмоции у нее не вызывал тот факт, что Кристиан сгорает заживо в шкуре медведя, вокруг есть люди, которые смогут ее поддержать.

К слову, финал «Солнцестояния» подводит нас к еще одной любопытной идее. Исследователи хорроров уже давно говорят о том, что женщины больше любят ужастики, чем мужчины. Почему так происходит? Во-первых, девушкам обычно проще ассоциировать себя с жертвами вымышленных маньяков и монстров – они еще с детства привыкают к тому, что нужно самостоятельно отвечать за свою безопасность. Наблюдая за тем, как условная Лори Строуд дает отпор Майклу Майерсу, женщины воспринимают события на экране не как бессмысленную выдумку, а как полезную информацию, которая когда-то может пригодиться.

Во-вторых, классический сюжет хорроров – история о том, как люди годами терпят унижение и несправедливость, а затем слетают с катушек и начинают мстить всем, кто когда-либо их задел. Тут девушкам до абсурда легко симпатизировать условной кинговской Кэрри – нас с детства учат прощать обидчикам, уходить от конфликтов, терпеть и вообще не быть «сложными». Но даже женская социализация не может до конца избавить от желания наплевать на все общественные нормы и стереть в пух и прах всех абьюзивных партнеров и любителей поприставать в общественном транспорте. Ари Астер – один из немногих хоррор-режиссеров, который позволяет героине не только отомстить своему бессердечному партнеру, но и сдружиться с условной «силой зла» и заполучить что-то вроде хэппи энда.

Ритуалы и обычаи

Кажется, все уже сто раз написали о том, насколько цельный мир выстроил Ари Астер в «Солнцестоянии». Но тут напрашивается еще один вопрос – имеет ли Харга какие-то привязки к реальности? Сам городок существует – он находится в провинции Хельсингланд. Правда, тут не проводятся человеческие жертвоприношения, да и живут в поселке обычные шведы, а не загадочные культисты. Впрочем, по словам постановщика, все ритуалы, изображенные в фильме, вдохновлены фольклором и даже историческими событиями. Например, церемониальные суициды людей старшего возраста когда-то были действительно распространены в Швеции. Правда, многие историки считают, что долгожителей обычно сбрасывали со скалы, не дожидаясь, пока они сами прыгнут.

Солнцестояние до сих пор массово празднуется в Швеции, причем, не только в крохотных деревнях, но и в крупнейших городах. Танец майской королевы обычно играет серьезную роль в этих народных торжествах. Более того, песня о дьяволе, пришедшем в Харгу, о которой рассказывала одна из героинь фильма, действительно существует – ее исполняют по всей стране. Большинство шведских кинокритиков остались довольны тем, как Ари Астер передал внешний вид консервативного городка – по их словам, интерьеры и одежда героев получилась максимально аутентичной. Естественно, некоторых рецензентов задело то, что американец превратил один из самых жизнерадостных праздников страны в мистический кошмар – еще и изобразил жителей страны кровожадными язычниками. Но практически все сошлись на мысли, что визуальная составляющая картины получилась правдоподобной и продуманной.

Любопытно, что снимали ужастик вовсе не в Швеции, а в Венгрии, а костюмы были вдохновлены, среди прочего, украинской и перуанской народной вышивкой. Дизайнер Андреа Флетч разработала разные наряды для всех жителей Харги – на одежде представителей разных профессий вручную вышиты особые руны и рисунки.

Кинореференсы и отсылки

Как и любой постановщик хорроров, Ари Астер еще с детства влюбился в этот жанр и пытался пересмотреть все ужастики, которые можно было найти в видеопрокате. Неудивительно, что «Солнцестояние» набито разнообразными референсами. Самая очевидная отсылка – к «Плетеному человеку», классике фолк-хоррора 1970-х. Картина рассказывает о консервативном и глубоко верующем полицейском, который попадает на шотландский остров, населенный язычниками.

Правда, режиссер Робин Харди гораздо больше концентрируется на конфликте между христианством и древними британскими верованиями, а Астер скорее уделяет внимание противостоянию культур. И все же, в «Солнцестоянии» есть забавная отсылка к религиозным подтекстам «Плетеного человека» – имя Кристиана напрямую намекает на христианство, а его смерть напоминает трагический финал картины Харди. Вообще, некоторые обозреватели увидели в «Солнцестоянии» критику организованной религии – несмотря на то, что Дэни понимает жестокость и аморальность культистов, красивый антураж переманивает девушку на их сторону.

Астер явно втиснул пару референсов к «Техасской резне бензопилой» Тоба Хупера – одному из первых ужастиков, действие которых происходит днем. Рожденный в результате инцеста Рубен в одной сцене надевает лицо убитого Марка – чем не косплей легендарного Кожаного Лица? Еще одна отсылка – финал картины. Дэнни сначала рыдает, но ее горе постепенно превращается в радость – прямо как в конце «Техасской резни», когда Салли спасается от антагониста и не знает, плакать ей или радоваться.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: