Марафон выходного дня: back to school
Вздохните с облегчением все те, кому уже давно не нужно собирать рюкзак в школу. Понастальгируйте за днями, когда на переменках между уроками хотелось делать все что угодно кроме как пообедать. Вспомните, как впервые прогуляли школу и как попались на этом. А теперь приготовьтесь к марафону школьного кино, в котором мы подобрали для вас самые разнообразные жанры, от драматических историй и комедий, до хорроров и фантастики.
Клуб «Завтрак»
1985, реж. Джон Хьюз
Пятеро тинейджеров вынуждены провести выходной день в школе в качестве наказания. Каждый в чем-то провинился и каждому есть над чем подумать, считает школьный завуч Вернон, и закрывает их в библиотеке с заданием написать эссе на 1000 слов о том, «кем они себя видят». Герои, на первый взгляд, весьма показательные — бунтарь Бендер, школьная знаменитость Клэр, спортсмен Эндрю, чудаковатая Элисон и лузер-гик Брайан. Вот только дать определение себе в рамках школьного задания оказывается достаточно трудно, разве что попытаться это сделать вместе.
«Клуб “Завтрак”» далеко не сразу покорил мировое киносообщество. Критики были недовольны финалом, некоторые диалоги казались им неестественными, да и школьная тема, поданная в формате разговорной драмы, была чем-то совершенно нетипичным. Однако лента Хьюза определила развитие направления честных школьных историй на годы вперед. Главные герои разбили в дребезги стереотипы о школьниках и сам факт навешивания ярлыков на тинейджеров. А сцену разговора на полу библиотеки, которая является чистой импровизацией, мы до сих пор считаем лучшей в этом фильме.
Джуно
2007, реж. Джейсон Райтман
Как для 16-летней школьницы, Джуно весьма мудра и уверенна в себе. По крайней мере так кажется, пока не оказывается, что главная героиня беременна от лучшего друга, с которым решила потерять девственность по договоренности, потому что «уже пора». И даже в этом случае Джуно трезво оценивает ситуацию и решает рожать, попутно подыскивая приемных родителей для малыша. Отец и мачеха всячески помогают, а вот в школе на ее растущее пузо поглядывают с явным осуждением. К тому же отец ребенка, хилый однокласник Бликер, никак не может определиться, что ему делать — идти на выпускной с соседкой по парте, или может забить на все и признаться очень беременной Джуно в любви.
Литератор Диабло Коди — бывшая стриптезерша, а ныне — звезда американского инди-кино. С «Джуно» Коди дебютировала в качестве сценариста, и тут же отхватила «Оскар» в соответствующей номинации. Это в целом трогательное кино, в котором хватает и сатиры на пригородный быт, и зарисовок о буднях школьников, и особенного острого юмора, который из уст Джуно, возможно, звучит даже слегка абсурдно. Но итог один — саркастическую и предельно честную Джуно в исполнении Эллен Пейдж невозможно не полюбить.
Кэрри
1976, реж. Брайан Де Пальма
Робкая школьница Кэрри (Сиси Спейсек) не особо общительна и практически всегда прячется по углам коридоров между уроками. Друзей у нее нет, разве что учительница физкультуры, пытающаяся хоть как-то социализировать девушку. Дома Кэрри поддается постоянному прессингу со стороны очень религиозной матери, которая любит периодически ее закрывать в кладовке. Между тем главная героиня открывает в себе способность к телекинезу, о чем вскоре весьма трагично узнает вся школа. Сверстники приготовили изощренную шутку для Кэрри, не подозревая, чем это для всех закончится.
Будучи хоррором, «Кэрри» на деле оказывается показательной картиной школьных будней, в которых есть место как для буллинга, так и для первой любви. Это, к тому же, неплохая метафора личной трансформации, через которую проходит каждый подросток в старшей школе. Сверхспособности Кэрри — часть ее идентичности, которые помогают героине показать истинное лицо. Ну а если этого не достаточно, то советуем оценить, как хорошо в рамках школьного сеттинга Де Пальма реализовал идею хичкоковского саспенса.
Захватывающее время
2013, реж. Джеймс Понсольдт
Старшеклассник Саттер (Майлз Теллер) — настоящий заводила вечеринок. Этот обаятельный парень живет настоящим моментом и не хочет думать о будущем. Работа в магазине мужской одежды его вполне устраивает, тем более что здесь явно прогрессирующий алкоголик Саттер может втихую пить виски из фляги. После одной из пьянок Саттер просыпается на газоне в тени нависшей над ним Эйми (Шейлин Вудли), и с тех пор его жизнь меняется навсегда.
Синопсис «Захватывающего времени» только звучит как типичный ромком. Однако если бы пришлось выбирать самый честный тинейджерский фильм 2010-х, то это определенно призер «Сандэнса» — драмеди Джеймса Понсольдта. Это кино говорит со зрителем живым языком и не боится выставлять главного героя настоящим антагонистом. Саттер — заносчивый школьник, который стремится поскорее повзрослеть, сохранив юношеский максимализм и свободолюбие. Это лента о том, как легко не заметить, что время принятия серьезных решений подобралось совсем бизко.
Факультет
1998, реж. Роберт Родригес
Место действия — старшая школа где-то в американском пригороде Огайо. Здешние ученики — пугающее будущее Америки: задиры, пижоны, наркоманы, драгдилеры и просто парни, таскающие на уроки пистолет в кармане. Есть среди них и горстка светлых умов, вот только живется им в таких условиях не сладко. Типичный учебный день так бы и прошел незаметно, если бы группа тинейджеров не обнаружила, что школу захватили инопланетяне. Внеземные паразиты заразили учителей и теперь те ведут охоту на учеников. Единственный способ их убить — сильный наркотик, который готовит знаменитый на всю школу хулиган Зик Тайлер (Джош Хартнетт).
А вот и совсем другого толка школьное кино — настоящий guilty pleasure о вторжении инопланетян. Все клише о школьниках здесь работают на сюжет, а паранойя «кто заражен, а кто чист» лишь усиливает саспенс среди таких разношерстных персонажей, которые, к слову, очень точно повторяют типажи из «Клуба “Завтрак”». Ко всему сценарное решение свести в схватке школьников и учителей-инопланетян — отличная хоть и слишком прямолинейная метафора конфликта отцов и детей.