За что хвалят и ругают «Валериан и город тысячи планет»
Новый блокбастер Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» создавался под громким именем самого масштабного и дорогого французского кино в истории. Но и задачи перед картиной стояли амбициозные: достойно экранизировать комикс-серию «Валериан и Лорелина», вдохновившую не одно поколение научной фантастики.
Судя по первым оценкам профессиональных критиков, фильму с Дэйном ДеХааном и Карой Делевинь в главных ролях удалось выполнить лишь часть обязательств. Качественная визуальная составляющая не остановила рецензентов от того, чтобы влепить «Валериану» посредственные или даже негативные оценки.
Наиболее благосклонно картину принял обозреватель Variety Питер Дебрюж. Он не поскупился на комплименты Бессону, заявив, что режиссер — один из немногих творцов, способных учредить собственную киновселенную, соперничающую со «Звездными войнами». В самом «Валериане» журналист отметил удачное объединение разных эпох:
«Валериан» умудряется быть передовым и, одновременно, очень трогательно-олдскульным фильмом, — это своего рода дикая, бесконечная поездка, которую мог организовать только режиссер «Люси» и «Пятого элемента». Он сконструирован из эпизодических миссий, падений, молниеносно проносящихся моментов, которые показывают невероятное разнообразие локаций и пришельцев, созданных с помощью компьютерной анимации.
Единственной серьезной претензией Питера остался кастинг на роль Валериана — харизматичный борец с межгалактической преступностью в исполнени Дэйна ДеХаана показался ему ребенком-переростком.
Журналист IndieWire Дэвид Энрлих тоже сходу расхвалил работу Бессона над визуальными эффектами. По его словам, «Валериана» можно легко сравнить с отборным наркотическим трипом.
Любой кадр фильма настолько богат, что показывает больше, чем способен заметить человек — не каждая киновселенная может с этим потягаться. Необычайная скорость и разнообразие повествования так захватывает, что зрителю необязательно знать, что конкретно происходит на экране — все равно главные герои постоянно напоминают детей.
«Валериан» представляет мульти-культурное многообразие, разнесшееся на несколько измерений, где жизнь настолько разнообразна и раскидана вокруг, что целые виды могут стирать с лица планеты без лишних вопросов. Бессон показывает будущее, в котором люди стали самыми скучными созданиями во вселенной, однако мир по-прежнему вращается вокруг них. Белый парень по-прежнему придерживает власть за вожжи. Равенство все еще непростая штука, когда легче просто уничтожить кого-то.
Гораздо более жесткой оказалась оценка портала The Playlist. Журналист Родриго Перез отдал должное бюджету фильма, каждый цент из которого оказался на экране. Но посетовал, что за этими масштабами у создателей не осталось сил на историю и персонажей.
Кроме того, журналист выразил уверенность, что Бессону просто хотелось перезарядить «Пятый элемент» на стероидах, но задумка провалилась:
Тот фильм был восхитительным и умным рывком сквозь привычный научно-фантастический шум. «Валериан» поначалу пытается поддерживать такой же игривый тон, однако потом заваливается в мелодраматический и несмешной проект. В элемент, который может со смертельной силой ударить по кинематографической личности Бессона. Понятный и затягивающий в течение первых 20 минут, «Валериан» также теряет преимущества со временем: растягивающийся фильм в итоге будто длится бесконечно (на самом деле — 2 часа и 17 минут, но ощущается намного дольше).
В подобном смятении находился и обзорщик журнала Entertainment Weekly Крис Нашавати. Не обошлось без упоминаний «Пятого элемента» и его непростой судьбы — сначала обруганный, фильм следом получил культовый статус.
Если бы пришлось делать предсказание, я бы сказал, что «Валериана» ждет та же судьба. Воображаемая вселенная фильма такая странная и дикая, а её ритм такой идиосинкразический, что легко представить кинозрителей, пытающихся разобраться что это за чертовщина вплоть до какой-то отдаленной даты в будущем. В течение первых кислотных 30 минут, например, я не смог решить, что же смотрю: блестящее помешательство или тотальную глупость.
Самой разгромной оказалась рецензия Тода МакКарти из Hollywood Reporter. Кинообозреватель не сомневается в выдвижении картины на анти-премию «Золотая малина» и уверен в финансовом провале проекта на американском рынке.
Все происходящее непонятно, скучно, нечетко, неразборчиво, невразумительно, в конце концов, это погружает в сон. Любой, кто сможет объяснить нарратив менее, чем в 25 слов, наверняка заслуживает небольшой приз.
Справедливы ли эти упреки (и будут ли вручаться призы за лучшие сюжетные пересказы), зрители смогут узнать 10 августа.