Эпизод восьмой
После просмотра восьмой серии мы заподозрили, что Дэвид Линч недолюбливает людей, пишущих рекапы. Понять, что произошло на экране за этот час — задача не из простых, но попытаемся разобраться.
Злой Купер и Nine Inch Nails
Злой Купер и Рей (его помощник, которого мы толком не видели с третьей серии) успешно покидают тюрьму и выдвигаются в направлении некой Фермы. Странно, что в качестве компаньона Купер выбрал именно Рея, ведь тот пытался его убить. Видимо парень обладает информацией, ради которой можно пойти на риск. Однако это уже не имеет значение, ведь зрителей ждет неожиданное убийство доппельгангера Реем и последующая сцена его смерти/воскрешения. Черные духи, которые по-шамански окружают тело Купера, напоминают о том, что в общем-то были в третьем сезоне всегда — внимательный зритель видел их мельком в морге при опознании тела майора Бриггса и в тюремной камере по соседству с арестованным завучем Хэстингсом. Сложно сказать, что за странный ритуал они проводят над телом (порой кажется, что они рвут его на клочья), но вскоре лже-Купер оживает. Кстати, это наталкивает на мысль, что черные духи — дугпы, злые колдуны, о которых во втором сезоне вспоминал Уиндом Эрл. Согласно еще одной теории, эти существа — призраки людей, погибших в пожарах. Тогда вполне вероятно, что черный дровосек — покойный муж Маргарет Лантерман, более известной как Дама с поленом.
Напуганный Рей мчится подальше от места происшествия, попутно сообщая агенту Джеффрису о последних событиях. Любопытно, ведь мы-то были уверены, что Джеффрис — сообщник доппельгангера. Если Джеффрис — заказчик покушения на лже-Купера и собирался заплатить за смерть доппельгангера миллион долларов, то возникает еще одна теория. А что, если он — тот самый загадочный богач, которому принадлежит стеклянная коробка из первой серии?
Следующая сцена — очередной концерт в придорожном баре, однако этот можно считать самым важным за весь сезон. Как объявляет ведущий, на сцене «The Nine Inch Nails». Кстати, приставка «the» — забавная деталь. Фронтмен группы Трент Резнор выступал продюсером саундтрека к фильму Линча «Шоссе в никуда», там же использовалась и песня группы. Если бы в мире «Твин Пикса» существовали Nine Inch Nails, напрашивался бы вопрос: существует ли там и написанный ими саундтрек к фильму, а заодно — и сам фильм?
Попытка Рея убить злого Купера и выступление культовой группы Трента Резнора — единственные события в этой серии, о которых мы можем говорить с относительной уверенностью. Дальше следует не столько привычное нам повествование, сколько сложный поток символов и аллюзий. Наверное, именно поэтому выступление в баре «Bang Bang», обычно знаменующее окончание серии, тут находится сразу после сцены с Купером.
Происхождение зла
Дальше Линч отправляет зрителей в прошлое — на экране 16 июля 1945 года, дата первого в мире испытания ядерного оружия. Взрыв «Тринити» называют стартом ядерной эпохи, но для Линча это — рождение великого зла сразу в нескольких пониманиях. Плутоний для изготовления данной ядерной бомбы завозился из Хэнфорда — территории, которую некогда захватили у племени Нез Перс. Как мы помним из шестой серии, Хоук — их потомок. Если верить «Тайной истории» Марка Фроста, вождь индейцев племени Нез Перс поклялся, что белым людям от этой земли не будет пользы, и за злодеяния им отомстят потусторонние силы. Кстати, после взрыва «Тринити» в пустынях Нью-Мексико еще долгое время находили осколки тринитита — зеленого стеклоподобного материала. Несмотря на радиоактивность зеленых камушков, в 40-х и 50-х был настоящий бум на украшения из этого камня. Готовы поспорить, что зеленое кольцо с совой сделано именно из этого минерала.
Внутри ядерного гриба находится мистическое создание, изрыгающее сгустки липкой жидкости, в одном из которых мелькает лицо Боба. Наше предположение — существо поглощает энергию взрыва и порождает из него демонов. Кстати, эта «мать» очень напоминает рогатое существо, рисунок которого Купер показывал Дарье, прежде чем ее убить.
Кроме взрыва мы видим бакалейную лавку, над которой сгущаются тучи. Вокруг магазина ходят (точнее — странно перемещаются) те самые демоны, которые окружали подстреленного лже-Купера в начале эпизода. Тут сразу приходят на ум звучавшие в первом сезоне слова Майка о том, что они с Бобом жили «над бакалейной лавкой». В окне магазина, кстати, можно разглядеть выставленные в ряды банки с кукурузной кашей, которой в мире «Твин Пикса» питаются злые духи. Вторая ассоциация — со снятой Линчем в 90-х рекламой сигарет. В кошмарном ролике для швейцарской табачной фирмы трое мужчин (отдаленно напоминающих демонов-дровосеков) ходят возле бакалейной лавки. Вокруг них искрится электричество и вспыхивают огни. Реклама в свое время вызвала недоумение, но отказываться от любимой символики Линч, конечно, не стал.
Возвращение в «Силенсио»
Следующая сюрреалистическая сцена разворачивается, предположительно, в Белом Вигваме. В комнате, наполненной старомодной аппаратурой, мы встречаем Великана и темноволосую женщину, будто сошедшую с кадра немого фильма. Титры подсказывают, что ее зовут Сеньорита Дидо. Отчетливо чувствуются отголоски немецкого экспрессионизма — жанра, который, пожалуй, больше всего повлиял на эстетику нуара. Контрастные черно-белые кадры, мода времен Веймарской республики и драматическая музыка — все напоминает о режиссерах вроде Фрица Ланга.
Театр, в котором оказывается Великан, не может не порадовать фанатов «Малхолланд Драйв», ведь он почти идентичен знаменитому клубу «Силенсио». Не будем уверенно заявлять, что это — то самое помещение (хотя было бы интересно, если бы все работы Линча существовали в единой вселенной), но эстетика та же.
Вуаеризм — одна из любимых тем Дэвида Линча. В его работах мы часто наблюдаем, как герои за чем-то подглядывают или смотрят кино. В этой серии идея вуаеризма более гротескна. Великан с ужасом смотрит на большом экране тот же взрыв, который зрители видели буквально пару минут назад. Сеньорита Дидо тоже встревожена увиденным. Когда левитирующий Великан передает ей одну из огромных золотых жемчужин, окружающих его голову, будто нимб, в ней появляется лицо Лоры Палмер. Жемчужину-Лору запускают в мир людей, видимо, чтобы она погибла и спасла человечество от зла (в лице Боба).
Got a light?
Спустя 11 лет, на месте ядерного взрыва в Нью-Мексико из яйца вылупливается крылатая рептилия и начинает ползти по пустыне. С виду создание напоминает Вельзевула — одного из самых известных злых духов в христианской демонологии.
Во время романтической прогулки с юношей, девушка-подросток находит монету, лежащую орлом кверху. Занимательно то, что подбирает она ее возле той самой бакалейной лавки, вокруг которой ходили духи из Черного Вигвама.
А духи, к слову, терроризируют незнакомую нам супружескую пару, требуя у них «огоньку». Фраза «got a light» — очередное пополнение в копилке страшных реплик, как-то связанных с огнем. Еще раз мы слышим ее буквально через пару минут — дух-дровосек заглядывает на местную радиостанцию и с этими словами жестоко убивает секретаршу. Стилистически нападения духов снято в лучших традициях Джорджа А. Ромеро, одного из главных режиссеров, работавших в жанре зомби-хоррора. С местным диджеем дух-дровосек расправляется, повторяя нечто еще более зловещее — странный стих о воде и лошадях. Любопытная деталь — стихотворение появилось на просторах интернета еще до выхода восьмой серии «Твин Пикса», в качестве подписи на форуме commercialsihate.com. Впрочем, непонятно, разместили ли Линч с Фростом зачем-то там свой стих или просто заметили его на сайте и решили использовать в шоу.
Каким бы ни было происхождение стиха, услышать его удается работникам дайнера, автомеханику в салоне и уже знакомой нам девушке-подростку. С ней связан момент, который мы не скоро забудем: когда девушка засыпает, в ее открытый рот заползает то самое насекомое из пустыни. Намек на столь любимого Линчем Кафку очевиден, но есть пространство и для менее однозначных теорий. Например, известно, что Сара Палмер родилась в 1945 году, так что она вполне может оказаться жертвой насекомого.
Вердикт: казалось бы, удивить поклонников «Твин Пикса» непросто, но Линчу это раз за разом удается. Восьмая серия практически лишена диалогов и знакомых зрителям лиц, но складывается впечатление, что именно с помощью сюрреалистической символики и метафор режиссер доносит до нас самые важные идеи третьего сезона. Не зря ведь Дэвид Линч рассматривает себя, в первую очередь, как художник, и лишь потом — в качестве повествователя и режиссера.
Ключевые моменты:
— Ядерный взрыв «Тринити» — источник зла в мире «Твин Пикса». Несомненно, Черный и Белый Вигвамы существовали и до 1945-го года (об этом мы знаем из «Тайной истории»), но взрыв стал причиной вторжения демонических существ в человеческое измерение.
— Бакалейная лавка — место обитания потусторонних сил в человеческом мире.
— Лора (или другая, но очень похожая на нее девушка) была рождена, чтобы защитить людей от зла. Неизвестно, была ли ее смерть необходимой частью борьбы против Боба.
— Девушка, в чей рот заползло насекомое вполне может оказаться уже знакомым нам персонажем. А возможно — даже матерью Лоры Палмер.