ТОП-10 анимационных фильмов Disney по версии Vertigo
Премьера сиквела «Ральфа-разрушителя» — лишний повод вспомнить лучшие анимационные фильмы Disney и заодно определиться, какая же картина однозначно лучшая. Удивительно, но фаворит у нашей редакции оказался однозначным — с большим отрывом первую строчку занял «Аладдин». А вот за ним схватка оказалась ожесточенной.
Так что представляем вам рейтинг лучших анимационных фильмов компании Disney по версии редакции Vertigo, с которым, как обычно, можно не соглашаться в наших соцсетях.
2014
Супер 6
Аня Дацюк
А вот и первая диснеевская попытка внедрить комиксы компании Marvel в анимацию. Как результат, перед нами неплохо воссозданный супергеройский жанр, который, к тому же, умудряется обыгрывать стереотипы вокруг защитников в плащах. За эстетику японского научно-фантастического мира отвечает город Сан-Франсокио, а за милашность — зефирный робот Бэймакс.
Подросток Хиро Хамада с друзьями, тем временем, разыгрывают актуальную мораль о том, что быть ботаном круто. «Большая шестерка» органично сочетает тинейджерскую комедию с вполне серьезными темами — трудности взросления, утрата близких и, в конце концов, стресс современного мегаполиса, в котором так легко потеряться и почувствовать себя одиноким.
1953
Питер Пэн
Юра Поворозник
Экранизация Питера Пэна планировалась в студии Disney сразу после «Белоснежки», а первые наброски появились еще в 1940 году. Дальше разработке помешала война и сложности с адаптацией пьесы Джеймса Барри — она отличалась серьезной, как для детского произведения, жестокостью. В итоге русалки на экране стали куда цивилизованнее, чем в первоисточнике, Питера Пэна пытались взорвать вместо отравить, а Капитан Крюк так и не пал жертвой крокодила. Для сиквела, который вышел в 2002 году, сценаристы не использовали первоисточник, а написали собственную историю.
Что интересно, главным вызовом при создании анимации стала невесомость главного героя, хотя с полетами все было довольно просто. Все из-за того, что для левитации Питер должен был оставаться на одном месте, при этом плавно двигаясь. Эти незаметные движения и оказались довольно сложной задачей для покадровой анимации.
2010
Принцесса и жаба
Юра Поворозник
После революции имени Pixar, корпорация Disney со временем начала отказываться от классической анимации. Кто бы мог подумать, что человеком, который решит вернуть 2D картинку станет Джон Лассетер. После того, как Disney купил компанию Джобса, креативный директор Pixar занял аналогичную должность в WD Animation Studios и предложил сделать историю о приключениях в Новом Орлеане методом рисованной анимации.
В сценарии совместили сказку братьев Гримм «Принц-лягушонок» и детский рассказ Элизабет Бейкер «Принцесса лягушек», а действие перенесли в Новый Орлеан эпохи джаза. Не обошлось без креольской мифологии, вуду, отсылки к Луи Армстронгу (довольно очевидной) и феминизма — впервые главная героиня выступала не «девушкой в беде», а спасателем ситуации. Зрителям и критикам эксперимент понравился, но картина пострадала от неудачного маркетинга, что обернулась кассовой неудачей.
2002
Лило и Стич
Аня Дацюк
Уверенную позицию в нашей десятке занимает анимация, после которой мы полюбили Гавайи и Элвиса. Впрочем, главной звездой мультика всегда был и есть Стич – очень милый и очень синий инопланетянин, ставший не просто домашним любимцем маленькой Лило, а настоящим другом. Старшая сестра растит младшую, как свою дочурку. Та постоянно ругается со сверстниками, пока другая бегает от одного подработка к следующему, еле сводя концы с концами. Зато когда герои становятся на серф, а на бекграунде играет гавайский мотив, устоять перед картинкой тропического рая невозможно.
Это, конечно, во многом довольно традиционная история о непринятых странниках, отвергнутых монстрах и взаимоподдержке. Но «Лило и Ститч» примечателен прежде всего своими персонажами — невероятно многогранными и не типичными для «сахарного» в то время Диснея. Именно отсюда мы помним, что ohana — значит «семья», а семья — значит никого не бросать.
1951
Алиса в стране чудес
Юра Поворозник
Впервые экранизировать «Алису» Уолт Дисней задумал в 1933 году, правда тогда она должна была соединять в себе черты как лайв-экшн картины, так и анимации. Планам не суждено было сбыться — «Белоснежка» забирала слишком много времени, да и конкуренты из Paramount выпустили полнометражную версию книги Кэрролла. Правда аниматор не сдался и в 1936 году сделал мультфильм о Микки Маусе Thru the Mirror со схожим сюжетом.
Официально работа над полноценной диснеевской адаптацией началась в 1938 году и продолжалась до начала 50-х. За это время сценарий успел написать Олдос Хаксли (от идей фантаста отказались), картина превратилась из фильма в анимацию и проиграла внутреннюю конкуренцию «Золушке», которую выпустили ранее. В итоге, «Алиса» вышла на экраны в 1951 году и быстро стала классической экранизацией Кэрролла, хоть в титрах и пропустили одну «л» в фамилии писателя.
1998
Мулан
Саша Рынк
Задолго до разговоров о женской репрезентации в кино и уайтвошинге, Walt Disney Animation Studios сняли поразительный анимационный фильм, в котором решительная и смелая китайская девушка спасла свою родину. Впрочем, даже сюжет истории не такой прогрессивный, как ее исполнение. Мультфильм удачно использовал характерные приемы восточного кино (например, аллюзии к драмам о самураях) и элементы западных мюзиклов, а каст почти полностью состоял из актеров-азиатов.
Но даже если отбросить революционность фильма, он все равно остается отличной работой студии – тут хватает как мрачного драматизма, так динамичных боев, юмора (привет, Эдди Мерфи в роли дракончика Мушу!) и самоиронии. Визуальная составляющая тоже внушает уважение – в свое время мультфильм должен был состязаться за взрослую и подростковую аудиторию с полноценными боевиками, и у него это получилось.
1997
Геркулес
Саша Рынк
История о сыне Зевса, возможно, покажется слишком доброй и оптимистичной, по сравнению с брутальным античным первоисточником, но тут тоже хватает глубины и драматизма, а главное – самоиронии. Сценаристы нещадно высмеивают американскую поп-культуру от классических нуаров и до нездорового восхищения знаменитостями. Визуальная составляющая тут тоже не оставит зрителя равнодушным – дизайном занимался британский художник и сатирик Джеральд Скарф, наиболее известный по своей работе с Pink Floyd.
Конечно, главный козырь фильма – персонажи. Сам Геркулес, наверняка, слишком похож на стереотипного хорошего парня, зато Мегара – блестящая пародия на образ фатальной женщины из 1940-х, фавн Фил напоминает классического перманентно уставшего и циничного тренера из спортивных драм. И не будем забывать об Аиде – он один из лучших антагонистов в истории Walt Disney Animation Studios.
1994
Король лев
Саша Рынк
«Король Лев» – первый анимационный фильм Walt Disney Animation Studios, сюжет которого создавался с нуля, не используя уже существующих персонажей, давние сказки или исторические события. В результате студия получила действительно новаторский мультфильм – в основу сценария легли аллюзии к трагедиям Шекспира, авторами саундтрека выступили Ханс Циммер и Элтон Джон, а роль харизматичного злодея Шрама досталась британцу Джереми Айронсу.
К слову, изначально история задумывалась куда более мрачной, так что многие сотрудники компании не слишком верили в успех нового проекта (тем более, что параллельно шла работа над многообещающей «Покахонтас«) и зря. «Король Лев» стал одним из самых узнаваемых фильмов студии, обзавелся бродвейским мюзиклом и парой продолжений, а скоро вернется на экраны в формате лайв-экшн фильма.
Удивительно, но проверенную классику со второй позиции уверенно вытеснила современная анимация. Но как можно сопротивляться шарму «Зоотрополиса», тем более что ее персонажей уже впору цитировать?
Во-первых, это впечатляюще продуманное кино, в котором воссоздали фантастически спланированное городское пространство. Во-вторых, ключевая концепция «Зоотрополиса» − равенство возможностей и условий жизни для каждого из эволюционировавших зверей. Так что габариты и инстинкты животных здесь учтены и сюжетно обыграны. В-третьих, привычную схему человеческих предрассудков авторы очень оригинально обыграли на тех же зверях, от протагонистов — смелой крольчихи Джуди и лиса-афериста Ника — до второстепенных персонажей вроде секретарши-овечки или ленивца-госслужащего.
1992
Аладдин
Юра Поворозник
История о воришке из Аграбы стала культовой благодаря множеству факторов: главный герой создавался как смесь Тома Круза и Харрисона Форда, Яго превратили из шекспировского персонажа в комического героя, а Робин Уильямс благодаря своим импровизациям сделал из Джинни одного из лучших анимационных героев в истории индустрии. А ведь есть еще Джафар, стоящий в пантеоне злодеев студии на одной ступени со Шрамом и Аидом.
Что интересно, изначально главный герой должен был быть куда более мягким, да еще и с властной мамой. К слову, премьера омрачилась скандалом благодаря жадности корпорации Disney — те нарушили условия договора с Робином Уильямсом, который пошел на существенное снижение гонорара ради роли. Извинялись перед комиком потом еще долго, даже подарив ему картину Пикассо, но актер до конца жизни шутил, что «три пальца у Микки Мауса только для того, чтобы он не мог выписывать чеки».