Обратная сторона Аграбы: три истории создания «Аладдина»
25 лет назад на большом экране впервые прозвучала «Арабская ночь», Аладдин нашел волшебную лампу, сразился с Джафаром и привлек внимание принцессы Жасмин. Анимационный фильм стал огромным успехом — при бюджете в $28 миллионов собрал в прокате $504 миллиона и практически сразу обеспечил себе звание «классики Disney». При этом за кулисами картины разворачивались не менее интересные истории, достойные сказок Шахерезады.
Наследие Эшмана
Идея превратить рассказ о волшебной лампе в полноценную анимацию пришла в голову сценаристу Говарду Эшману. Он работал на Disney с середины 80-х, писал тексты песен для «Маленького магазинчика ужасов», «Оливера и компании», «Русалочки» и «Красавицы и чудовища». В 1988 году Эшман вспомнил любимую сказку и быстро превратил ее в 40-страничный сценарий. Несмотря на то, что скрипт был хорошо проработан, идею отвергли и отправили Говарда работать над историей Белль.
К сожалению, сценарист заболел СПИДом и умер в 1991 году. После его смерти в Disney вернулись к «Аладдину», наняв для работы режиссеров Рона Клементса и Джона Маскера. Они очень бережно отнеслись к работе Эшмана, что не понравилось председателю правления Джеффри Катценбергу. Тот считал, что история не цепляет и нанял Теда Эллиота и Терри Россио ее переписать. В результате убрали мать главного героя, Джинни перестал быть похож на джазмена 30-х, а Яго превратился из чопорного британца в комичного персонажа, списанного с героя Гилберта Готтфрида в «Полицейском из Беверли Хиллз 2».
Аладдин по имени Харрисон Круз
С момента запуска фильма в производство создатели долго не могли определиться с центральным персонажем. С Аладдином постоянно были проблемы — то не подходила внешность, то характер был чересчур мягким. Если изначально героя рисовали с Майкла Джея Фокса (сказалась популярность «Назад в будущее»), то позже свою роль сыграл «Топ Ган». Том Круз так поразил всех своей внешностью, что воришку решили рисовать именно с него. Разве что немного изменили фигуру, вдохновляясь моделями Кельвина Кляйна.
А вот характер Аладдину подарил совсем не Маверик. Желая добавить парню из Аграбы дерзости, создатели ориентировались на самого Харрисона Форда. Причем изначально герой даже был похож на него внешне, но в результате оставил себе исключительно характер, превратившись в удивительную смесь Индианы Джонса и Хана Соло.
Разница получилась поразительной — если в оригинальной версии Эшмана персонаж был скорее щуплым подростком под крылом матушки, то в итоговом варианте Аладдин превратился в атлетичного юношу, которому не нужен никто, кроме мартышки Абу.
Импровизируй, Джинни!
Хоть Джеффри Катценберг очень хотел для озвучки Джинни получить Стива Мартина или Эдди Мерфи, режиссеры Клементс и Маскер отстояли свою кандидатуру — Робина Уильямса. Они утверждали, что изначально писали роль под комика, хотя и не были уверены в том, смогут ли его заполучить.
Уильямс, увидев потенциал персонажа, развернулся на полную. Несмотря на уже написанный скрипт, Робин постоянно импровизировал, используя таланты имитатора. За все сессии озвучки было записано 16 часов материала. Что интересно, аниматоры рисовали сцены с Джинни уже после записи звуковой дорожки, ориентируясь на работу комика.
Как результат, в картине появились пародии на Джека Николсона, Вуди Аллена, Ричарда Никсона и Ларри Кинга. При этом в черновых набросках фигурировало намного больше знаменитостей. Открывающая сцена фильма, с торговцем, была полностью импровизацией Уильямса — его попросили представить себя продавцом необычных товаров. Правда, в результате большую часть монолога пришлось вырезать из-за неприличных высказываний комика.
Вот только блестящее сотрудничество было омрачено последующим скандалом. Уильямс согласился на роль в «Аладдине», чтобы порадовать детей и потому, вместо гонорара в $8 миллионов, потребовал только $75 тысяч. Но за это попросил не использовать его имя в рекламе картины, так как спустя месяц должен был выйти его фильм «Игрушка».
Студия решила поступить по-своему. Соблюдая условия контракта, она начала использовать Джинни в рекламе своих товаров, не выплачивая за это роялти актеру. Кроме того, несмотря на договоренность, герой Робина занимал более 25% постеров, что было нарушением договора. Уильямс обиделся на это, выдав знаменитую шутку «The only reason Mickey Mouse has three fingers is because he can’t pick up a check» («У Микки Мауса на руке три пальца, потому что он не может выписать чек») и отказался работать над продолжениями. Дисней попробовал извиниться, выслав комику картину Пабло Пикассо, но тот не оценил жеста. Только после ухода Джеффри Катценберга со своего поста корпорация публично извинилась за ситуацию.