Season of the Witch
Вы заметили, как много современных хорроров заигрывают с ностальгией? «Ведьма любви» рассказывает о солнечных 1960-х, «Мы» вдохновляется классическим сай-фаем, «Дом с часами в стенах» имитирует шарм 1950-х, а «Суспирия» Луки Гудиньино разворачивается во времена Холодной войны. Ладно, последний пример сложно назвать именно ностальгическим – мало кто скучает по времена разделенного Берлина. Однако общий тренд сложно не заметить – студии явно обратили внимание на успех «Очень странных дел» и новой интерпретации «Оно».
Неудивительно, что как раз сейчас вышла адаптация легендарных рассказов Элвина Шварца «Страшные истории для рассказа в темноте» – многие американцы выросли на этих жутких сказках. Да, именно выросли – антология Шварца считается детской литературой и рассчитана на учеников средних классов. Педагоги и родительские организации долго ссорились насчет того, стоит ли давать такое чтиво школьникам, книги регулярно попадали в списки запрещенной литературы, но сейчас «Страшные истории» уже стали классикой. Как и сам первоисточник, экранизация Андре Овредала вряд ли чем-то удивит взрослых ценителей хоррора. Но если вы хотите приобщить сестру или брата-подростка к жанру – вот фильм, на который можно сходить всей семьей. (Примечание: если у вас смелая семья, конечно!)
Действие картины происходит в 1969 году (что странновато – антология Шварца вышла в 1980-х и рассказывала о них же) в маленьком американском городке. В Хэллоуинскую ночь тинейджеры Стелла (Зои Маргарет Коллетти), Оги (Гэбриел Раш) и Чаки (Остин Зажур) прячутся от агрессивного одноклассника Томми (Остин Абрамс, которого вы наверняка знаете по «Эйфории»). Убегая от хулигана, ребята знакомятся с загадочным Рамоном (Майкл Гарза) и, что важнее, попадают в заброшенный дом семейства Беллоуз, одних из основателей города. С Беллоузами связано множество мрачных легенд – поговаривают, будто эти богачи заточили младшую дочь в подвале, и что в девушка в итоге повесилась на собственной косе. Впрочем, до суицида Сара успела рассказать парочке местных детей какие-то жуткие истории, и все ее слушатели бесследно исчезли.
ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
SCARY STORIES TO TELL IN THE DARK
ХРОНОМЕТРАЖ
108 МИН
ПРЕМЬЕРА
8 АВГУСТА 2019
ЖАНР
УЖАСЫ
РЕЖИССЕР
Андре Овредал
СЦЕНАРИЙ
Дэн Хейгмен
Кевин Хейгмен
Джон Огаст
Дэн Стерлинг
Гильермо дель Торо
В РОЛЯХ
Зои Маргарет Коллетти
Майкл Гарза
Остин Зажур
Майкл Гарза
ПРОКАТЧИК
UFD
В чем работа Андре Овредала преуспевает – так это в выжимании максимума из скромного рейтинга PG-13.
Исследуя старый особняк, протагонисты находят книгу, полную написанных от руки (еще и странным красным чернилом!) сказок. Вскоре выясняется, что манускрипт еженощно пополняется новыми страшилками, а герои этих историй – все, кто были в доме Беллоузов в хэллоуинскую ночь. Более того, все, описанное в книге, молниеносно сбывается. Чтобы выжить, друзьям придется докопаться до истоков легенды, узнать правду о Саре и буквально столкнуться лицом к лицу со своими страхами.
Как видите, сценаристы фильма нашли самый простой способ адаптировать полдюжину несвязанных между собой рассказов в единую историю – они заставляют протагонистов по очереди переживать кошмарные события из повестей Шварца. Беда в том, что это уменьшает весь ужас происходящего. Одна из причин, по которым литературный первоисточник так пугает не одно поколение читателей – отсутствие лишний обьяснений. В оригинальной антологии нет морализаторства или попыток рационализировать происходящее – монстры появляются просто так, а вполне невинные люди страдают, ничем не заслужив свою участь. Если бы «Страшные истории» экранизировали в формате хоррор-антологии на Netflix, то адаптация получилась бы куда более верной первоисточнику. А так мы получаем очередную притчу о вреде лишнего любопытства, ценности дружбы и силе смелости.
В этом не было бы ничего плохого – в конце-концов, не каждый хоррор должен поражать оригинальностью, но сценарий пытается охватить слишком много материала. С одной стороны, главное в фильме – непосредственно сюжеты Шварца. С другой – общей сюжетной линии о Саре и ее сложной жизни тоже нужно уделить экранное время. В итоге создатели картины не успевают толком раскрыть персонажей – мы догадываемся о том, что они, вроде, хорошие ребята с неидеальными семьями и внутренними конфликтами, но все это лишь благодаря полунамекам и вскольз брошенным репликам.
В чем работа Андре Овредала преуспевает – так это в выжимании максимума из скромного рейтинга PG-13. Думаете, современного зрителя не напугаешь без литров крови, сломанных костей, реалистического насилия и прочей тяжелой артиллерии? Оказывается, изобретательного дизайна монстров (тут картина сильно напоминает «Багровый пик» Гильермо дель Торо – не зря ведь он продюсировал) и грамотных джампскеров достаточно, чтобы даже взрослые любители хорроров выпустили из рук поп-корн.
Порой создатели даже пытаются копнуть чуть глубже и провести аналогии с реальным миром – намекнуть на распространенный в 1960-х расизм, вспомнить о Вьетнаме или покритиковать Ричарда Никсона. Сценарий и так перегружен, так что многие из этих референсов уходят в никуда. Например, критика милитаристской политики США заканчивается странной мыслью о том, что армейский долг все же стоит выполнить. Но эту попытку хочется засчитать, хотя бы частично. «Страшные истории» рассчитаны на школьников, заинтересованных в ужастиках – пусть они сразу знают, что хорроры рассказывают не только о вымышленных кошмарах, но и о вполне реальных проблемах.
«Страшные истории для рассказывания ночью» – такая себе пробная подписка на мир страшных фильмов. Продвинутым пользователям будет скучновато, но если вы до конца не уверены в том, стоит ли вам рисковать спокойным сном и смотреть «Хэллоуин» – вот вам небольшой тизер.