Смерть ей к лицу
Кажется, обязательной составляющей любой Голливудской студии теперь стала своя киновселенная. Масштабная переработка идей настигла Universal, у которых вообще-то пылятся права на весьма захватывающих персонажей — классических монстров 30-40-х. Запустить франшизу с нуля — задача не из легких. Технически такую попытку Universal уже предпринимали в 2014 фильмом «Дракула» с Люком Эвансом, однако картина едва окупила себя в прокате. Если успеть громко сказать «не считается», то и официально запустить киновселенную получится только к 2017 году, теперь уже после тщательной промо-кампании. Поднимать концепцию из пыли прошлого в качестве ведущего актера взялся человек-успех Том Круз. Но от проклятья мумии не защитит даже сайентология.
Жажда сокровищ приводит офицера американской армии и нелегального добытчика древностей Ника Мортона (Том Круз) в небольшой поселок на севере Ирака. После обстрела засевших там террористов, Ник вместе с напарником Крисом (Джейк Джонсон) и археологом Дженни (Аннабелль Уоллис) обнаруживают под землей древнюю гробницу. Мумия, которая покоилась там 5 тысяч лет, выпущена и начинает свою охоту целенаправленно за Ником. В арсенале проклятой принцессы Аманет (София Бутелла) будут всевозможные способы обольщения, от шипящих потусторонних комплиментов на древнеегипетском, до галлюцинаций в клиповом монтаже и предложения проткнуть суженого ритуальным кинжалом.
Парадоксально, но у стартовой картины «Темной вселенной» Universal намного больше общего с монстром Франкенштейна нежели с мумией: фильм неумело сшит из лоскутов жанров, сценарий будто писался мозаичным методом стихосложения битников, а ближе к финалу приходит ощущение, что оживлять этого монстра, возможно, даже не стоило.
Перед студией стояла важная задача — разбудить классических монстров мощной волной вводного фильма. Закладывать фундамент для огромной франшизы почему-то позвали Алекса Куртцмана, в активе у которого несколько неплохих сценариев но совершенно нет режиссерского опыта работы с крупнобюджетными фильмами. Возможно, Universal хотели воспитать своего Джеймса Ганна, как у Marvel, но оступились на плохо проработанной концепции всей вселенной. Потому как даже после просмотра «Мумии» очень тяжело понять, как сюда позже впишутся Франкенштейн и его невеста, Человек-невидимка, Человек-волк, Дракула с Ван Хельсингом, Тварь из Черной лагуны и даже каким-то образом Призрак оперы и Горбун из Нотр-дама.
The Mummy / Оригинальное название
110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
8 июня 2017 / ПРЕМЬЕРА
приключение, экшн / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Алекс Куртцман
СЦЕНАРИЙ:
Дэвид Кепп
Кристофер МакКуорри
Дилан Кассман
В РОЛЯХ:
Том Круз
Рассел Кроу
Аннабелль Уоллис
София Бутелла
Джейк Джонсон
Кортни Б. Вэнс
Марван Кензари
Саймон Атертон
Стивен Томпсон
ПРОКАТЧИК:
B&H FILM DISTRIBUTION COMPANY
Как результат, «Мумия» совсем не производит впечатление целостного проекта. Картина начинается как комедийный бадди-муви, в котором локтями себе проталкивают дорогу удивительно банальные джампскеры (jump scare — прием неожиданного запугивания под громкий звук) и прочие элементы хоррора. Уворачиваясь от преследований принцессы Аманет в бинтах, главные герои пытаются высечь искры романтики, чтобы под конец разыграть философскую карту о светлой и темной стороне, скрытой в каждом из нас. Завернуто это все в глянец качественных спецэффектов — та самая сцена в самолете, которую нам заспойлерили еще в трейлере, выглядит действительно впечатляюще. Но строить картину на бесшабашном экшне и неспособности Тома Круза отказать постановщикам в очередной сцене погони — плохая идея.
Закрадывается впечатление, что щепетильный к собственным проектам Круз в этот раз не читал сценарий вообще. О том, что его герой — обманщик и вор, зритель забывает уже после первой экшн-сцены. Харизма положительного парня Тома после десятка лет в блокбастерах проработана так хорошо, что перекраивать ее для «Мумии» никто даже не пытался. Несколько плоских шуток и попытки брутального флирта с героиней Аннабелль Уоллис не спасают ситуацию. К слову, Уоллис в фильме возвращает на большой экран старый добрый образ «девы в беде», способной думать и действовать только по команде. Покорять прокат таким персонажем после «Чудо-женщина» — время хуже некуда. На ее фоне женщина-мумия в исполнении Софии Бутеллы — одно из немногих сокровищ фильма. Но ее героиня отчаянно нуждается в хорошо прописанной предыстории.
В определенный момент авторы картины начинают внедрять в фильм дополнительных персонажей с оглядкой на франшизу и будущие кроссоверы. Именно здесь в кадр вступает доктор Генри Джекил (Рассел Кроу) и его тайная организация по отлову злых монстров «Продиджиум». В таких сценах фильму очень не хватает здоровой самоиронии, к которой в свое время удачно обращался Стивен Соммерс в «Мумии» с Бренданом Фрэйзером. Тогда в 1999 году на экраны вышел легкомысленный приключенческий экшн в духе «Индианы Джонса» с наивностью хорроров 30-х. Первый фильм откровенно издевалась над жанром своим шутливым повествовательным тоном, а второй увековечил Дуэйна Джонсона в роли Царя скорпионов с жутким применением CGI. Однако этой «Мумии» удалось стать настоящим поп-феноменом потому как с самого начала франшиза развивалась с четким пониманием своей, хоть и глупой, но проработанной вселенной.
Современная «Мумия», как неопределившийся тинейджер, пытается быть серьезной, попутно отвлекаясь на неуместный юмор «для миллениалов». Такая эклектичность губит сюжет и не предлагает хорошую площадку для развития вселенной. Побороться за любовь фанатов монстров Universal удается только одной единственной пасхалкой из той же «Мумии» 1999-го. Без помощи взрослых не обошлось.
Ratings in depth
- #ПодорвалисьНаВзлете