Король Анархии
Свежий авторский взгляд в режиссуре блокбастеров — вот чего не хватает Голливуду XXI века, и студийные боссы, как никто другой, это осознают. Гай Ричи одним из первых показал, как сделать из безликого экшна по-настоящему фирменную картинку. Речь, конечно, о «Шерлоке Холмсе». И пусть два фильма Ричи о знаменитом сыщике далеки от первоисточника Конан Дойля, лихой боевик о викторианском Лондоне значительно освежил жанр как сеттингом, так и стилем режиссера. С «Королем Артуром» происходит нечто подобное — просветительской миссии он не несет, зато является той самой гротескной сказкой, слишком фантастической, слишком эпичной чтобы походить на историческое кино. Но ведь именно так рождались легенды об избранных высшими силами правителях — немного сухих фактов и ворох сказочных небылиц. И Гай Ричи создал свою, образца XXI века.
Открывается фильм масштабной битвой за Камелот. Противостояние со злыми магами возглавляет Утер Пендрагон (Эрик Бана). Спасти королевство удается буквально одним взмахом Экскалибура, но одержимый жаждой власти младший брат Утера Вортигерн (Джуд Лоу) вступает в сговор с темными силами. Королевство захвачено, король погибает, но успевает спасти сына Артура. Мальчик оказывается в бедном районе Лондиниума, где его воспитывают работницы борделя. Не подозревая о своем высоком происхождении, парень проходит суровую школу улиц и становится настоящим бойцом и благородным рэкетиром. Однако совсем скоро взрослого Артура (Чарли Ханнэм) настигнет судьба в виде того самого меча в камне.
Энтузиазм, с которым Гай Ричи взялся за историю, как минимум, похвальный. Ведь началось все еще в 2014 году, когда проект носил название «Рыцари Круглого стола» и рассматривался как первый в масштабной франшизе из шести фильмов. Производственные проблемы и неуверенность студии в потенциале картин забуксовали дату релиза. Как раз к тому времени неутешительные кассовые сборы «Агентов А.Н.К.Л.» оставили два варианта — либо под недобрую славу начинать промокампанию «Короля Артура», либо залечь на дно, чтобы дать зрителям время самим оценить Гая Ричи после скептического шума кинокритиков.
Наконец в 2017 году картина добралась до проката и, судя по всему, вновь собирает недовольный свист. А зря, Ричи вовсе не намерен заходить на территорию исторического эпоса. Режиссер надел маску барда XXI века, чьи истории носят как сакральные и морализаторские, так и развлекательные функции. Фильм-то конечно по кельтскому эпосу, но из артурианы здесь только фрагментарные образы. Знатоки мифов, приготовьтесь насупить брови — перед вами фэнтези, в котором Ричи сохранил разве что дух легенды и пропустил мимо те самые рыцарские романы, повествующие о становлении и подвигах Короля Артура.
King Arthur: Legend of the Sword / Оригинальное название
126 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
11 мая 2017 / ПРЕМЬЕРА
фэнтези / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Гай Ричи
СЦЕНАРИЙ:
Джоби Харольд
Гай Ричи
Лайонел Уигрэм
В РОЛЯХ:
Чарли Ханнэм
Астрид Берже-Фрисби
Джуд Лоу
Джимон Хонсу
Эрик Бана
Эйдан Гиллен
Фредди Фокс
Крэйг МакГинли
Том Ву
Кингсли Бен-Адир
ПРОКАТЧИК:
КІНОМАНІЯ
Фольклорный герой теперь максимально близок к зрителю, пафос великого государя ему не грозит даже к финалу фильма. Это только один из многих фирменных приемов Ричи, которому особенно дороги простые парни с улицы. По стилю и духу «Король Артур» — это абсолютно «ричивское кино» — параллельный монтаж, рапид, фирменные джамп-каты в диалогах, динамичные погони с креплением камеры на актера (body mount), изобретательные драки с многократной экспозицией.
Период нелегкого взросления Артура вообще ложится в образцовую схему клипового монтажа и буквально спасает картину от огрехов «линейного биографического рассказа». Флэшбеки и флэшфорвады немного усложняют осознание истории, да и в целом монтаж периодически скидывает набранный темп фильма. Зато режиссер воссоздает на экране фэнтези-хаос также искусно, как делал это на улицах современного криминального Лондона.
Но не стоит полагать, что Гай Ричи остается в собственной зоне комфорта даже в картине такого эпического характера. Обязательно оцените боевых слонов немыслимых размеров, волшебников с пылающими глазами и величественные осажденные крепости. В логике повествования режиссеру, конечно, иногда слегка отказывает чувство меры, зато такое благородное безумие компенсирует визуальный ряд, роднящий «Короля Артура» то ли с «Властелином колец», то ли с «Игрой престолов».
Склонность наделять правителей чертами небожителей — обаятельная традиция, прошедшая через много веков. Говорить в подобном ключе о тех, кто стоит во главе государства теперь — чрезвычайно пошло. Зато воспевать «робингудовского» Артура и вкладывать в его речи актуальные высказывания — заманчиво и даже слишком очевидно. Поэтому не удивляйтесь, когда в фильме заговорят о едином королевстве бриттов — Гай Ричи явно голосовал против Брексита.
Ratings in depth
- #ОбязанПосмотреть