В мире нахлебников

Мало кто знает, но в молодости постановщик «Паразитов» Пон Чжун Хо был студентом-активистом, а теперь 49-летний режиссер — якобы даже член южнокорейской Рабочей партии. А вот еще один любопытный факт — за последний год в Каннах представители азиатского кино так или иначе заявляли о себе картинами о классовом неравенстве. Ли Чхан Дон зашифровал социальное высказывание в романтическом триллере «Пылающий», а Хирокадзу Корээда так и вовсе взял Золотую пальмовую ветвь за кино про любящую семью нищебродов «Магазинные воришки». 

При этом напомню, что решение жюри по поводу Короэды было довольно неоднозначным — едва ли его фильм намекал на какое-либо новаторство в современном кинематографе. Чего не скажешь про Пона Чжун Хо, чья лента впервые за долгие годы помирила критиков и судей французского киносмотра — найти синефила, не согласного с главным трофеем для «Паразитов» достаточно сложно. Выходит, чем честнее и радикальней высказывание, тем больше шансов заполучить культовый статус и всенародную любовь. Так что кореец Пон Чжух Хо сорвал куш, не иначе.

В центре сюжета семейство безработных, которое ютится в минимально пригодном для жизни подвале с видом на подворотню. Глава семейства Кхи-тэк (любимец режиссера Сон Кан-хо) вместе с сыном, дочерью и женой «воруют» соседский Wi-Fi, который ловит только в углу возле унитаза, и перебивается случайными заработками вроде складывания из картона коробок для пиццы. При этом все члены семьи явно не глупы и демонстрируют неплохие замашки аферистов, которые сумеют сполна показать уже очень скоро. Благодаря своему другу, сынок Ки-ун становится репетитором английского для дочери местного богача. Первый урок в роскошном особняке проходит так успешно, что позволяет герою аккуратно прощупать почву и разработать план, как за счет наивных толстосумов обогатить свою семью.

«Паразиты» — это доказательство того, как свободно за все это время Пон наловчился манипулировать жанровыми канонами.

ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
GISAENGCHUNG
ХРОНОМЕТРАЖ
131 МИН
ПРЕМЬЕРА
1 АВГУСТА
ЖАНР
САТИРА, ТРИЛЛЕР
СЦЕНАРИЙ
ПОН ЧЖУН ХО
В РОЛЯХ
Сон Кан Хо
Сон-гюн Ли
Чо Ёджон
Со-дам Пак
Со-джун Пак
У-щик Чхве
ПРОКАТЧИК
ARTHOUSE TRAFFIC

Все эти жанровые упражнение похожи на спуск по спирали на дно, а если точнее — социальную яму, масштаб которого удастся оценить только если очутиться в самом низу.

Что будет происходить дальше, лучше держать в секрете, как об этом настоятельно просит сам постановщик перед сеансом в коротком видеоролике. Поверьте, «Паразиты» по ходу сюжета удивят вас не раз, так что не стоит препятствовать этому. Лучше вернуться назад к постановщику Пону Чжун Хо. Надеюсь, на данном этапе спектр тем, интересующих режиссера, уже более чем понятен — социальное неравенство, изъяны капитализма, классовая борьба. И здесь у постановщика было предостаточно возможностей скатиться в прямолинейную остросоциальную драму если бы не пластичность Пона. Автор освоил многие жанры — детективы и триллеры («Воспоминания об убийстве» и «Мать»), фантастику («Вторжение динозавра») и антиутопичный комикс («Сквозь снег»). Его предыдущий фильм «Окча» — это вообще парадоксальный микс эко-триллера и диснеевского фильма. Впрочем, даже там тема классовой борьбы «прохрюкала» не раз.

Так что «Паразиты» — это доказательство того, как свободно за все это время Пон наловчился манипулировать жанровыми канонами. Потому что его удивительный фильм лишь прикидывается комедией социальных масок, в которой находчивые бедняки обводят вокруг пальца богачей. Здесь вообще тяжело понять, кто же все таки те самые паразиты — нищие аферисты, «присосавшиеся» к состоятельной семье, или безголовый высший класс, не способный ни дня прожить без домработницы, водителя, репетитора… И пока метафора работает в обе стороны, зритель не в состоянии симпатизировать кому-либо из героев. Остается лишь с любопытством наблюдать, кто кого и как скоро. 

Здесь на помощь приходит умение Пона Чжун Хо рассказывать хоть и остросоциальную, но все же комедию. При этом прямолинейность высказывания режиссера многим может показаться уж слишком в лоб, а других наоборот — позабавляет. К примеру, это кино запросто могло бы быть театральной постановкой: бОльшая часть сюжета происходит в особняке, где шик буквально на самом верху, ну а кошмар низов идет сами знаете куда… где со дна уже не постучат. При этом герои то и дело бегают по лестницам то вверх, то вниз — очевидней не придумаешь.

И стоит привыкнуть к этой карикатурной сатире, как к средине фильма «Паразиты» превращаются в социальную драму, после чего в натуральный триллер в духе Джордана Пила или даже в высокую алегорию, напоминающую творчество Йоргоса Лантимос. Все эти жанровые упражнение похожи на спуск по спирали на дно, а если точнее — социальную яму, масштаб которого удастся оценить только если очутиться в самом низу. А там весь дурман иронии и безупречной композиции «Паразитов» рассеивается как стойкий запах (ему в фильме, к слову, автор уделил особое внимание) и становится понятно, что Пон Чжун Хо вообще-то смертельно серьезен. Именно эта серьезность и уверенность в своем месседже наполняют картину невероятным темпераментом, который не позволяет этой истории проседать за все два часа хронометража. «Паразиты» — это почти что личный паразит Пона Чжун Хо, который питается идеологической энергией своего творца. Страшно? Пожалуй. Но смеяться над этой жутью вам никто не запретит.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: