В мире нахлебников
Мало кто знает, но в молодости постановщик «Паразитов» Пон Чжун Хо был студентом-активистом, а теперь 49-летний режиссер — якобы даже член южнокорейской Рабочей партии. А вот еще один любопытный факт — за последний год в Каннах представители азиатского кино так или иначе заявляли о себе картинами о классовом неравенстве. Ли Чхан Дон зашифровал социальное высказывание в романтическом триллере «Пылающий», а Хирокадзу Корээда так и вовсе взял Золотую пальмовую ветвь за кино про любящую семью нищебродов «Магазинные воришки».
При этом напомню, что решение жюри по поводу Короэды было довольно неоднозначным — едва ли его фильм намекал на какое-либо новаторство в современном кинематографе. Чего не скажешь про Пона Чжун Хо, чья лента впервые за долгие годы помирила критиков и судей французского киносмотра — найти синефила, не согласного с главным трофеем для «Паразитов» достаточно сложно. Выходит, чем честнее и радикальней высказывание, тем больше шансов заполучить культовый статус и всенародную любовь. Так что кореец Пон Чжух Хо сорвал куш, не иначе.
В центре сюжета семейство безработных, которое ютится в минимально пригодном для жизни подвале с видом на подворотню. Глава семейства Кхи-тэк (любимец режиссера Сон Кан-хо) вместе с сыном, дочерью и женой «воруют» соседский Wi-Fi, который ловит только в углу возле унитаза, и перебивается случайными заработками вроде складывания из картона коробок для пиццы. При этом все члены семьи явно не глупы и демонстрируют неплохие замашки аферистов, которые сумеют сполна показать уже очень скоро. Благодаря своему другу, сынок Ки-ун становится репетитором английского для дочери местного богача. Первый урок в роскошном особняке проходит так успешно, что позволяет герою аккуратно прощупать почву и разработать план, как за счет наивных толстосумов обогатить свою семью.
«Паразиты» — это доказательство того, как свободно за все это время Пон наловчился манипулировать жанровыми канонами.
ОРИГИНАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
GISAENGCHUNG
ХРОНОМЕТРАЖ
131 МИН
ПРЕМЬЕРА
1 АВГУСТА
ЖАНР
САТИРА, ТРИЛЛЕР
СЦЕНАРИЙ
ПОН ЧЖУН ХО
В РОЛЯХ
Сон Кан Хо
Сон-гюн Ли
Чо Ёджон
Со-дам Пак
Со-джун Пак
У-щик Чхве
ПРОКАТЧИК
ARTHOUSE TRAFFIC
Все эти жанровые упражнение похожи на спуск по спирали на дно, а если точнее — социальную яму, масштаб которого удастся оценить только если очутиться в самом низу.
Что будет происходить дальше, лучше держать в секрете, как об этом настоятельно просит сам постановщик перед сеансом в коротком видеоролике. Поверьте, «Паразиты» по ходу сюжета удивят вас не раз, так что не стоит препятствовать этому. Лучше вернуться назад к постановщику Пону Чжун Хо. Надеюсь, на данном этапе спектр тем, интересующих режиссера, уже более чем понятен — социальное неравенство, изъяны капитализма, классовая борьба. И здесь у постановщика было предостаточно возможностей скатиться в прямолинейную остросоциальную драму если бы не пластичность Пона. Автор освоил многие жанры — детективы и триллеры («Воспоминания об убийстве» и «Мать»), фантастику («Вторжение динозавра») и антиутопичный комикс («Сквозь снег»). Его предыдущий фильм «Окча» — это вообще парадоксальный микс эко-триллера и диснеевского фильма. Впрочем, даже там тема классовой борьбы «прохрюкала» не раз.
Так что «Паразиты» — это доказательство того, как свободно за все это время Пон наловчился манипулировать жанровыми канонами. Потому что его удивительный фильм лишь прикидывается комедией социальных масок, в которой находчивые бедняки обводят вокруг пальца богачей. Здесь вообще тяжело понять, кто же все таки те самые паразиты — нищие аферисты, «присосавшиеся» к состоятельной семье, или безголовый высший класс, не способный ни дня прожить без домработницы, водителя, репетитора… И пока метафора работает в обе стороны, зритель не в состоянии симпатизировать кому-либо из героев. Остается лишь с любопытством наблюдать, кто кого и как скоро.
Здесь на помощь приходит умение Пона Чжун Хо рассказывать хоть и остросоциальную, но все же комедию. При этом прямолинейность высказывания режиссера многим может показаться уж слишком в лоб, а других наоборот — позабавляет. К примеру, это кино запросто могло бы быть театральной постановкой: бОльшая часть сюжета происходит в особняке, где шик буквально на самом верху, ну а кошмар низов идет сами знаете куда… где со дна уже не постучат. При этом герои то и дело бегают по лестницам то вверх, то вниз — очевидней не придумаешь.
И стоит привыкнуть к этой карикатурной сатире, как к средине фильма «Паразиты» превращаются в социальную драму, после чего в натуральный триллер в духе Джордана Пила или даже в высокую алегорию, напоминающую творчество Йоргоса Лантимос. Все эти жанровые упражнение похожи на спуск по спирали на дно, а если точнее — социальную яму, масштаб которого удастся оценить только если очутиться в самом низу. А там весь дурман иронии и безупречной композиции «Паразитов» рассеивается как стойкий запах (ему в фильме, к слову, автор уделил особое внимание) и становится понятно, что Пон Чжун Хо вообще-то смертельно серьезен. Именно эта серьезность и уверенность в своем месседже наполняют картину невероятным темпераментом, который не позволяет этой истории проседать за все два часа хронометража. «Паразиты» — это почти что личный паразит Пона Чжун Хо, который питается идеологической энергией своего творца. Страшно? Пожалуй. Но смеяться над этой жутью вам никто не запретит.