Каннский дневник, vol.3: украинское роуд-муви, Дарденны и лучший фильм фестиваля
Лучший фильм фестиваля so far
Сразу после Тарантино показали, похоже, лучший фильм фестиваля. Внезапно его снял корейский режиссер По Чжун Хо, автор постапокалипсиса Snowpiercer и странного фильма Okja с Тильдой Суинтон и неведомой зверушкой.
«Паразит» рассказывает про семью неудачников, обитающих в подвале. Сын почти случайно устраивается работать репетитором в семью богачей и, пользуясь их доверчивостью, потихоньку перетягивает в зажиточный дом всех своих родственников.
Когда на экраны выходил «Драйв» Рефна, в воздухе витало стойкое ощущение, что вот он — новый киноязык. То же самое чувство остается после «Паразита». По Чжун Хо виртуозно смешивает жанры, чьи законы по идее должны отрицать друг друга. Большую часть времени его фильм — вполне прокатная семейная комедия. И тут же она превращается в кровавый триллер с потайной комнатой и разбитыми головами. А еще через сцену — в социальную метафору. Ни одна из сторон не работает в ущерб другой.
«Паразит» всю дорогу вроде бы валяет дурака, но при этом здесь есть все, чего ждешь от большого кино — собственная визуальная культура, несколько слоев повествования, подтексты, крепкая драматургия. Кореец не принимает ничью сторону, чтобы не давать банальных социальных комментариев — в «Паразите» одинаково достается и беднякам, и богачам, и тупицам, и умникам. Единственное, что однозначно высмеивает По Чжун Хо — человека, который пытается быть не тем, кем является.
Но что самое удивительное — при всей эксцентрике «Паразит» понятен каждому, и даже более того — он умудряется развлекать (в последнем интервью режиссер признается, что жанровое кино для него — как вода и воздух). А это — настоящая редкость для фестивальных премьер.
Остается надеяться, что украинские прокатчики не пройдут мимо.
День 8
За все эти годы братья Дарденны настолько отточили мастерство рассказывать истории о нравах современной Европы, что в новом «Молодом Ахмеде» делают это вообще без разгона и с минимальным количеством телодвижений. Бельгийские режиссеры обращаются к одной из актуальных проблем — исламе в европейском обществе.
Юный школьник Ахмед внезапно увлекается Кораном и слишком буквально воспринимает слова своего имама о джихаде в адрес школьной учительницы. Дарденны, как всегда, ищут не виноватых, а спасения для своих героев, сколько раз они бы не ошибались и не сталкивались со сложным окружающим миром. Закрадывается ощущение, что «Молодой Ахмед» снят по какому-то беспроигрышному чертежу — это и хорошо, и плохо одновременно.
Есть в Каннах такой жанр – фильмы имени Изабель Юппер. Именно таким вышла картина Айры Сакса «Фрэнки» (несмотря на наличие других больших артистов вроде Брэндона Глисона), в котором смертельно больная кинозвезда проводит семейный отпуск на португальском побережье. «Фрэнки» смотрится легко и непринужденно, но едва ли претендует на призы (хотя Марисе Томей очень хочется дать пальмовую ветку за то, что она такая классная).
День 9
ДиКаприо не только пьет и изображает звезду вестернов в тарантиновском «Однажды в Голливуде». Еще он — известный эко-активист, и спродюсировал сразу две документалки по этой теме. В Ice on Fire (нет, это не спин-офф «Игры престолов») рассказывают о том, как на Земле стало слишком много углекислого газа и что с такими темпами нам скоро хана. В And We Go Green — о том, что не надо отчаиваться и лучше взять пример с ребят, которые запустили Формулу Е. Это как Формула 1, только на электрокарах. Кстати говоря, оба фильма ДиКаприо пришел лично представлять практически без предупреждения — естественно, поместились не все желающие.
В «Особом взгляде» показали полнометражный дебют Наримана Алиева «Домой» (Evge). Крымский татарин Мустафа (которого играет режиссер Ахтем Сейтаблаев) забирает в киевском морге тело старшего сына, убитого в АТО. Вместе с младшим сыном он лично везет тело в Крым, чтобы похоронить. Дальше начинается роуд-муви с препятствиями.
«Домой» — вполне стройный фильм как для дебюта, хотя и неидеальный в мелочах. Здесь есть несколько досадных студенческих сценарных ошибок (к примеру, украденный гопниками рюкзак, который впоследствии находят с так и не вытащенными деньгами). Но важно другое. «Домой» — убедительное высказывание по современной украинской проблематике: войне, людях, потере собственного дома. А самое главное — Алиев выдерживает груз тематики и превращает Evge в довольно зрительское кино.
День 10
Ксавье Долан как Ксавье Долан. И, в общем, это все, что хочется сказать о его фильме «Матиас и Максим».
А Абделатиф Кешиш опять снял фильм на 4 часа (мы и не против, кто-то должен исследовать наши чувства в таком сложном и разнообразном мире).
Зато «Предатель» Марко Белоккьо — нетипичный заход территорию фильмов о сицилийской мафии. Через реальную историю бывшего «солдата» Коза ностры Бущетты, Белоккьо рассказывает о падении самой известной мафиозной группировки в мире. Бущетта — беглый мафиози, которого задерживают в Бразилии и экстрадируют домой, решает заложить самых «бесчестных» своих сотрудников и дает на них показания в суде.
Самое интересное в «Предателе» — другой взгляд на неисчерпаемую тематику гангстерских фильмов. Вместо детектива с перестрелками (и то, и другое тут есть, но только в начале) — мафиози, комментирующие показания Бущетты с характерными итальянскими ужимками и колоритом. «Предателю» не хватает фокуса (до конца непонятно, это все-таки история о суде, последнем «благородном» гангстере, или о мафии в целом), он не сообщает о Коза Ностре чего-то, чего мы не знали. Но при этом оставляет приятное впечатление и несколько итальянских словечек в запасе.
Что дальше
Все хорошее когда-нибудь заканчивается. Впереди — вручение наград, и пока что не очень непонятно, кому их вручат (оценки критиков и финальный вердикт жюри в Каннах очень часто не совпадают друг с другом).
Спасибо, что были с нами. Но не расслабляйтесь — через несколько дней выйдет наш собственный (конечно, субъективный) список лучших каннских фильмов.
Соцсети автора: