Сон в зимнюю ночь
1934 год. Знаменитый бельгийский сыщик Эркюль Пуаро (Кеннет Брана) волею судьбы садится на роскошный поезд, следующий из Стамбула в Кале. Посреди ночи одного из попутчиков жестоко убивают. Благо, подозреваемых пруд пруди — каждый пассажир что-то скрывает.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» – одна из самых известных детективных историй во всей западной литературе. Даже если вы не отъявленный фанат запутанных расследований, сюжет и преступник вам наверняка известны. Громкая слава романа сделала его привлекательным первоисточником для адаптаций: мир успели повидать три телепостановки, экранизация 1974 года, бесконечное количество радиопостановок и даже несколько компьютерных игр. Но тут напрашивается вопрос: можно ли снять очередной фильм по мотивам работы Кристи, не усыпив знакомого с историей зрителя? В конце концов, знаменитую развязку высмеивали даже в подростковом сериале «Сабрина, юная ведьма».
Пытаясь реанимировать историю в 1974 году, режиссер Сидни Люмет сделал упор на знаменитых исполнителей, напичкав свою ленту громкими именами и знакомыми лицами (Бергман, Бэколл, Коннери). В 2017 году Кеннет Брана идёт тем самым путём: попутчиками его Пуаро оказываются Джонни Депп, Пенелопа Крус, Уильям Дефо, Джуди Денч и Мишель Пфайффер. К счастью, звездный состав нужен не только для привлекательных постеров. Хотя экранное время ограничено (Пуаро допрашивает 12 подозреваемых, так что график трогательных признаний получился плотным), на актёрскую игру не пожалуешься. Даже Джонни Депп отбрасывает привычное амплуа эксцентричного аутсайдера и вживается в роль откровенно неприятного мошенника. Единственный исполнитель, который выглядит нелепо — не совсем актёр. Несмотря на весь ажиотаж вокруг игрового кинодебюта танцора Сергея Полунина, гневные вспышки его персонажа кажутся скорее смешными, чем убедительными.
Если малобюджетные, но очень популярные экранизации работ Агаты Кристи от BBC покорили не одно поколение зрителей уютной атмосферой, то лента Браны вовсю сыпет на нас роскошью. Шампанское льётся рекой, сверкает отполированное серебро, почти каждый женский персонаж в той или иной сцене появляется в шубе, а на столах гордо стоят коробки конфет Godiva. За окном поезда тоже чертовски красиво — мелькают то мечети Стамбула, то заснеженные Альпы. Тем не менее, порой весь этот лоск выглядит фальшиво, а пейзажи временами отдают естественностью и шармом сгенерированного на компьютере «Полярного экспресса».
Murder on the Orient Express / Оригинальное название
114 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
9 ноября 2017 / ПРЕМЬЕРА
детектив / ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Кеннет Брана
СЦЕНАРИЙ:
Агата Кристи
Майкл Грин
В РОЛЯХ:
Кеннет Брана
Том Бейтман
Пенелопа Крус
Джуди Денч
Джонни Депп
Джош Гэд
Дерек Джекоби
Мишель Пфайффер
Сергей Полунин
Дэйзи Ридли
ПРОКАТЧИК:
UFD
Если визуальные оплошности фильма еще простительны, то абстрагироваться от проблем сценария невозможно. Пытаясь запутать зрителя (или просто не дать ему уснуть), режиссер местами отвлекается от каноничной истории Кристи, додумывает дополнительные сцены, сюжетные повороты и даже внезапно добавляет религиозных отсылок. Правда, пользы от этого, как от регулярно слетающего с рельсов поезда. Но главный минус фильма — то, как Брана интерпретирует самого Эркюля. Вместо рационального и немного смешного детектива, мы получаем гордого красавца, бегающего за преступниками по снежным просторам и готового в любой момент с надрывом зачитать трогательный монолог. Учитывая предыдущие киноработы Браны («Тор» и полдюжины экранизаций Шекспира), это вполне объяснимо, но в рамках экранизации Агаты Кристи этот драматизм выглядит странно. В историю зачем-то даже вплели неловкую любовную линию. Вместо того, чтобы работать своими знаменитыми «серыми клеточками», детектив влюбленно рассматривает портрет красавицы из своего прошлого и томно шепчет о чувствах.
Историческая атмосфера «Восточного экспресса» просится на экран, желая окутать зрителя уютом знаменитого поезда. Однако, Брана-режиссер всячески ее избегает. Действие происходят на крыше вагона, в тоннеле и даже просто посреди заснеженных Альп. С одной стороны, можно засчитать Кеннету попытку хоть немного развлечь публику, знакомую с оригиналом, а с другой – подобная постановка убивает классическую особенность истории — замкнутость в ограниченном пространстве.
В итоге получаем красивый, но парадоксальный фильм. Когда «Восточный экспресс» остаётся верным первоисточнику, то нагоняет скуку, а когда пытается сойти с предначертанного курса, то вызывает недоумение. Если вы не готовы терпеть это все ради шикарных усов Пуаро, можете смело пропустить поход в кино.
Ratings in depth
- #НеСтоилоСнимать