Королям здесь не место

Удивительный он, этот поджанр кино о судьбе британских монархов. Только в XXI веке здесь уже собралась неплохая компания из картин: «Молодая Виктория», «Последняя из рода Болейн», «Макбет», «Золотой век» или даже сериал «Корона». Исследовать такое кино всегда любопытно и захватывающе не только благодаря подлинной исторической основе. Перед нами ярчайшие современные аналоги небожителей — новые греческие боги, человекоподобные «высшие», чья жизнь настолько отличается от судьбы их подданых, что даже пересекает черту реализма в пользу почти что сказки (жесткой и кровавой преимущественно). Как либо этот жанр развивать в вопросе постановки и визуального стиля, казалось бы, уже не получится — интриги те же, королевские покои те же, даже костюмы иногда как будто кочуют из одного съемочного павильона в следующий. Однако в 2018-м Йоргос Лантимос преподнес нам «Фаворитку», и оказалось, что эту пышную реальность еще можно выкрутить на максимум. Впрочем, не всем авторам суждено упражняться в искажении картинки. Постановщица Джози Рурк с «Марией — королевой Шотландии», к примеру, пошла совершенно другим путем.

1561 год, дождливая и пасмурная Шотландия. 18-летняя Мария Стюарт (Сирша Ронан) только что похоронила мужа, короля Франции, и теперь возвращается на родину занять престол после смерти матери-регента. Новому монарху здесь не очень то и рады, в том числе потому, что она католичка. Подчиняться церкви протестантов, ставшей во главе и Шотландии и Англии, она не будет. Выбирать мужа для дипломатических целей Мария тоже не намерена. В довесок, по праву рождения она является первой претенденткой на трон Англии, и об этом девушка четко заявляет своей сестре — королеве той самой Англии Елизавете (Марго Робби). Развязывать войну, конечно, никто не собирается, дело скорее в признании преемника и взаимном уважении. Между тем в королевских кулуарах судьба престола решается методично, иногда годами, иногда с особой жестокостью.

Перед нами драматичное, но местами довольно тусклое костюмное кино, которое работает на все сто как спектакль, но до полноценного кинематографического высказывания, к сожалению, не дотягивает.

«Мария — королева Шотландии» — классический представитель костюмного британского кино, в котором авторы, как томные викторианские девы, даже в постели не прекращают думать о судьбе Англии. Сперва может даже показаться, что у ленты слишком много претенциозности в вопросе постановки и диалогов. Однако это тот случай, когда по достоинству замысел получится оценить лишь посмотрев ленту до самого финала. Дело в том, что картина является режиссерским дебютом театральной постановщицы Джози Рурк. Если вам повезло посмотреть отснятый спектакль «Кориолан» с Томом Хиддлстоном в рамках «Британского театра в кино» — то это как раз ее рук дело.

Mary Queen of Scots/ Оригинальное название

125 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
17 января 2018 / ПРЕМЬЕРА

историческая драма ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Джози Рурк

СЦЕНАРИЙ:
Бо Уиллимон

В РОЛЯХ:
Сирша Ронан
Марго Робби
Дэвид Теннант
Джек Лауден

ПРОКАТЧИК:
b&h film distribution

«Мария — королева Шотландии» — классический представитель костюмного британского кино, в котором авторы, как томные викторианские девы, даже в постели не прекращают думать о судьбе Англии.

Особенность первой пробы в кино у Рурк состоит в том, что авторка сделала акцент на продуманном развитии двух центральных персонажей, тогда как во всем остальном слишком положилась на собственный театральный бэкграунд. Как результат, первое что бросается в глаза — недостающий здесь художественный жест. Рурк попросту не использует в большинстве сцен язык кино и его выразительные визуальные средства. «Марию — королеву Шотландии» можно запросто называть лентой об искусстве переговоров — обе королевы обитают почти исключительно в темных покоях где, к сожалению, вся красота костюмов Александры Бирн теряется в полумраке. И Мария, и Елизавета как будто обязаны наматывать круги на цепи вокруг своих недовольных подданных, для которых монарх в платье — вынужденное мучение. Буйство придворных балов и сражений, которых в фильме по соображениям бюджета не так уж много, автор компенсирует сюжетными интригами и острыми текстами. Впрочем, говоря об интригах, саспенс здесь следует делить на два — об исходе соперничества двух властных женщин мы и так знаем достаточно из исторических хроник.

Но не все так плохо если обратиться к фильму с точки зрения театрального перформанса. Внимательный зритель обязательно заметит, как постановщица наделяет двойным смыслом целый ряд сцен, закладывает метафоричность в элементарную хореографию и сценографию — свадебный танец избранника одной из королев, сцена в хлеве, завешенном белоснежными простынями.

Перевоплощение Марго Робби в Елизавету однозначно впечатлит вас хотя бы с точки зрения грима. Но энергетическим центром фильма все же является Сирша Ронан, которой совершенно не страшны ни постельные сцены, ни баталии.

Между тем, самая сильная сторона ленты — две ее центральные фигуры. Это не просто история о женщинах во власти, а скорее очень горькая правда о том, как придворные мужчины-советники наловчились пользоваться слабостью юных правительниц. Перевоплощение Марго Робби в Елизавету однозначно впечатлит вас хотя бы точки зрения гримма. Но энергетическим центром фильма все же является Сирша Ронан, которой совершенно не страшны ни постельные сцены, ни баталии.

Перед нами драматичное, но местами довольно тусклое костюмное кино, которое работает на все сто как спектакль, но до полноценного кинематографического высказывания, к сожалению, не дотягивает. По достоинству оценивать «Марию — королеву Шотландии» стоит лишь по актреской самоотдаче Робби и Ронан, которым удалось показать своих героинь не только иконами британской истории, но и очень уязвимыми и несовершенными существами.

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
3.5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ОдногоРазаХватит
3.5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: