Гастроли военного театра

Тем, кто думал, что в «Кроткой» Сергей Лозница воссоздал свою лучшую версию карнавальной реальности — как насчет целого фильма, превратившего жизнь отдельного региона в шоу для масс-медиа и социальных сетей? В «Донбассе» режиссеру удается балансировать на грани между кошмаром и абсурдом, гротеском и реализмом. Его новый фильм совсем не легко смотреть, между тем, понять и осмыслить более чем возможно. И даже необходимо. «Донбасс» помещает зрителя в концентрированное общество манипулирования информацией, пропаганды и постправды. Его герои кажутся монтипайтоновскими персонажами, в то же время до боли напоминая соседей/ родственников/ комментаторов с YouTube-роликов. «Донбасс» существует где-то на стыке реальной жизни и срежиссированного репортража, о чем Лозница по ходу картины напомнит не раз то смешным гэгом, то внезапным взрывом снаряда.

Цельного общего сюжета и главных героев в «Донбассе» нет. Это череда зарисовок о буднях так называемой «Новороссии» — оккупированных территорий ЛНР и ДНР. Иногда кажется, что персонажей здесь объединяет лишь пространство. Однако очень скоро зритель заметит закономерность, с которой режиссер строит свой рассказ. Второстепенные герои одного скетча уже в следующем будут главными действующими лицами. Расстановка сил изменится в зависимости от того, нацелен ли на тебя автомат или включена ли камера иностранного военного журналиста.

Здесь, посреди улицы они кричат об убитых собратьях, но уже через несколько минут будут веселиться на совершенно бурлескной свадьбе, показывая ролик о бойце своим собутыльникам.

Местный авторитет устраивает шоу в нищем роддоме чтобы отмазать главврача-взяточника, за гонорар, конечно. А уже в следующей сцене он трясущейся от страха рукой протягивает документы украинским военным на блокпосте. Командир батальона инициирует публичную порку рэкетиров среди ополченцев, чтобы в грядущем эпизоде отжать у бизнесмена джип да еще и потребовать с него откупные. Компания тинейджеров, знающая о фронте разве что по репортажам российских каналов, издевается над украинским бойцом, привязанным к фонарному столбу, с табличкой «Доброволец карательного батальона». Здесь, посреди улицы они кричат об убитых собратьях, но уже через несколько минут будут веселиться на совершенно бурлескной свадьбе, показывая ролик о бойце своим собутыльникам.

Донбасс/ Оригинальное название

110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
18 октября 2018 / ПРЕМЬЕРА

трагикомедия ЖАНР

РЕЖИССЕР:
Сергей Лозница

СЦЕНАРИЙ:
Сергей Лозница

В РОЛЯХ:
Борис Каморзин
Тамара Яценко
Олеся Жураковская
Сергей Русскин

ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic

Чувство знакомого не отпускает — кажется, что еще вчера мы видели эти репортажи где-то в соц-сетях, причем как в инсценировках федеральных каналов и якобы документальных кадрах, так и в сюжетах Vice или BBC.

Как только зритель заметит эти связующие звенья, мозаика «Донбасса» сложится в абсолютно последовательную историю. Сергей Лозница (не без помощи прекрасных актеров) средствами игрового кино воспроизводит те самые видеоролики, которые призваны подменять реальность. Чувство знакомого не отпускает — кажется, что еще вчера мы видели эти репортажи где-то в соц-сетях, причем как в инсценировках федеральных каналов и якобы документальных кадрах, так и в сюжетах Vice или BBC.

Любопытно, как от эпизода к эпизоду режиссер меняет тон повествования. Вот его постоянный партнер по съемкам оператор Олег Муту воспроизводит документальный стиль в эпизоде с бомбоубежищем, а ближе к финалу будет сцена снятая чуть ли не на видеорегистратор. При этом фантасмагории здесь хватает так же, как и отрешенного взгляда режиссера а-ля «муха на стене»: пассивная камера контрастирует с ужасающим финалом, который напомнит зрителю о «Майдане» — еще одной впечатляющей и специфичной работе Лозницы.

«Донбасс» — прежде всего гротескное и сюрреалистическое кино, но, между тем, его театральность только выдает замысел режиссера разыграть на большом экране парадоксальную истину, в которую не хочется верить.

Его герои как-будто преднамеренно лишены ярко выраженной индивидуальности. Перед нами типажи, социальные маски: чиновники, бабки, ополченцы, бюрократы, секретарши-скандалистки. Одним словом — массовка, каждый со своим позывным. Режиссеру лишь остается правильно выставить свет и навести камеру, уравновесить трагическое с комическим и получить на выходе настоящую украинскую сатиру.

Автор определенно не пытается занять какую-либо позицию в пределах своего фильма. В конце концов, даже на оккупированной территории встречаются люди сознательные, те, что не в состоянии принять реальность войны.

«Донбасс» — прежде всего гротескное и сюрреалистическое кино, но, между тем, его театральность только выдает замысел режиссера разыграть на большом экране парадоксальную истину, в которую не хочется верить. Без сомнения, это выдающийся антимилитаристский фильм, в котором Лозница прежде всего против смертельного военного шоу. Западные критики назвали «Донбасс» страшной и душераздирающей смесью брехтовского театра и «Призрака свободы» Бунюэля. В случае с украинским зрителем отделить художественность от документальности (читай достоверности) будет значительно сложнее. Одно ясно точно — это одна из первых важнейших картин в эпоху фейковых новостей. «Донбасс» появился на свет как никогда вовремя.

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
5 5

Review overview

Summary

Ratings in depth

  • #ОбязателенКПросмотру
5 5

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: