Гастроли военного театра
Тем, кто думал, что в «Кроткой» Сергей Лозница воссоздал свою лучшую версию карнавальной реальности — как насчет целого фильма, превратившего жизнь отдельного региона в шоу для масс-медиа и социальных сетей? В «Донбассе» режиссеру удается балансировать на грани между кошмаром и абсурдом, гротеском и реализмом. Его новый фильм совсем не легко смотреть, между тем, понять и осмыслить более чем возможно. И даже необходимо. «Донбасс» помещает зрителя в концентрированное общество манипулирования информацией, пропаганды и постправды. Его герои кажутся монтипайтоновскими персонажами, в то же время до боли напоминая соседей/ родственников/ комментаторов с YouTube-роликов. «Донбасс» существует где-то на стыке реальной жизни и срежиссированного репортража, о чем Лозница по ходу картины напомнит не раз то смешным гэгом, то внезапным взрывом снаряда.
Цельного общего сюжета и главных героев в «Донбассе» нет. Это череда зарисовок о буднях так называемой «Новороссии» — оккупированных территорий ЛНР и ДНР. Иногда кажется, что персонажей здесь объединяет лишь пространство. Однако очень скоро зритель заметит закономерность, с которой режиссер строит свой рассказ. Второстепенные герои одного скетча уже в следующем будут главными действующими лицами. Расстановка сил изменится в зависимости от того, нацелен ли на тебя автомат или включена ли камера иностранного военного журналиста.
Местный авторитет устраивает шоу в нищем роддоме чтобы отмазать главврача-взяточника, за гонорар, конечно. А уже в следующей сцене он трясущейся от страха рукой протягивает документы украинским военным на блокпосте. Командир батальона инициирует публичную порку рэкетиров среди ополченцев, чтобы в грядущем эпизоде отжать у бизнесмена джип да еще и потребовать с него откупные. Компания тинейджеров, знающая о фронте разве что по репортажам российских каналов, издевается над украинским бойцом, привязанным к фонарному столбу, с табличкой «Доброволец карательного батальона». Здесь, посреди улицы они кричат об убитых собратьях, но уже через несколько минут будут веселиться на совершенно бурлескной свадьбе, показывая ролик о бойце своим собутыльникам.
Донбасс/ Оригинальное название
110 мин / ХРОНОМЕТРАЖ
18 октября 2018 / ПРЕМЬЕРА
трагикомедия ЖАНР
РЕЖИССЕР:
Сергей Лозница
СЦЕНАРИЙ:
Сергей Лозница
В РОЛЯХ:
Борис Каморзин
Тамара Яценко
Олеся Жураковская
Сергей Русскин
ПРОКАТЧИК:
Arthouse Traffic
Как только зритель заметит эти связующие звенья, мозаика «Донбасса» сложится в абсолютно последовательную историю. Сергей Лозница (не без помощи прекрасных актеров) средствами игрового кино воспроизводит те самые видеоролики, которые призваны подменять реальность. Чувство знакомого не отпускает — кажется, что еще вчера мы видели эти репортажи где-то в соц-сетях, причем как в инсценировках федеральных каналов и якобы документальных кадрах, так и в сюжетах Vice или BBC.
Любопытно, как от эпизода к эпизоду режиссер меняет тон повествования. Вот его постоянный партнер по съемкам оператор Олег Муту воспроизводит документальный стиль в эпизоде с бомбоубежищем, а ближе к финалу будет сцена снятая чуть ли не на видеорегистратор. При этом фантасмагории здесь хватает так же, как и отрешенного взгляда режиссера а-ля «муха на стене»: пассивная камера контрастирует с ужасающим финалом, который напомнит зрителю о «Майдане» — еще одной впечатляющей и специфичной работе Лозницы.
Его герои как-будто преднамеренно лишены ярко выраженной индивидуальности. Перед нами типажи, социальные маски: чиновники, бабки, ополченцы, бюрократы, секретарши-скандалистки. Одним словом — массовка, каждый со своим позывным. Режиссеру лишь остается правильно выставить свет и навести камеру, уравновесить трагическое с комическим и получить на выходе настоящую украинскую сатиру.
Автор определенно не пытается занять какую-либо позицию в пределах своего фильма. В конце концов, даже на оккупированной территории встречаются люди сознательные, те, что не в состоянии принять реальность войны.
«Донбасс» — прежде всего гротескное и сюрреалистическое кино, но, между тем, его театральность только выдает замысел режиссера разыграть на большом экране парадоксальную истину, в которую не хочется верить. Без сомнения, это выдающийся антимилитаристский фильм, в котором Лозница прежде всего против смертельного военного шоу. Западные критики назвали «Донбасс» страшной и душераздирающей смесью брехтовского театра и «Призрака свободы» Бунюэля. В случае с украинским зрителем отделить художественность от документальности (читай достоверности) будет значительно сложнее. Одно ясно точно — это одна из первых важнейших картин в эпоху фейковых новостей. «Донбасс» появился на свет как никогда вовремя.
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру
Review overview
Summary
Ratings in depth
- #ОбязателенКПросмотру