«Хранители»: восьмая серия
В отличие от предыдущей серии, в этот раз мозги вроде бы остались целы, но нам наконец-то продемонстрировали Доктора Манхэттена и фактически показали расширенную экспозицию к финалу. Что ж, Линделофа сложно обвинить в отсутствии фантазии, ответы на большинство вопросов уже у нас в кармане — пора подводить предварительные итоги!
Бог заходит в (А)бар
Оценили каламбур в названии серии (A God walks into a bar)? Он отсылает и к первой сцене эпизода, где Доктор Манхэттен входит в бар, и к концепту того, что герой превратился в Кэла Абара. Сразу же отмечу очередную отсылку к Супермену, которую почему-то не замечал ранее. Все же имя персонажа отсылает к криптонскому имени Кларка Кента (Кал-Эл). Еще один любопытный факт, о котором я не вспоминал ранее — существует фильм с названием «Абар — черный Супермен». Вот такая вот тонна подсказок намекала нам на то, что муж Анжелы является Доктором Манхэттеном. Если вы не читали первоисточник и не слишком понимаете привязку персонажа к Супермену, тогда спешу уточнить — в комиксе во время появления Дока на телевидении прозвучала фраза «Супермен существует и он американец».
Линделоф в очередной раз доказал свой фанатизм по отношению к «Хранителям», умудрившись спустя 33 года после выхода графического романа (Алан Мур меня убьет) наконец-то внятно объяснить то, как же Манхэттен воспринимает время. Зак Снайдер тоже пытался сделать что-то похожее, но режиссеру тогда не хватило времени. Фанатов Lost, впрочем, мастерство шоураннера в рассказывании нелинейных историй совершенно не удивило, все же он очень удачно экспериментировал с приемом еще во времена таинственного острова.
Нельзя не отметить и то, с каким нахальным изяществом сценаристы умудрились дать ответ на одну из самых сложных загадок шоу — откуда Уилл Ривз знал о робе в шкафу Джадда Кроуфорда? Оказалось, от самой Анжелы. Классический пример «самосбывающегося пророчества» в путешествиях во времени или, как его иногда называют, парадокса причинности — ситуации, когда причина со следствием меняются местами.
Но давайте перейдем к самому интересному занятию перед финалом — теориям. В этой серии Анжела отметилась фразой «Ану слезай с бассейна!», которая запомнилась большинству зрителей, но самое интересное кроется в ответе Джона. Он говорит, что женщина должна увидеть как он ходит по воде, так как это поможет в будущем. Самая популярная теория, связанная именно с этим фактом. Вполне возможно, что для спасения Остермана Анжела сама превратится в Доктора Манхэттена, ведь он еще в баре говорил о том, что теоретически может передать свои силы. Бассейн в этом случае может сыграть символическое значение — Сестра Ночь вполне может пройтись по нему, осознав свои силы. Есть конечно мысль о том, что Джон «зарядил» воду, которая теперь может наделить любого человека суперспособностями, но это уже скорее похоже на Кашпировского, серьезно.
Отсылки к оригинальному комиксу «Хранители»:
— Линделоф смело переплетает события комикса с книгой Fogdancing. Пити в заметке говорит, что произведение оценили все герои и даже не единожды его цитировали. Естественно, в оригинале никакой книги не было, а «цитирование» было банально позаимствовано из первоисточника Мура. Например, знаменитая фраза Дока «Ничто не заканчивается» теперь является отсылкой к книге. Умно.
— Карнак, дворец Вэйдта в Арктике, куда прибывает Манхэттен, изначально появился в комиксе.
— Озимандия и Док вместе вспоминают события первоисточника, так как их диалог происходит ровно 24 года спустя после теракта.
— Вэйдт довольно быстро понимает, почему Остерман вернулся. Все из-за того, что Док уже дважды был в отношениях — с Дженни Слейт и Лори Блэйк.
В поисках утопии
Сюжетная линия Озимандии практически сформировалась — да, он действительно находится в мире Доктора Манхэттена. Конечно, со стороны решение купить билет в одну сторону на Европу (каких то 400 миллионов километров от Земли) кажется импульсивным. Но, судя по состоянию Вэйдта на момент встречи с Доком, ему не слишком хотелось оставаться в этом мире.
Линделоф интересно показывает трансформацию персонажа — привыкший контролировать все и всех благодаря выдающемуся интеллекту, Эдриан просчитался. Да, высадка инопланетянина в Нью-Йорке предотвратила ядерную войну, но в то же время лишила персонажа всех рычагов влияния — Озимандия попросту недооценил уровень запуганности и неадекватности людей. В результате план добиться утопии на Земле пошел прахом, так как страх инопланетного вторжения мешал населению адекватно воспринимать идеи героя. В итоге, утопический мир Дока показался Вэйдту куда интереснее.
Так, а теперь важный вопрос — вы посмотрели сцену после титров? Потому что я о ней вспомнил чуть позже и пришлось переписывать всю вторую часть этого раздела. Советую посмотреть, прежде чем читать дальше.
Слезы Озимандии стали понятны — он, оказывается, всю жизнь мечтал об утопии, а когда оказался в ней, понял что жить в ней абсолютно неинтересно. Кроме того, Вэйдт фактически попал в свой кошмар. Все же на Земле, после теракта, Эдриан стал никому не нужен — его идеи не совпадали с мировой повесткой, что и привело великий ум к упадку (так и хочется провести аналогию с Холмсом, но не буду). В «раю» ситуация оказалась идентичной — герою Айронса поклонялись просто по умолчанию, сам персонаж был абсолютно чужим в мире Манхэттена. Похоже, Озимандия понял, что для возвращения власти ему придется как минимум признаться в организации «вторжения».
Еще один интересный момент из пост-финала — разговор с егерем. Вэйдт не знал, что он был первым созданным Доком человеком, а значит между прибытием Эдриана в утопию и уходом Манхэттена явно что-то случилось. Часть реддита остановилась на мысли, что егерь надел маску именно из-за психологической травмы после утраты бога — это бы перекликалось с фразой Лори о мстителях и причине носить маскировку. Но ведь концепция виджиланти никак не вписывается в мир имени Джона Остермана! Более того, мы не увидели чтобы Док ставил Озимандии какие-то условия содержания. Возможно, первая пара людей благодаря общению с Манхэттеном стала более образованной, чем последующие «клоны». Результат — упомянутое джентльменское соглашение. Или Манхэттен все же прилетел на Европу перед амнезией, чтобы проговорить с Эдрианом условия.
Это приводит нас к давно забытому вопросу — к чему подкова? Когда мы видим ее в пилоте, Вэйдт говорит, что она ему «еще не нужна». То есть он знал, что доиграется и окажется в тюрьме? Зачем он обучал слуг подавать подкову? Она служит тайным знаком Доку? Открывает тайный бункер с ракетой? Черт побери, Линделоф, опять ты за свое!
Тем временем на питипедии
На питипедии (вам же интересно, что там!) появились два документа, связанных единой темой. Речь о книге Fogdancing Макса Ши, автора комикса «Черная шхуна». В первом документе (который, к слову, написан после событий финала!) Дэйл рассказывает об этом романе, который считается одним из лучших произведений о супергероях. Дело в том, что будучи подростком, он участвовал в конкурсе журнала Nothing Ever Ends (главредом которого был Ши), где нужно было написать рекап на Fogdancing. Пити занял почетное 50-е место из 50 и называет это своей психологической травмой, которая возможно подтолкнула его к жизни под маской. Осталось только пережить второй психологический слом (следуя словам Лори), чтобы стать виджиланти. По словам Пити, его вполне могут спровоцировать события финала.
Второй документ — это непосредственно рекап Пити. А теперь давайте я вам перескажу книгу.
Она рассказывает о экс-военном Ховарде Макналти, который служил в отряде зачистки во Вьетнаме (таких солдатов называли фогдэнсерами), а после знакомится с ветеринаршей-анестезиологом Гретой, с которой в один вечер посещает презентацию нового анестетика. За деньги они соглашаются его опробовать и подсаживаются на снотворное. Из-за длительного употребления Ховард немного двигается умом и решает уничтожить производство лекарства. В этом ему помогает спутница, товарищи и загадочный мистер Доу. В результате операции компании удается уничтожить завод, что становится причиной смерти множества невинных людей. Понимая, что они натворили, Ховард и Грета пытаются залечь на дно, но никак не могут выйти на мистера Доу, который обещал помочь с побегом.
В результате оказывается, что загадочный компаньон был собственником завода, а сам газ служил средством для ментального контроля, чтобы настроить людей против Никсона. Персонажи решают убить мистера Доу, но попадают в западню и оказываются спасены только благодаря старому знакомому Ховарда, Роухайду, бывшему сослуживцу, который прибыл помочь. Троица уничтожает владения Доу, но внезапно из дыма появляется монстр, атакующий их улетающий вертолет. Потеряв всех друзей в аварии, главный герой неожиданно просыпается.
Дело в том, что все это время он находился в коме после того, как противогаз съехал с его лица во время зачистки села. Роухайд умывается слезами от счастья, мистер Доу оказывается доктором, который спас героя от смерти с помощью нового препарата (того, который во сне был дьявольским газом), а Грета — медсестрой. Полное восстановление возможно, но только если принимать наркотик до конца жизни. Ховард, не совсем понимая, реально ли все вокруг него, заканчивает жизнь самоубийством.
Хуух. Интересный факт — фогдэнсеры носили защитные очки, серебристые костюм и обмазывались кремом SPF-666, чтобы не сгореть в химическом огне. Никого не напоминает? Например, человека-лубриканта? Неужели это был Пити?
Любопытные факты:
— В начале четвертой серии женщина, у которой мисс Трю потом выкупит дом, читает Fogdancing. Его же читает и Озимандия в пост-финале.
— Макс Ши работал над проектом «вторжения инопланетян», после чего загадочно пропал (как и все остальные участники проекта).
— «Бар Эдди» очень похож на бар, в котором Комедиант убил беременную женщину, а Док ему не помешал.
— Стало понятно, почему у Озимандии не было новых технологий — Манхэттен перенес поместье из 30-х.
— В пост-финале на торте оказывается шесть свечей. Учитывая, что Вэйдт исчез в 2009 году (а не 2012, как говорили документы), получается в его мире сейчас 2015-й. Пока он на четыре года отстает от основной сюжетной ветки.
— Интересно, как Озимандия мог привести к власти Рэдфорда, если теракт существенно внес коррективы в его планы.
— Эдриан всегда обвинял Манхэттена что тот не понимает людей, но в Карнаке именно Док объясняет ему почему люди строят бомбы, несмотря на все усилия Вэйдта это предотвратить.
— Интересно, что именно Озимандия создавал дожди из кальмаров. При этом после его исчезновения они продолжались.
— Благодаря детальному анализу восприятия времени Доктором Манхэттеном, Линделоф вывел великолепный твист. Так как персонаж одновременно переживает все моменты своей жизни, он становится заложником «парадокса причинности» — будучи самым могущественным существом во вселенной, Джон Остерман смиренно двигается навстречу своему концу, не в силах ничего изменить.
— Пока не ясно, как это леди Трю купила корпорацию Вэйдта, если он на тот момент уже три года отсутствовал на Земле.
— О тахионной пушке поговорим отдельно в материале к финалу шоу.
— Сценаристом эпизода выступил Джефф Дженсен — журналист, который стал известнім благодаря рекапам на Lost. Из-за постоянных предугадываний событий его заметил Линделоф, с чего и началась замечательна дружба.