Эпизод девятый: «Оно уносит тебя»
Главной отличительной чертой одиннадцатого сезона «Доктора Кто» можно считать упрощенность научной фантастики к базовому уровню, где вместо многосюжетности и экшна, акцент сделан на взаимодействие персонажей. Принимать такой подход Криса Чибнелла или нет — выбор каждого фаната сериала. Впрочем, для тех, кто заскучал за сложными научными загадками в пределах одного эпизода, есть хороша новость. Девятый эпизод предлагает абсолютно автономное приключение, в котором сюжет закручен на личных историях протагонистов, а темп местами не дает перевести дух. Пока что этот эпизод можно считать лучшим в обновленном «Докторе Кто». Рассказываем почему.
Оказавшись в Норвегии, команда ТАРДИС любуется видами фьордов, пока Доктор сканирует пробегающую мимо овцу. К счастью, на улице всего лишь 2018, а значит до «Шерстяного восстания», когда овцы пошли против людей, еще 193 года. Good to know. Старый коттедж привлекает внимание протагонистов, так что герои отправляются проверить, не нужна ли помощь тем, кто живет в нем.
Правильный sci-fi-хоррор
В девятом эпизоде прежде всего стоит отметить сценарий, автором которого выступил Эд Хайм, работавший ранее в сериале Skins. Старт серии выдержан в тональности настоящего хоррора — забитые досками окна, скрипучие полы, темные углы, мертвые птицы подвешены к потолку и маленькая девочка, которая просит защитить ее.
За многолетнюю историю «Доктора Кто» авторы сериала освоили хоррор-тропы в самом разнообразном ключе — от классической готики в викторианском сеттинге, до космического слэшера. В конце концов, Моффат даже освоил такой поджанр как found footage и имитацию видеоигры. «Оно уносит тебя» — это продуманный микс скандинавской мистики и мрачной научной фантастики. Акцент на монстре смещается на загадочное зеркало, позже — на некую потустороннюю реальность, названную Антизоной, и в последствии — на параллельную вселенную со своими секретами.
Поскольку девятый эпизод предлагает самый усложненный нарратив за весь одиннадцатый сезон, автор серии Эд Хайм выбирает раскрывать все слои сюжета постепенно, по ходу того, как персонажи двигаются из одной точки (нашего мира) в конечную (вселенная Солитракт). Это позволяет не перегибать палку в сторону постоянных объяснений, а сосредоточится на персонажах. Здесь, к слову, нашлось место для многих. Кроме Яс, конечно. Кажется, мы уже смирились с тем, что Яс так и останется action girl без особого развития.
Личные драмы
Жаль, что в предыдущих эпизодах работа с героями не была проделана так филигранно. Юная Ханна (прекрасно сыграна Элли Уолворк) вступает в конфронтацию с Райаном буквально сразу, поскольку парень считает, что ее овдовевший отец не пропал, а просто бросил ее. В данном случае понять обоих достаточно просто — в понимании девочки папа не мог просто так уйти,а Райан, в свою очередь, пострадал от подобного случая в детстве. Как результат, у нас есть еще один тонкий намек на раскрытие характера Райана-циника. Он к тому же, совсем не умеет ладить с детьми, в отличии от Яс. К слову, от пейринга этих двоих не осталось и следа. Похоже, это был единственный шанс докопаться де персонажа Яс, поэтому даже жаль, что в новом сезоне так и не появилась романтическая линия. В «Докторе Кто» романтики в целом уже не было больше двух сезонов.
К девятому эпизоду становится ясно, что Джоди Уитакер просто хороший Доктор, но не выдающийся. К сожалению, Чибнелл не дал ей собственной истории, поэтому Тринадцатая проявляет себя в многочисленных монологах, призванных объяснить что здесь вообще происходит. Но дело в том, что даже в ситуациях без личной истории Доктора и Дэвиду Теннанту и Мэтту Смиту было что показать зрителям. Их игра замешана на инфантильном образе Питера Пэна-гика, переключающегося на шекспировского персонажа. При этом у Теннанта и Смита есть огромный комедийный потенциал. Десятый обеспечивал нам комедию слов и голосовой манипуляции, тогда как пластичный Одиннадцатый был экспертом по «физической комедии». Джоди Уитакер могла бы продолжить традицию Теннанта, но такому Доктору все еще нужно время. Надеемся на двенадцатый сезон.
Тем временем лучшим персонажем все еще остается Грэм. Брэдли Уолш умудряется отвечать за comic relief в равной степени с драматической нагрузкой в этом эпизоде. Уже сейчас можно записывать в каноничные сцены ту, где Грэм объясняет, что начал носить с собой бутерброды во время путешествий в ТАРДИС. Хоть кто-то заметил гастрономическую сюжетную дыру «Доктора Кто», ведь персонажи этого сериала, кажется, никогда не были замечены за трапезой. Возможно, Грэм нашел кухню в космическом корабле Доктора.
Вместе с тем, именно линия Грэма обеспечила драму девятой серии — нам показали его жену и бабушку Райана — покойную Грейс. Потеря любимого человека и попытки принять ее смерть шли красной нитью в вопросе развития персонажа на протяжении всего сезона.Так что его встреча с пусть и ненастоящей Грейс подтолкнула к вполне логичной и сентиментальной кульминации — Райан в порыве эмпатии наконец-то называет Грэма дедушкой.
Неопределенность жанра
Ранее мы уже упомянули о том, что новая серия совмещает сразу несколько жанровых направлений, которые в большей степени органично сосуществуют. Впрочем, в такой разнообразии тем создатели все же немного потеряли запал ближе к финалу. Две трети эпизода с норвежским сеттингом и Антизоной напоминают ТВ-версию «Хижины в лесу», переходящую в «Лабиринт Фавна». В данном случае стоит упомянуть загадочного обитателя пещеры, ставшей буферной зоной между измерениями. Риббон — некое подобие гоблина, которого сыграл комик Кевин Элдон. Это существо с манерами и по крайней мере семью желудками, что в общем-то объясняет его постоянный голод и шутки и вкусных мозгах Доктора. Впрочем, этот персонаж так и остался нераскрытым в пределах эпизода — как Риббон оказался в Антизоне, где вообще находится это место и может ли сам гоблин войти в портал? Еще больше вопросов вызвали плотоядные мухи, которые вроде бы реагируют на любое движение и чувствуют тепло человеческой плоти, но при этом Райан и Ханна позже запросто сумеют спрятаться от целого роя мух за скалой.
Идею Солиткракта — вселенной с сознанием, удалось объяснить предельно просто, так, что даже младшая аудитория «Доктора Кто» поймет, о чем речь. Однако то, как Доктор приходит к осознанию, что перед ней именно Солитракт — прописано невероятно скупо. Пятая бабушка рассказывала ей байки о Солитракте и, сопоставив минимум информации, Тринадцатая понимает что перед ней именно он. Финальная развязка в которой Доктор предлагает инородной вселенной взять в плен ее, а не Эрика (отца Ханны) потому как она «видела больше, любила больше и больше потеряла» — слишком очевидный прием, к которому на определенных этапах обращались все Доктора во время конфронтации с антагонистами. Наконец проникновенный диалог Тринадцатой с жабой — сцена, рискующая стать мэмом.
Референсы и аллюзии
— Прибыв в Норвегию, Доктор может определить ближайший населенный пункт и тот факт, что у местной сувенирной лавки очень низкий рейтинг на Tripadvisor, попробовав землю. Это новая фишка Доктора. Ранее Одиннадцатый мог определить, населена ли планета живыми существами по воздуху и направлению ветра.
— Ханна носит футболку с логотипом альбома Arctic Monkeys «AM» (2013). Группа была сформирована в Шеффилде, откуда происходят спутники Доктора — Яс, Райан и Грэм. В свою очередь у отца Ханны Эрика на футболку принт с группой Slayer. Поскольку он находится в другой реальности, по ту сторону зеркала, принт на его футболку отзеркален.
— Рассказывая о своих семи бабушках, Доктор говорит, что пятая считала вторую тайным шпионом зайгонов. Зайгоны встречались в сериале ранее. Это раса гуманоидов-метаморфов, родом с планеты Зайгор, которая была уничтожена во время Войны Времени (The Day of the Doctor, 2013). Зайгонам пришлось искать себе новую планету для проживания, на роль которой подходила Земля. Они несколько раз вторгались на планету, однако Доктор останавливал их планы, в частности первым это сделал Четвертый доктор в эпизоде Terror of the Zygons (1975).
— Пытаясь открыть портал в зеркале чтобы вернуться домой, Яс скорее наугад предлагает Доктору изменить полярность. «Изменить полярность» — это фирменная фраза Третьего Доктора. Так что услышав ее, Триннадцатая с радость отвечает «Ясмин Хан, да ты говоришь на моем языке!».
Вердикт: «Оно уносит тебя» на данный момент можно считать самым сложным с точки зрения нарратива, а значит — лучшим эпизодом этого сезона. Здесь сочетаются элементы хоррора и научной фантастики в духе «Черного зеркала». Идея параллельной вселенной одновременно отсылает и к легкому «Хорошему месту» и к мрачной Обратной Стороне в «Очень странных делах». В то же время авторы нашли место для личной истории Грэма и Ханны, триумфального монолога для Доктора и неплохой практики с детьми для Райана. Надеемся, что следующий финальный эпизод не испортит все наработки девятой серии.
Превью финальной серии: