Эпизод десятый: «Битва на Ранскур Ав Колос»
Пора бы это признать: Крис Чибнелл — не лучший сценарист в своем же шоу. Лучшие эпизоды одиннадцатого сезона «Доктора Кто» написали сторонние авторы. Однако когда за перо берется Чибнелл, появляется много вопросов и критики. «Битва на Ранскур Ав Колос» — тот самый случай. Финальному эпизоду не хватает сосредоточенности и фокуса. И поскольку перед нами кульминация, требования к ней тоже завышенные. Был ли это вообще финал, и как там акцент Чибнелла на развитие персонажей? Рассказываем, почему десятая серия «Доктора Кто» — это преимущественно разочарование.
Эпизод открывается событиями на планете Ранскур Ав Колос 3400 лет тому назад. Древняя раса Уксов, которая состоит всего из двух представителей, прибывает на новую неизведанную землю, где в амплуа пространственных инженеров собирается зародить новую жизнь (привет, «Прометей» Ридли Скотта). Однако им мешает внезапное появление тайного инопланетянина. Тем временем, уже через три тысячелетия Доктор и его команда получают сигнал бедствия с этой же планеты. Если быть точным, то девять сигналов сразу. Отправившись на Ранскур Ав Колос, герои встретят старого врага — Тима Шоу с планеты Стенза — монстра с лицом, украшенным зубами жертв. И пока Доктор попытается спасти команду военного корабля, застрявшего у Шоу в плену, Грэм будет раздумывать над планом мести, ведь именно по вине этого рептилоида умерла его жена Грейс еще в первом эпизоде.
Чувство финала
Впервые за долгое время существования шоу в «Докторе Кто» не было сквозного сюжета. Да, я вновь об этом упомяну только потому, что объединяющая история для всего сезона, оказывается, была нужна для впечатляющего финала. Как результат, его здесь попросту не было. На протяжении всей серии чувство конца эпохи» так и не пришло — на кульминацию лишь намекает встреча с антагонистом из пилотной серии. Но закольцевать сюжет — лишь пол задачи.
Важный момент для «Доктора Кто» — угроза межпланетного масштаба. Как минимум пять сезонов сериал заканчивался на высокой ноте — ставки росли, а Доктор спасал не парочку человек, а целую Землю. Прием настолько часто применялся, что стал настоящим клише. И здесь на помощь приходили спутники: если родную планету всегда удавалось спасти, то само приключение становилось переломным для них. Кто-то жертвовал собой, кто-то терял память или близких людей, пропадал в другом измерении или же просто был не в состоянии дальше путешествовать с Доктором. В одиннадцатом сезоне Яс, Райан и Грэм проходят финальное испытание проще простого — никакого саспенса, катарсиса, точки невозврата.
В «Битве на Ранскур Ав Колос» нет ощущения, что судьба человечества решается здесь и сейчас, в нем нет чувства финала. Даже в промо к предстоящему рождественскому эпизоду, которое показали на BBC еще до трансляции десятой серии, были все три спутника, а значит зритель знал наверняка, что протагонистом в этой самой битве ничего не угрожает.
Сюжетные дыры
При всей любви к «Доктору Кто», даже мне тяжело игнорировать такое количество сюжетных дыр в этой серии. В начале эпизода мы узнаем, что команда капитана Палтраки (отлично сыгранного Марком Эдди), была девятой, кто отправился на Ранскур Ав Колос после исчезновения нескольких планет. Вскоре они попали в плен к Тиму Шоу, возомнившему себя здесь божеством. Однако как именно удалось захватить высоко обученных спецназовцев и причастна ли к этому сама планета, воздух которой психотропно воздействует на обитателей?
К слову, сама идея с атмосферой, влияющей на мозги людей, прекрасна в замысле но совершенно не раскрыта. Нейронные блокаторы, которые носят главные герои чтобы защитить свой разум, в самом начале эпизода поданы как big deal: «не смейте их снимать» — предупреждает Доктор. Так что когда ближе к финалу Яс и Тринадцатая соглашаются пожертвовать свои чтобы спасти уксов Андинио и Делфа и по совместительству всю Землю, мы видим в этом поступке настоящую жертвенность. Зритель мысленно готовится к серьезным последствиям (как со слепотой Двенадцатого, помните?). Еще немного и нам покажут как Яс и Доктор страдают от галлюцинаций и амнезии в попытке сохранить самообладание. В результате все обернется легкой головной болью и через пять минут блокаторы вернутся на место. Серьезно?!
Протагонисты получают специальное устройство связи на шею, но мало когда его используют. К примеру, Грэм и Райан не считают нужным предупредить Доктора о том, что в здании полно кибер-ботов когда впервые их встречают. Одна Яс в момент опасности додумывается связаться с Доктором, но та обрывает ее фразой «Мы здесь и без того заняты».
Наконец, команда военных, которую спасают Райан и Грэм, даже не становится участником событий. На минуточку, ведь это боевой отряд, почему они бегут на собственный корабль, поджав хвост, как жертвы Титаника, тогда как могли обеспечит финальному эпизоду отличную масштабную экшн-сцену?
Доктор кто?
Среди немногих плюсов десятой серии — конфронтация с Доктором, которую обвиняют в лицемерии. В одном приключении галлифрейка запрещает использовать оружие, а уже в следующем сама берется за взрывчатку. Молодец, Райан, что подметил. Но у Доктора (ровно как и шоураннера) на это есть свой универсальный ответ: «Не стоит меня цитировать, правила все время меняются». Еще один явный плюс эпизода — Доктор, которая вынуждена противостоять последствиям ее собственного сострадания. Вместо того, чтобы убить злодея со Стензы в первой серии, она отправляет его подальше в космос и только потом осознает истинный масштаб ущерба. В такому случае, можно ли считать хорошей идеей заключие Тима Шоу в кристальной скале вместо убийства?
Парадоксально, но в шоу о Докторе самым нераскрытым персонажем одиннадцатого сезона оказалась именно Тринадцатая. Настолько, что название сериала заиграло для нас новыми красками. Финальный эпизод должен был передать все богатство персонажа, которое скрывали от нас на протяжении предыдущих серий. Тринадцатой просто необходимо было прийти к какому-то новому пониманию, или понять что-то важное, или потерпеть неудачу, или преуспеть, хотя бы случайно. Тяжело сказать, каким был бы правильный ход, в конце концов, ни я ни вы не являемся шоураннерами «Доктора Кто». Одно ясно точно — эпизоду катастрофически не хватало чего-то, что укрепило бы центрального персонажа Уиттекера таким образом, чтобы зрителю не терпелось увидеть больше в следующем сезоне (который, к слову, придется ждать до 2020-го).
Недокоманда ТАРДИС
Наверняка авторы сами не ожидали, что лучшим персонажем окажется Грэм — старик с кокни-акцентом, которому, казалось бы, отвели амплуа комедийной разрядки. Но в предыдущем эпизоде персонаж Брэдли Уолша умудрился дать нешуточную драму, встретив копию Грейс из зеркального измерения, так что Чибнелл вновь сделал ставку на вдовца в финальном эпизоде. Не получилось. Ведь одиннадцатый сезон лучше всего раскрыл именно его — перед нами мудрый и добрый старик, голос разума. Неужели шоураннер думал, что в десятой серии мы внезапно поверим в мстительного Грэма?
Не лучшим образом обстоят дела у Райана, который слишком быстро принимает деда в семью, говорит заветное «Я тебя люблю» и, вобщем-то, не раскрывается больше никак. Но хуже всех, конечно, Яс, которая к концу сезона стала сюжетным девайсом с единственной задачей — слушать истории эпизодических персонажей, появляющихся в новых сериях.
Референсы и аллюзии
— Описывая возможности своего космического корабля, Тринадцатая вспоминает о событиях времен Девятого Доктора. Так фраза «Однажды я протащила вашу планету на ТАРДИС через половину вселенной» отсылает к финалу первого сезона Journey’s End (2005), а продолжение «… и превратила Сливина обратно в яйцо» — к серии Boom Town (2005).
— К слову, для тех, кто забыл, кто такие Сливины: это не название расы, а фамилия криминальной семьи с планеты Раксакорикофаллапаториус. Они не раз пытались захватить Землю, «переодевшись» в людей.
— Перед тем, как взорвать робото-ботов, Грэм произносит «Yippee Ki Yay, robots!». Это немного переиначенное «Yippee Ki Yay, motherfucker!» — фирменного панчлайна Джона Маклейна (Брюса Уиллиса) из «Крепкого орешка».
Вердикт: К концу сезона уже можно составить свое мнение о новых сериях. Кому-то понравилась облегченная подача «Доктора Кто» — наконец-то можно на заморачиваться с несколькими сюжетными линиями и просто наслаждаться шоу. А кому-то откровенно не хватило привычной sci-fi нагрузки, за которую мы так полюбили сериал. Одно ясно точно — для финальной серии подход Криса Чибнелла оказался губительным. Это не тот эпизод, который стремится дать вам эмоциональное прозрение. Он здесь, чтобы по-быстрому приобнять и сказать «увидимся на Рождество». Что ж, тогда ждем рождественский эпизод.
Превью финальной серии: