Эпизод шестой: «Демоны Пенджаба»
С выходом шестого эпизода концепция нового сезона вырисовывается все четче — уверенный акцент на персонажей в угоду сложной сюжетной структуре. Проще говоря, Крис Чибнелл предпочитает рассказывать истории через призму личностных характеристик своих героев, а не закрученных плот-твистов. Подобно «Розе» (3 серия), новый эпизод можно назвать чистым-историческим, возможно, даже больше, чем зарисовку о миссис Паркс. Здесь все также присутствуют инопланетяне, однако они вовсе не вмешиваются в ход событий, а значит, никаким образом не влияют на историю. Как результат, у нас есть одна из лучших серий одиннадцатого сезона и, все же, далеко не лучшая во вселенной всего «Доктора Кто».
Яз просит Доктора отправится в прошлое чтобы посмотреть на свою бабушку Амбрин в молодости. Та скрывает подробности своих юных лет и вскоре мы узнаем почему. Главные герои оказываются в британской провинции Пенджаб в 1947 году. Уже на следующий день, 18 августа, эта местность будет разделена на два региона по религиозному признаку: мусульманская западная часть (будущие территории Пакистана) и индуистско-сикхская восточная часть (Индия). Как известно, данные события повлекли многочисленные массовые беспорядки. А пока что протагонисты встречают юную Амбрин и ее жениха Према, который вовсе не похож на дедушку Яз. «Значит, у нее был секретный индуистский первый муж?» — спрашивает внучка.
Урок истории и аутентичность
Впервые за весь сезон Крис Чибнелл не является автором (или соавтором эпизода). Скриптом в этот раз занимался обладатель сценарной награды BAFTA Виней Патель. Между тем, концепция всего сезона сохранена: новый «Доктора Кто» — более образовательный и менее мрачный. Сильной стороной Чибнелла остается историческая составляющая, а не уклон в научную фантастику. В отличии от Стивена Моффата, здесь нет многоуровневого сторителлинга и элементов триллера.
Среди несомненных плюсов «Демонов Пенджаба» — его образовательный месседж и многокультурность. «Доктор Кто» так или иначе всегда был зацементирован в территориальных рамках Британии. Если действие происходило на Земле, то большинство сюжетов разворачивались именно в Соединенном Королевства и затрагивали его историю. Среди фанатов «Доктора» уже давно циркулируют шутки о том, что инопланетяне почему-то всегда вторгаются на Землю через Туманный Альбион.
«Демоны Пенджаба» отправляют нас прямиком на Ближний Восток и рассказывают малоизвестную главу из истории Индии времен британской колонизации. Уверены, что многие пойдут гуглить то самое территориальное разделение, случившееся в 1947 году, и вызвавшее немало столкновений между местными мусульманами, индусами и сикхами.
Между тем для «Доктора Кто» характерен один постоянный прием, который сбавляет градус достоверности — английский языке. Как известно, там где приземляется ТАРДИС, ее механизм обработки помогает понимать любой язык, на котором общаются местные обитатели — будь то инопланетный диалект или же, как в случае с шестой серией, язык панджаби. Наблюдать за историческим событиями середины 20-го века и слушать, как местные индийцы спорят о своей национальной идентичности с британским акцентом — несколько нелогично и карикатурно. Но таков «Доктор Кто» и, пожалуй, с языковой проблемой настоящим фанатом сериала следует давно смириться. Между тем, что-то подобное когда-то говорили о невозможности Доктора быть женщиной, так что посмотрим…
Монстр недели
Новая серия — новый пришелец. Похоже, Чибнелл не собирается возвращаться к уже знакомым антагонистам. Напомним, что в десятом сезоне Двенадцатый встретил множество легендарных инопланетян из пантеона монстров «Доктора Кто». Здесь же у нас новая раса — тиджариане. Когда-то они были убийцами, а теперь взяли на себя амплуа наблюдателей, способных обеспечить вам мигрень, произнеся «привет». Тиджариене путешествуют в пространстве, считывая волны времени, чтобы найти тех, кто нуждается в их успокоительном присутствии перед смертью. Войны и восстания — идеальные места для реализации таких благородных целей.
Среди очевидных наблюдений — Чибнелл не любит монстров как антагонистов в классическом понимании. Уже который эпизод подряд злодеем оказывается вовсе не инопланетная форма, а, прежде всего, человек. В прошлой серии у нас были пътинги, которые буквально съедали космический корабль, следуя инстинкту выживания. Теперь у нас есть благородные тиджариане, похожие на монахов — предвестников смерти. Их мотивация остается слегка слабой в контексте всего сюжета эпизода. По правде, они вовсе не влияют на ход событий и могли бы быть с легкостью вырезаны из «Демонов Пенджаба». К тому же, их гротескные карнавальные наряды заставляют скучать за исключительной работой художника-постановщика «Доктор Кто» времен пятого-седьмого сезона сериала, когда нам впервые были представлены монстры Тишины, к примеру.
Политкорректность и человечность
В адрес одиннадцатого сезона уже звучали недовольные комментарии о том, что Чибнелл чересчур старается быть политкорректным. Сперва Доктор-женщина, потом — команда ТАРДИС, отличающаяся по возрасту, этнической принадлежности и полу. Так, будто автор попытался избежать обвинений в расизме, сексизме и эйджизме одновременно. К экватору сезона Чибнелл уже успел рассказать мощную историю о борьбе за гражданские права темнокожих, а теперь перешел к щепетильному вопросу мусульман и индусов.
Мое предположение — «Доктор Кто» избавляется от налета приключенческой фантастики и привлекает к себе аудиторию помладше своим уклоном в образование. Возможно, это связано с тем, что шоураннер трезво оценивает возможности BBC тягаться с технической стороной современных sci-fi блокбастеров. В конце концов, «Доктор Кто» никогда не был силен в вопросе CGI и запредельной графики.
Второй момент, о котором я уже писал выше — акцент на персонажах, а не хитро сплетенных сюжетах. Антагонистом уже который эпизод поряд оказывается человек, в данном случае — брат Према, Маниш, одержимый сегрегацией местного народа по религиозному признаку. Тяжело не усмотреть актуальный месседж Чибнелла на счет ужасающих военных конфликтов современности в словах Према: «Мы жили вместе десятилетиями, индусы, мусульмане и сикхи. А теперь нам говорят, что наши различия важнее чем то, что нас объединяет. Как будто мы ничему не научились на войне». В целом неизбежность трагической судьбы персонажа даже в мире «Доктор Кто», где историю меняли не раз, делает этот эпизод чуть ли не самым драматичным (и, как результат, лучшим) в новом сезоне.
Между тем, делая ставку на личностей, Чибнелл умудряется не раскрывать центральных персонажей даже в эпизодах, казалось бы, полностью им посвященных. В четвертой серии аудитория познакомилась с семьей Яз. На этой неделе мы нырнули глубже — в семейное древо девушки. При этом Яз, парадоксальным образом, продолжает не развиваться как персонаж и не влиять на сюжет. В хорошо прописанном сценарии ее родственники должны служить некой линзой, через которую мы исследуем новые грани протагонистки. В «Докторе Кто» этого все еще не произошло. Даже в финале «Демонов Пенджаба», Яз, по идее, должна была проникнутся к бабушке большей эмпатией и уважением. Но ведь внучка безгранично любила ее еще в начале эпизода. На лицо очередная не лучшая работа со скриптом.
Референсы и аллюзии
— Когда Яс просит Доктора отправить ее 50-е чтобы встретить свою бабушку в молодости, Доктор отвечает, что путешествия по семейной линии – не лучшее занятие и оно будет иметь плохие последствия. Об этом галлифреец знает не понаслышке. В эпизоде The Big Bang (2010) маленькая Эми Понд встретила свою старшую версию, открыв Пандорику. Впрочем, самым проблемным стал визит Розы в прошлое в серии Father’s Day (2005), когда героиня встретила отца и чуть было не разрушила брак родителей.
— Цели тиджарианцев очень напоминают об инопланетянах из рождественского эпизода Twice Upon A Time (2017) с Первым и Двенадцатым Доктором. Там, как известно, пришельцы «вырывали» людей из времени и пространства в момент перед смертью, чтобы их жизнь могла быть записана и сохранена.
— Вступившись за своих спутников перед пришельцами, Доктор произносит «Люди на Земле под моей протекцией». Эта уже ставшая легендарной фраза принадлежит Одиннадцатому, который произносил ее не в эпизодах The Eleventh Hour (2010), The Doctor, the Widow and the Wardrobe (2011), The Bells of Saint John (2013), Nightmare in Silver (2013).
— В эпизоде воспроизводятся несколько традиций индуистской и мусульманской свадьбы. Среди иудаистов принято связывать руки невесты и жениха во время клятв, а среди мусульман – чтобы жених дарил невесте что-нибудь дорогостоящее из своих личных вещей (в «Демонах Пенджаби» это были часы).
Вердикт: Название эпизода работает сразу на нескольких уровнях. Очевидные демоны Пенджаба — пришельцы в длинных плащах, тогда как настоящими демонами выступают те, кто судят людей за религиозной принадлежностью и развязывают войны. В шестом эпизоде демоны — люди с ружьями, пришедшие в финале эпизода помочь Манишу убить собственного брата. Чибнелл все еще не силен в многоуровневом сюжете. У нас все еще нет мощной личной истории Тринадцатой. Однако новый эпизод доказывает, что по прошествии пятидесяти лет, «Доктору Кто» все еще есть что сказать о мировой истории и людях, которые ее творили.
Превью шестой серии: