Эпизод пятый: «Загадка Цуранга»
Закрытый сеттинг, «одноразовые персонажи», которых мы вряд ли увидим снова, милый монстр недели, мощный монолог Доктора о доброте и милосердии. Скажем сразу – маловероятно, что к пятому эпизоду с Тринадцатой вы еще когда-либо вернетесь, засев за просмотр «Доктора Кто» во второй раз. Перед нами классический филлерный эпизод «старой школы» шоу о галлифрейце и его спутниках. И снова без ТАРДИС. У «Загадки Цуранга» было несколько действительно важных сюжетных рычагов. Не все были приведены в действие. Рассказываем почему.
Доктор, Райан, Грэм и Яс переносятся в 67 век. На далекой планете, наполненной мусором, герои ищут недостающие запчасти для ТАРДИС, пока не раскапывают «звуковую мину». Дальше немая паника, обратный отсчет и белый экран. Четыри дня спустя герои просыпаются и обнаруживают, что все это время были под тщательным присмотром медиков Астоса и Мабли, которые работают в неком подобии Красного Креста в космосе. То что корабль Тринадцатой пропал — еще полбеды. На борт медицинского учреждения проникает нечто, поедающее сам корабль но не людей
Назад к основам
По сути, пятая серия — это мультизадачная головоломка, повторяющая давно знакомый формат сериала: Доктор и ее спутники оказываются на закрытом космическом корабле, где встречают нескольких эпизодических персонажей. Основная миссия — спасти пассажиров от неизвестной угрозы, пожертвовать несколькими смельчаками, готовыми умереть за правое дело, добраться до места назначения, вписать сюда необходимое развитие для протагонистов и выделить для Доктора несколько сцен, в которых она сможет сполна раскрыть свои лидерские качества.
Между тем Крис Чибнелл уверенно гнет линию в сторону образовательной составляющей «Доктора Кто». Так что здесь даже есть небольшая сцена с Тринадцатой, восхищенно дающей лекцию о прелести новых технологий и антиматерии. В частности, «Загадка Цуранга» в этом вопросе оказалась даже слишком прямолинейной. Реплики Доктора, кажется, не несут никакой сюжетной задачи кроме как пролить свет на терминологию, в которой остальные (в том числе зрители) не совсем разбираются.
Спасти ситуацию удается, показав нам совершенно иного Доктора, паникующего, даже проявляющего эгоизм. Тринадцатая действует типично и в то же время нетипично для сеттинга, в котором, по идеи, обязана взять ситуацию под контроль с первый минуты появления. «Это не госпиталь, єто корабль» — панчлайн, который обязан задать необходимы саспенс. Но согласитесь, что такую интригу в «Доктор Кто» наращивали уже не раз, так что новый эпизод вовсе не пугаетет чувством неизвестности и неизбежности. К тому же, выбрав за основу корабль образца «Космической одиссеи», кажется, будто авторы не реализовали весь потенциал того, что перед нами не рядовое космическое судно, а огромная футуристическая больница.
Сценарий, которому нужен Доктор
Ранее я уже упомянула об эгоизме Доктора. Тринадцатая в целом показывает свою слабую сторону не только в сцене, где пытается завернуть судно обратно к месту, где осталась ТАРДИС (несмотря на то, что здесь имеются больные пациенты, которым необходимо добраться до пункта назначения). Протагонистка вообще больше всех остальных пострадала после взрыва, хватаясь за ребра во время бега, пока ее спутники кажутся вполне здоровыми после четырех дней в отключке. Надеемся, это повреждение Чибнелл сможет развить дальше, как когда-то Моффат отлично реализовал арку со слепотой Двенадцатого.
Вообще лучшую химию Доктор показывает во взаимодействии с Астосом – парамедиком больницы. К сожалению, эта сюжетная линия быстро обрывается достаточно банальной смертью персонажа, чьи последние слова оказываются «Я верю в тебя Мабли, прости, что подвел».
Основная проблема одиннадцатого сезона остается все той же — Крис Чибнелл жертвует персональным развитием Доктора в пользу множества спутников, что, конечно, не дает Тринадцатой проявить себя во всей красе. Так что налицо кейс хорошего Доктора, которому достался плохой сценарий. Когда-то Рассел Т. Дэвис слегка подпортил впечатление о Десятом, сделав из него шекспировского персонажа, у которого любовной драмы было больше, чем приключений. Неужели единственный идеальный союз современного «Доктора Кто» это Одиннадцатый и Стивен Моффат?
Милый сувенирный монстр
Как и в прошлом эпизоде с пауками, в пятой серии антагонист оказывается вовсе не злым, а скорее следующим собственным инстинктам. Давно у нас не было Доктора, который настолько акцентирует внимание на милосердии и сочувствии. Существо Пътинг, которому явно не хватает гласной в имени и немного устрашающей ауры, Чибнелл все время пытается сделать опасней чем он кажется. Этот малыш может выжить в открытом космосе и постоянно ест что-то металлическое или взрывоопасное. К тому же у него токсичная кожа, а бортовой компьютер классифицирует контакт с монстром как «высший уровень риска для жизни».
Но как отделаться от чувства, что перед нами смесь Пикачу и Ститча из знаменитой анимации «Лило и Ститч»? Есть подозрение, что Пътинг пойдет не в справочник монстров «Доктора Кто», а прямиком на полку мерчендайза сериала в виде милого сувенира. На даном этап сложно представить, что шоураннер способен создать действительно страшного антагониста для Доктора. Пока что самыми злыми в его понимании оказывались люди. Конечно, в таком посыле есть своя доля иронии и горькой правды. Но не завидуем Чибнеллу, если ему когда-либо придется прописывать историю о далеках. Под его авторством они могут оказаться всего лишь невинными существами с инстинктом самосохранения (злые галлифрейцы!).
Маленькие драмы
В «Загадке Цуранга» нашлось место для нескольких сюжетых арок – все, как на подбор, о важности семьи. К примеру, была здесь история о брате и сестре, которые научились доверять друг другу лишь перед лицом смерти. Впрочем, самой удачной можно считать арку о беременном мужчине Йоссе Инкле — человекоподобном инопланетянине из расы, которая вынашивает младенцев всего неделю. Перевернув гендерную схему «беременной на борту», Чибнелл обеспечивает необходимый comic relief для эпизода.
Фразы персонажа перед родами «она хороший врач, но мне нужны мужчины для поддержки» звучат подчеркнуто саркастично, показывая, какими стереотипными могут быть сцены с традиционными родами в рядовых ТВ-драмах. Впрочем даже история Йосса ближе к финалу выглядит как квест чтобы сблизить Райана со сводным дедушкой Грэмом. Потепление в их отношениях в конечном итоге протекает чересчур медленно и, как результат, натянуто.
Особенных развитий персонажей в пятой серии было не так много. Экранное время получил разве что Райан, который, кажется наконец пришел к пониманию, почему отец оставил его бабушке после смерти матери («Вероятно, я очень сильно напоминал ему о маме»). Его диалог с Яс — трогательная сцена которую слегка подпортил тайминг. Герои решают поговорить по душам во время шестиминутного обратного отсчета до вероятного взрыва корабля. Действительно, отличное время, чтобы остановится и поболтать в коридоре о личном.
Референсы и аллюзии
— В начале эпизода генерал Цисеро упоминает, что читала главу о Докторе в некой «Книге знаменитостей», на что Тринадцатая не скромно отвечает, что ей там на самом деле отведен целый том. Упоминаний об этой книге в сериале ранее не было. Стоит также брать во внимание, что еще в седьмом сезоне Одиннадцатый уничтожил много архивных записей о себе (эпизод The Name of the Doctor, 2013). Так что один томик, который вероятно удалось сохранить, – это только верхушка айсберга. Ранее самой ценной книгой о Докторе была «История Войны Времени», которую Клара обнаружила в библиотеке ТАРДИС в серии Journey to the Centre of the TARDIS (2013). Там, как известно, она узнала настоящее имя Доктора.
— В одной из сцен Магби спрашивает, является ли Тринадцатая доктором медицины. Протагонистка отвечает: «Да. Медицины, науки, технологий, леденцов, лего, философии, музыки, проблем, людей, надежды. В основном надежды». За 50 лет существования шоу нам так и не дали четкого ответ . Второй Доктор в The Moonbase (1967) утверждал, что получил медицинский диплом в Глазго в 1888 году. Третий Доктор заверял что он — «доктор буквально в любой области человеческой физиологии», тогда как Первый и Четвертый признавались, что ничего не смыслят в медицине. Похоже, правду мы так и не узнаем.
— Осматривая медицинский космический аппарат, Тринадцатая внезапно достает стетоскоп. Доктор уже не единожды использовала его не по назначению. Второй и Четвертый регулярно «прослушивали» им неизвестную им технику. Десятый прислушивался к стенам вместе со стетоскопом. Одиннадцатый достал стетоскоп лишь один раз, а Двенадцатый вообще им не пользовался.
— Когда Яс несется по коридору с Пътингом, завернутым в одеяло, героиня сравнивает себя с Сиобхан Чемберлен. Для тех, кто не знал, — это футболистка из Manchester United Women Football Club. Ранее она играла за Liverpool Ladies, а теперь входит в национальную сборную Англии по женскому футболу. В частности, Чемберлен — вратарь. Так что пробежка Яс с монстром в руках прежде чем сделать пас по коридору — вполне логичный референс.
— Похоже, что Тринадцатая войдет в историю, как Доктор, наиболее осведомленный в поп-культуре. В одном из диалогов героиня Джоди Уитакер утверждает, что видела все 900 кастов мюзикла «Гамильтон». Речь о сверхпопулярной американской постановке о жизни государственного деятеля Александра Гамильтонана, где рэп- и R’n’B-музыка используется наряду с привычными бродвейскими мелодиями.
— Разрабатывая план спасения, Доктор говорит членам экипажа: «Вы, наверное, задаетесь вопросом, почему я вас всех здесь собрала … Извините, немного Пуаро». Конечно, это отсылка к знаменитой фразе из произведений о детективе Пуаро авторства Агаты Кристи. К слову, с самой писательницей Доктор уже встречался. В эпизоде The Unicorn and the Wasp (2008) Десятый и Донна помогают Кристи расследовать серию загадочных убийств.
Вердикт: «Загадка Цуранга» — оказалась настоящей семейной драмеди, где рождались и умирали, мирились и прощали. Тринадцатая здесь выступила разве что куратором или же пастором, прочитавшим в финале, ни много ни мало, молитву надежды «на все пути, которые еще впереди, сейчас и навечно». Пятый эпизод, как результат, вполне мог оказаться рождественским. Крис Чибнелл определенно намерен построить новую версию вселенной «Доктора Кто», светлую и с рейтингом PG. Кто-то явно устал от мрачных нарративов Стивена Моффата.
Превью шестой серии: