Эпизод первый: «Женщина, которая упала на землю»
Кажется, что прошла целая вечность прежде чем Двенадцатый превратился в Тринадцатую. Рождественский эпизод с Питером Капальди показали в конце 2017-го, после чего — 9 месяцев ожидания и все ради того, чтобы услышать долгожданный женский голос, произносящий «I am the Doctor».
К октябрю 2018-го «Доктор Кто» преобразился — новый таймлорд, новый шоураннер (Крис Чибнелл, пришедший на смену Стивену Моффату), новый композитор (Сегун Акинола вместо Мюррея Голда), даже новый вечерний слот на BBC (в этот раз в воскресенье). Неужели нас действительно ждет обновленный «Доктор Кто»? Да, но нет. Конечно же нет. Ведь это «Доктор Кто». Исконно британский sci-fi не подвластен времени и, как результат, любым радикальным изменениям. В этом есть как недостаток, так и некоторое очарование. Разбираемся почему.
Women’s business
Эпизод открывается влогом, в котором молодой парень Райан (Тосин Коул) рассказывает о женщине — самой невероятной из когда-либо живущих, после чего его история плавно обретает картинку на экране. Обычный вечер в Йоркшире герой проводит, пытаясь научиться кататься на велике в 19 лет (у протагониста диспраксия — расстройство координации движения). В этом ему помогают бабушка Грейс (Шэрон Д. Кларк) и приемный дед Грэм (Брэдли Уолш). Тем времен молодая инспектор Ясмин выписывает парковочные талоны и откровенно скучает, мечтая о настоящем расследовании. Повод для такого появится в считанные минуты, поскольку на Землю прибудут сразу два инопланетянина: один для охоты за людьми, а вторая… пока что сама не определилась, ведь она не знает кто она, откуда свалилась, твердит что-то о ТАРДИС, звуковой отвертке и произносит фразы на подобии «полчаса назад я была седым шотландцем».
В случае, если вы попали во временную петлю и пропустили громкую новость: Джоди Уиттакер — первая женщина в истории сериала, которая исполняет роль Доктора. Соответственно, перед нами первая женская инкарнация Доктора. На этом, пожалуй, тему Доктора-женщины можно закрыть. Вводная серия достаточно традиционно знакомит нас с обновленным протагонистом, где к аспектам гендера авторы обращаются крайне редко. Такой подход кажется как никогда кстати. Крис Чибнелл не собирается использовать вау-эффект от смены пола Доктора, тем самым подкармливая спекуляции на тему, каким же должен быть один из ключевых пришельцев на ТВ. Если нарушать законы физики, путешествовать в параллельные миры, жить бесконечно и сразу с двумя сердцами Доктору можно, значит и превратиться в женщину не составит труда. Ну а для особо волнующихся в этом эпизоде есть слова, с которыми Тринадцатая обращается к одному из пострадавших (а кажется, как будто к нам): «All of this is new to you and new can be scary. Don’t be scared. I understand».
Проблема с регенерацией
Убаюкивающий голос Уитакер — это обман чистой воды. Чувствую, что перед нами один из самых эксцентричных Докторов. Том Бейкер и Дэвид Теннант, берегитесь. Джоди в роли Доктора — 100-процентное попадание в цель. Она способна справиться как с экшн-нагрузкой, которой здесь хватает, так и с лирическими сценами. Самый большой потенциал у Уитакер, конечно, комедийный. Здесь ей есть с кем соревноваться, вспомнить хотя бы вечное дитя Мэтта Смита в роли Одиннадцатого. Но даже в этом случае Тринадцатая способна составить достойную конкуренцию своим мурлыканьем «brilliant» и огнем в глазах при виде ложек. Конечно, какой именно будет ее Тринадцатая нам еще предстоит узнать. Пока процесс регенерации не до конца завершен, перед нами микс из Питера Капальди и чего-то совершенно нового.
Говоря о регенерации, отведу немного места для критики, которая затронет прежде всего сценарий. Вводную серию следует оценивать по тому, как именно был представлен новый Доктор и каким образом он сам принял свою новую инкарнацию. К сожалению, Крис Чибнелл выделил минимум времени, показав нам «новоиспеченного» Доктора, по всей видимости, успевшего разобраться со всеми внутренними демонами регенерации еще во время того самого падения на Землю. Потому что на протяжении всего эпизода Уитакер практически не обращает внимание на собственную неокрепшую новую персону, лишь раз впадает в пост-регенерационный сон, ну а та самая кульминация, когда новый Доктор вступает в игру, совершенно обесценена, потому как Тринадцатая «в игре» с первой минуты появления на экране.
Больше и проще
Сам сюжет — еще один предмет для споров. С одной стороны у нас есть отличный каст из трех компаньонов. По словам Криса Чибнелла, увеличить количесвто спутников Доктора — решение с оглядкой на классические серии, к примеру, референс на приключения Первого Доктора и его «команды». Каждый из компаньонов так или иначе получил неплохое развитие: такие вовсе не утешительные детали биографии, как диспраксия Райана, рак Грэма или даже self-help записи Карла не то чтобы двигали сюжет, зато дали персонажам необходимую глубину, моментально расположив к себе зрителя. С другой стороны сюжетная арка Грейс — одно из самых очевидных слабых мест эпизода. Ее смерть в финале срежиссирована наивно и смотрится как необязательная жертва, призванная разве что промотивировать ее трусливого мужа в будущем стать спутником Доктора, но не больше.
Что касается всего сюжета, то «Женщина, которая упала на Землю» отвечает всем требованиям вводного эпизода: здесь есть инопланетное вторжение, несколько бедных землян (британцев, конечно), втянутых в спасение человечества вместе с таинственным Доктором, героический монолог галлифрейца перед лицом зла, ровно как и традиционный выбор гардероба. Из нового есть разве что процесс создания звуковой отвертки в клиповом монтаже. Между тем, в дебютной серии с Уитакер чувствуется упрощенность, к которой Чибнелл, вероятней всего, обратился намеренно. Возможно, откатать «Доктора Кто» к сюжетам времен Рассела Т. Дэвиса — оправданное решение после эры запутанных нарративов Моффата, отсекающих огромный процент нового зрителя.
Референсы и аллюзии
— Название эпизода «Женщина, которая упала на Землю» является отсылкой к фильму «Человек, который упал на Землю», где главную роль инопланетянина исполнил Дэвид Боуи. В то же время такой тайтл можно привязать к Грейс, как к настоящей главной героине, о которой рассказывает Райан в своем влоге.
— После падения, Тринадцатая произносит две фразы «полчаса назад я была седым шотландцем» и «взрыв ТАРДИС может означать конец вселенной». Первая отсылает к Двенадцатому Доктору — шотландцу Питеру Капальди. Вторая к эпизодам пятого сезона The Pandorica Opens и The Big Bang (2010), где сюжет вращается вокруг трещины во времени и тайного ордена Тишина, пытающегося взорвать ТАРДИС.
— Еще одно интересное наблюдение в кабинете Доктора — томик Уильяма Шекспира, которого десятый Доктор встретил в серии «The Shakespeare Code», и витраж с изображением Робина Гуда, который был одним из героев серии «Robot Of Sherwood» с Двенадцатым Доктором.
— Во время создания новой звуковой отвертки, Доктор с восторгом смотрит на найденные ложки. Двенадцатый иногда носил их с собой и использовал как оружие в трех эпизодах — Robot of Sherwood (2014), Heaven Sent (2015) и Hell Bent (2015).
— Во сцене покупки гардероба в финале серии Тринадцатая говорит: «Я очень давно не выбирала себе женскую одежду». Эту фразу можно считать как намек на то, что Доктор, возможно, уже был женщиной ранее. К тому же в серии World Enough and Time (2017) Двенадцатый утверждает, что таймлорды еще миллионы лет тому назад преодолели мелкую людскую одержимость полом и его стереотипами.
— К слову, о гардеробе — впервые в истории сериала Доктор покупает себе одежду (если точнее, то это делает Ясмин). Раньше главный герой либо выбирал что-то из ТАРДИС, либо заимствовал одежду у других.
— В истории сериала есть всего десять эпизодов, в которых вообще не появляется ТАРДИС. «Женщина, которая упала на Землю» среди них. Остальные это: Mission to the Unknown (1965), The Mind of Evil (1971), The Demons (1971), The Sea Devils (1972), The Sontaran Experiment (1975), Genesis of the Daleks (1975), Midnight (2008), Heaven Sent (2015) и The Lie of the Land (2017).
Вердикт: Наперед судить будущий сезон по одному эпизоду бессмысленно, но как самостоятельная серия, «Женщина, которая упала на Землю» страдает от слабого сценария с неоправданными сюжетными поворотами (например, такими, как ДНК-бомбы, имплантированные в героев), зато выигрывает за счет нового интригующего Доктора. Ближе к финалу в диалоге с антагонистом Тринадцатая произносит: «Мы можем развиваться, оставаясь верны себе». Данный комментарий как никогда подходит сентиментальному шоу с 55-летней историей о космических путешествиях в телефонной будке. «Доктор Кто» остается верным себе.
Превью второй серии: