Ракеты и оккультизм: 3 причины смотреть сериал Strange Angel
14 июня стримминг CBS All Access презентовал зрителям первый эпизод своей новой оригинальной драмы, что в случае с платформой бывает не так часто (пока что на счету All Access только два сериала, созданные специально для платформы — The Good Fight и Star Trek: Discovery). Однако Strange Angel рискует изменить расстановку сил и пробиться к массовому зрителю в статусе самостоятельного произведения, не будучи частью огромной франшизы. По крайней мере, первые отзывы на сериал обнадеживают.
Strange Angel («Странный ангел») — это история о знаменитом энтузиасте американского ракетостроения Джеке Парсонсе (Джек Рейнор), основателе Лаборатории реактивного движения в США. Действие разворачивается в конце 30-х, когда Парсонс еще работает уборщиком на химическом заводе, но уже проводит по ночам эксперименты по запуску небольших моделей ракет со своим другом-инженером Ричардом (Питер Марк Кендалл). Тяжело не заметить, как от увлеченности Джека своим делом страдает его преданная жена Сьюзан (Белла Хиткок), которая уже слегка устала от вечных долгов и отсутствия супруга дома. Параллельно с научными опытами Парсонс знакомится с загадочным соседом Эрнестом (Руперт Френд) и начинает интересоваться учениями английского оккультиста Алистера Кроули.
Редакция Vertigo посмотрела пилотный эпизод и абсолютно субъективно выделили три причины, по которым этот сериал может вам понравиться. И поскольку закрывать глаза на недостатки мы тоже не можем, ждите небольшой пункт критики в конце.
Удивительная жизнь Парсонса
Начнем с того, что сам персонаж сериала — реально существующий человек, чья история тем не менее кажется придуманной байкой, не иначе. Джек Парсонс — ракетостроитель-самоучка, мечтатель, который убедил высоколобых ученых в том, что человек может отправить ракету не только в ионосферу, но далеко в неизведанный космос. Он изобрел первый ракетный двигатель, работающий на жидком ракетном топливе, а позже основал ракетостроительную корпорацию Aerojet.
При этом Парсонс — важная фигура в контексте религиозного течения Алистера Кроули. Занимаясь наукой, он с живым интересом посещал Лос-Анджелесскую резиденцию Телемы Кроули, став в свое время крупным оккультистом. Не менее важную роль в его жизни сыграло знакомство с основателем Сайентологии Л.Роном Хаббардом. И, забегая наперед (но это не спойлер!), даже смерть Парсонса похожа на сюжет героического романа. Ученый погиб в 1952 году в возрасте 37 лет из-за взрыва, произошедшего в его домашней лаборатории. Прибывшая полиция обнаружила Парсонса все еще живым, хотя уже без правой руки и половины лица. Его тело было окружено бумагами по ракетостроению, пентаграммами, оккультными рисунками и химическими формулами.
Хотя полиция посчитала это несчастным случаем, многие полагали, что Парсонса убили, или же ученый покончил с собой.
Удивительная команда сериала
С таким первоисточником, странно, почему история Джека Парсонса до сих пор не добралась до большого экрана или ТВ. Как бы там ни было, возможно, это к лучшему. Потому что сейчас команда у сериала собралась впечатляющая. Шоураннером и сценаристом выступил Марк Хейман. Это любопытная фигура среди киношников — он работал на скриптами и продюсировал сразу несколько фильмов Даррена Аронофски («Черный лебедь», «мама!» и «Рестлер»). Теперь Хейман основательно адаптировал биографическую книгу о Джеке Парсонсе, написанную Джорджем Пендлом.
Режиссерский состав первого сезона — еще одна причина оценить Strange Angel. Первый эпизод снял Дэвид Лоури — автор причудливого и трогательного фильма «История призрака» с Кейси Аффлеком и Руни Марой. К слову, из «Истории призрака» в сериал о Парсонсе Лоури перетащил своего друга — композитора Дэниэла Харта, который обеспечил ТВ-драме нервный и мистический саундтрек из струнных. Среди постановщиков также талантливый британец Бен Уитли, снявший «Высотку» с Томом Хидлстоном и «Перестрелку» с Арми Хаммером и Бри Ларсон. Ну а продюсерский пост занял ментор всех менторов Ридли Скотт. Режиссер в последнее время не блещет хорошими постановками, зато на примере того же сверхуспешного сериала «Террор», ясно, что в производстве ТВ-драм Скотт все же что-то смыслит.
Ближе к финалу первого эпизода Джек все больше отождествляет себя с героем бульварного романа, который также искал просветление в плотских утехах и попытке взлететь к звездам.
Удивительный формат
Strange Angel мог бы быть занудным биографическим сериалом в исторических декорациях, если бы не две детали: 1) незаурядный сюжет. Даже при беглом пересказе биография Парсонса могла бы стать настоящим безумным комиксом, где органично сосуществуют наука, черная магия, секс, шпионаж и, внезапно, инопланетяне. 2) Сюжетная линия научных экспериментов и знакомства с оккультизмом периодически перебивается совершенно другой историей — восточной байкой о самурае-воине из палп-журнала, который читает Парсонс. Прием произведения в произведении не нов, а в памяти тут же всплывает, пожалуй, самый знаменитый пример в поп-культуре — графический роман «Хранители». Однако здесь связь Парсонса с персонажем-самураем шлифуется постепенно и вырисовывается в настоящую метафору необузданной личности Джека.
Протагонист далек от рационального, исключительно-научного подхода к жизни. Он увлекается всем, что выходит за грани разума — будь то невозможный тогда полет в космос или секс-ритуалы с жертвоприношениями. Ближе к финалу первого эпизода Джек все больше отождествляет себя с героем бульварного романа, который также искал просветление в плотских утехах и попытке взлететь к звездам. Сцены с самураем сняты в подчеркнуто-гротескном ключе — здесь много красного оттенка и совершенно неправдоподобного, даже глянцевого CGI. Не сочтите такие эпизоды за плохую работу со спецэффектами, а скорее за попытку передать дух pulp literature.
Не совсем удивительный темп и каст
Потенциал у сериала Strange Angel большой, но перейдем к критике. По результатам первых двух серий можно сказать, что драма не торопится раскручивать собственный сюжет. Местами повествование откровенно проседает, а идея непризнанного гения-мечтателя, который еще всем покажет, уже далека от оригинальности. Strange Angel не спешит играть на контрасте двух противоположных и увлекательных тем — ракетостроения и оккультизма, эти две сюжетные линии все еще не пересеклись. Надеемся, дальше этот недочет исправят.
Еще одна проблема сериала — не совсем уверенный каст. Исполнитель главной роли Джек Рейнор, кажется, иногда дает свою лучшую версию ДиКаприо, при чем из «Авиатора» и «Великого Гэтсби» одновременно. Только харизмы исполнителю все еще недостает. Белла Хиткок, сыгравшая жену протагониста Сьюзан, пока что просто томится и скучает в своем амплуа. Она — единственный женский персонаж в основном составе, но, кажется, даже самим авторам неинтересно развивать ее сюжетную линию. Даже в сценах, где героиня без мужа, Сьюзан умудряется, опять-таки, говорить исключительно о Джеке. Тест Бехдель пока что провален.
И только Руперт Френд с козленочком на руках спасает ситуацию. Актеру досталась роль таинственного бунтаря Эрнеста, который селится по соседству с Парсонсами в городке Пасадина. Он становится для героев неким проводником в мир вседозволенности, который является основным тезисом Телемы Кроули. Его герой — воплощение необузданной опасности, загадка, которую зрителю, как минимум, хочется разгадать. Ну и в контексте оккультных жертвоприношений, мы действительно переживаем за судьбу козленочка.