Show must go on: три истории о музыке Queen в кино

У «Богемной рапсодии» Брайана Сингера в прокате небольшая турбулентность — критики не щадят фильм, но зрители все равно прибывают на сеансы. Все из-за большой любви к культовой группе и возможности чуть ли не впервые посмотреть на художественную адаптацию творческого пути музыкантов и жизни самого Меркьюри.
Наша рецензия лишь подтвердила всеобщее мнение западной кинопрессы — «Богемную рапсодию» спасает разве что невероятное перевоплощение Рами Малека во Фредди и мощный саундтрек. Благо, музыка «квинов» помогла в свое время не одному фильму — группа известна сотрудничеством с некоторыми кинематографистами. Речь сейчас, конечно, не о затасканных по ромкомах «Somebody to Love» или «We are the Champions» в жизнеутверждающих спортивных драмах. Поговорим о трех случаях, когда Queen обеспечили фильму весьма оригинальный саундтрек.
«Флэш Гордон» (1980) Реж. Майк Ходжес
Многие запомнили Флэша Гордона не персонажем комиксов 1937 года, а ярким представителем кэмповой эстетики, присущей 80-м. Известный в Голливуде продюсер Дино де Лаурентис задумал экранизацию комикса еще в 70-х, в разное время агитировав взяться за фильм и Федерико Феллини, и Серджо Леоне. В середине 70-х «Флэша Гордона» для большого экрана хотел адаптировать Джордж Лукас, но выкупить права на картину у Лаурентиса не получилось, пришлось снимать «Звездные войны».
Когда нашелся режиссер, начались проблемы со сценарием — авторы никак не могли определиться, смешить зрителя китчем и гротеском или же подавать Гордона со всей серьезностью. Тем, кто видел культовую ленту, сейчас сложно представить Флеша в сеттинге сурового кино. Гордон — футболист местной команды в США, который отправляется на планету Монго чтобы остановить диктатора Минга Беспощадного, собравшегося уничтожить Землю. Впечатляющие визуальные эффекты, монументальные декорации Данило Донати («Калигула» — тоже его рук дело), гротескные костюмы и грозные брови Макса фон Сюдова в 30-килограммовом наряде не спасли фильм от статуса психоделического трэша в мире кино. Конечно, были и настоящие почитатели, которые распознали ироничный тон ленты. Роджер Эберт похвалил авторов за то, что те изначально не воспринимают «Флэша Гордона» серьезно, а Эдгар Райт с Алексом Россом называют картину своим любимым экшн-фильмом.
Не последнюю роль в культовости ленты сыграл саундтрек, авторам которого выступили Queen. «Флэш Гордон» считается одной из первых экшн картин, для которых оригинальный музыкальный ряд специально был написан рок-группой. В целом у «квинов» было не так много времени для работы над полноценным OST. Так что на альбоме, состоящем из 18 треков, есть только две песни непосредственно с вокалом Меркьюри («Flash’s Theme» и «The Hero»), все остальное — инструментальные рок-вариации. В то время за Queen уже закрепился статус сверхпопулярных британских рокеров, так что работа над музыкой в кино, да еще и к такому псевдо sci-fi, — скорее экспериментальная фаза творчества.
Горец (1984) Реж. Рассел Малкэхи
В случае с «Горцем» ситуация сложилась совсем иначе. К съемкам ленты о бессмертном шотландце из древнего клана готовились больше года. В центре сюжета Коннор Маклауд, который в 1536 году был сражен в битве, но мистическим образом воскрес. Родной клан изгнал его за связь с дьяволом. Много лет спустя учителем Маклауда стал египтянин Рамирес, объяснивший, что он принадлежит к бессмертной расе воинов, которых можно лишить жизни, лишь обезглавив мечом. «Горца» в виде концепции придумал Грегори Уайден — американский сценарист и режиссер, вдохновившись легендами востока и байками о самураях.
Сцены битв снимали на фоне реальных горных ландшафтов и графствах на юго-востоке Англии и Шотландии. Есть здесь и узнаваемых сеттинг Сентрал Парка в Нью-Йорке и Сохо в Лондоне. Сцены тренировок ставились без дублеров, а мечи катана и клеймор были настоящими. Между тем в наши дни кастинг кажется более чем странным — роль шотландца Маклауда отдали американо-французскому актеру Кристоферу Ламберту, а наставника из Египта — шотландцу Шону Коннери. Окей, популярный 29-летний Ламберт в то время как раз стал самым юным обладателем «Сезара», а Коннери уже не первый год ходил в статусе суперзвезды бондианы.
Подписавшись на картину в качестве авторов музыки, Queen предоставили восемь «боевиков», а точнее — фирменных рок-хитов, которые, в отличии от синтезаторного нойза к «Флэшу Гордону», звучали цепко и узнаваемо. Вряд ли схватки на мечах выглядели бы так пафосно и мелодраматично, если бы не звучащие на их фоне «Princes Of The Universe» или «Who Wants To Live Forever». В конце концов, картина была настолько популярна, что получила четыри полнометражных продолжения и была адаптирована под сериал в 1992 году. Даже в открывающих титрах ТВ-шоу с другим актером, сцена, в которой Горец поглощает молнии после победы над противником, отрубив ему голову, неизменно сопровождается каноничным вокалом Фредди: «Here we are, born to be kings…»
В то время как оригинальная музыка к «Флэшу Гордону» вышла отдельным альбомом Queen, саундтрек к «Горцу» так и не стал полноценным лонгплеем группы. Зато шесть треков, написанных для фильма, вошли в альбом «A Kind of Magic» (1986).
«Метрополис» (1927) Реж. Фриц Ланг
В противовес полноценным саундтрекам (которых всего два), эпизодические песни Queen звучали в десятках картин, от студенческих комедий вроде «Мира Уэйна» или недавней анимации «Тайная жизнь домашних животных», до фэнтези вроде «Истории рыцаря» или «Отряда самоубийц». Однако ярче всех запомнилось появление «квинов» в переработанной версии легендарного «Метрополиса», выпущенной в 1984 году.
Каннский кинофестиваль в тот год вообще прошел с особым размахом — классик синтезаторной музыки Джорджо Мородер привез на киносмотр свою версию первой в мире киношной антиутопии от Фрица Ланга. Обновленный монтаж, саунд-дизайн и колоризация были не единственной «модернизацией» от Мородера. Итальянец сделал уникальное музыкальное сопровождение для немого фильма в виде синти-попа от Пэт Бенатар, Фредди Меркьюри, Джона Андерсона, Билли Сквайера, Бонни Тайлер, Loverboy и т.д.
Столкновение музыкальной и визуальной эстетики сперва вызвало немало противоречивых отзывов у критиков. В конце концов «Метрополис» казался вневременным не только в год выхода, но и спустя полвека. Синтезаторная музыка в свою очередь была ярким представителем эпохи 80-х. В любом случае, версия Мородера стоит вашего внимания. Она может вовсе не отображать всю суть классового противостояния, заложенного в произведение Ланга. Но как же устоять перед экзотическим танцем робота-Марии под «Love Kills» от Фредди Меркьюри. Тем более, что в обмен за такую коллаборацию, Queen смогли использовать несколько оригинальных кадров фильма Ланга в своем клипе Radio Ga Ga. Между тем, чтобы воспроизвести сцены «Метрополиса» в музыкальном видео, пришлось дополнительно обращаться к коммунистическому правительству Восточной Германии, которые в то время были правообладателями.