«Немного надежды»
Маленький Патрик в собственной кровати, уткнувшись в стену, не может сомкнуть глаз после случившегося. За его спиной звучит властный голос отца: «Не спится? Мне тоже. Слишком много впечатлений из-за гостей». Фигура отца практически не видна, но ужас его персоны все равно ощутим. Вот протагонист уже взрослый мужчина, и все так же же лежит в оцепенении на кровати. Тень родителя все еще за спиной, теперь уже скорее метафорически. Призрак отца, а точнее, его поступки, крепко засели в голове у Мелроуза, как будто его обидчик все еще стоит у кровати, приговаривая «Если ты расскажешь матери или кому-то, что случилось, я разорву тебя на клочья». Но отец давно похоронен, и впервые за 30 лет Патрик решится рассказать.
Королевский прием
Действие третьего эпизода разворачивается в 90-х. Временной скачок сперва слегка дезориентирует. Дебютный эпизод в 80-х и вторая серия в 60-х так или иначе были сюжетно связаны между собой. Нелинейность рассказа, между тем дает ощутимое чувство времени, которое так необходимо сериалу, действие которого разворачивается на протяжении пяти десятилетий. Судя по всему, Патрик совсем недавно вышел из психиатрической лечебницы или рехаба. Уже некоторое время герой чист от наркотиков и алкоголя, но кажется, совсем не знает, что делать с такой ясностью ума.
Как вариант, можно пойти на вечеринку ко дню рождения местного аристократа, на которую давний друг отца Николас (Пип Торренс) буквально тянет Патрика силой. Прием устраивает жена виновника торжества — Бриджет Уотсон Скотт (Холлидей Грейнджер), та самая дерзкая хиппи, которую Николас привез к Мелроузам в поместье во второй серии. Тогда девушка насмехалась над снобизмом высшего класса, а теперь сама стала членом такого общества, выйдя замуж за «правильного» человека. Ее история будет то и дело переплетаться с линией Патрика, и иметь не менее важную роль в общем сюжете.
Напомним, помимо истории преодоления детских травм, шоу «Патрик Мелроуз» качественно и едко выставляет напоказ западный привилегированный класс. Заручившись таким лейтмотивом, третий эпизод умудряется выйти далеко за пределы семьи, о которой шла речь в предыдущей серии. «Немного надежды» похожа на комедию манер и трагедию положений. Деньги, власть и устаревшее представление о классовой системе в Британии делает эту историю похожей на фарс и страшный сон, в котором очутился Патрик или Бриджет. Последняя, к слову, до победного конца играет по правилам этой системы, отправляя недостаточно аристократичную мать подальше от вечеринки, чтобы не позориться.
Помимо истории преодоления детских травм, шоу «Патрик Мелроуз» качественно и едко выставляет напоказ западный привилегированный класс.
С мертвым Дэвидом Мелроузом, живым монстром этого эпизода выступает отвратительная принцесса Маргарет, которую с ледяной жестокостью сыграла Харриет Уолтер. Зритель еще не забыл Ванессу Кирби в роли молодой Маргарет в сериале «Корона», как постановщик Эдвард Бергер вместе с автором первоисточника Эдвардом Сент-Обином дают нам новую и очень неприятную интерпретацию королевской семьи. Маргарет достигает огромных успехов в попытке поставить на место всех на этом празднике — от французского посла, до маленькой Белинды, дочери именинника. Случай с Маргарет определенным образом служит катализатором для Мелроуза, но не становится неким эмоциональным пиком, не вызывает срыв или рецидив, который, казалось бы, вот-вот случатся у охваченного отчаянием Мелроуза.
Катарсис ждет и Бриджет, которая сполна закрывает свою сюжетную арку, открытую во втором эпизоде. Когда-то в 1962-м девушка пыталась ночью убежать из поместья Мелроузов. Не дождавшись машину, Бриджет пришлось тащить чемоданы назад, услышав от миссис Мелроуз сочувствующее «Вот видишь, не так уж это и просто». Теперь, спустя тридцать лет Бриджет, узнав об изменах мужа, вновь собирает чемоданы. С дочерью на руках ей удается вырваться из классовой клетки. Ждать машину для этого не пришлось — стоило всего лишь самой наконец сесть за руль.
Сказать вслух
После первого эпизода мы поспешно посчитали, что «Патрик Мелроуз» — шоу, которое всецело принадлежит Бенедикту Камбербэтчу. Но таким эгоцентричным оказалось лишь начало сериала. В новой серии натура Патрика раскрывается через взаимодействие с другими: он саркастичен с дядюшкой Николасом, добрый к Бриджет и ее дочери, по-настоящему открытый перед лучшим другом Джонни.
В начале эпизода его энергичность почти улетучилась. Пока в голове путаются мысли, герой машинально делает аккуратные дорожки из сахара и печально поглядывает на подносы с коктейлями в руках официантов на вечеринке. Скорее всего, его преображение в период между 80-ми после смерти отца и до 90-х мы еще увидим в следующих сериях. А пока что третий эпизод ставит протагониста на новый путь, намекая на перерождение, которое начинается с тех самых слов, сказанных вслух.
Патрик впервые в жизни решается озвучить тот факт, что отец насиловал его в детстве. Разговор с Джонни — очень трогательная сцена, переполненная надеждой на то, что герой сумеет преодолеть собственных демонов. Речь здесь, конечно, не о наркотиках. Героин лишь помогал Патрику забыться. Теперь, когда нет возможности прятаться в безпамятстве, Мелроуз находит утешение в простом разговоре. Если в первом эпизоде игра Бенедикта Камбербэтча строилась на эксцентричности и гротескности, то теперь актер показал тонкую драматическую работу с персонажем — он плачет и шепчет, шутит и смеется в пределах одной сцены.
Интересно, как персонажа подвели к такому признанию обстоятельства. Патрик наблюдает, как принцесса Маргарет унижает буквально всех, кто обращается к ней за праздничным столом, что, конечно, напоминает ему о деспотичной натуре отца. Герой встречается с давней подругой Джули, которая, кажется, совсем не изменилась и не прочь развлечься без обязательств, как в старые добрые времена. Мелроуз наблюдает, как Санни – муж Бриджет, воркует с любовницей прямо на глазах у жены. Патрик совсем не видит той иронии, о которой шепчутся за спиной у хозяйки, мол сама она выскочка из низов, унижающая средний класс, и теперь получила по заслугам. Для Патрика это прежде всего крах семьи, который он пережил лично много лет назад. В таком случае слово «семья» станет ключевым для следующих эпизодов.
В конце концов, что будет дальше с Патриком, даже слишком очевидно после разговора с Джонни. Друг советует ему не зацикливаться на себе и на мыслях, терзающих его голову, а переключить внимание на кого-то другого. Нетрудно догадаться, что кто-то другой — кузина Бриджет, Мэри, с которой до этого у Мелроуза был невинный разговор за праздничным столом. Судя по всему, дальше этот сериал будет все менее эгоцентричным. В следующем эпизоде ждем немного ясности о сюжетной линии матери Патрика, которая станет очень важной в свете предстоящего родительства самого протагониста.
Пропуская фейерверк
Предыдущие серии «Патрика Мелроуза» были сняты головокружительно и медитативно. В наркотических трипах камера блуждала в сознании персонажа, а картинка пестрила оригинальным монтажом. В сценах немого ужаса особняка чувствовался саспенс, который контрастировал с мягкими пейзажами летней Ривьеры.
Теперь в загородном особняке во время торжественного приема за закрытыми дверями постановщик Эдвард Бергер и оператор Джеймс Френд рисуют портрет чуть ли не всего британского общества, над которым авторы громко издеваются. Показательной здесь выступает четырехминутная сцена, снятая одним кадром. Камера блуждает в зале, где происходит торжество, выхватывая диалоги подлиз-аристократов, гордых дипломатов, надменных представителей королевской семьи, неверных мужей, бывших и нынешних наркоманов, среди которых и сам Патрик, который искренне пытается стать лучше. Вот только окружение норовит подгрести его под себя — бывшая невеста не верит в искренность извинений, а официант постоянно предлагает выпить. Кажется, забыться в алкоголе и наркотиках — неизбежный путь для каждого в этом зале, а не только для Мелроуза.
«Немного надежды» сохраняет качества сатиры из предыдущих эпизодов, но выступает самой добродушной серией. Она не сбивает с ног фарсом и не угнетает навязчивом страхом, а скорее обладает своими мягким тоном. Гротескные персонажи, конечно, избавляют ее от некоторой реалистичности, и это один из немногих недостатков эпизода. Однако то, каким образом здесь проложен путь развития Патрика Мелроуза, оставляет хорошую интригу для следующих серий.
«Немного надежды» сохраняет качества сатиры из предыдущих эпизодов, но выступает самой добродушной серией