Не_уд4ляй_меня
Кажется, «Мистер Робот» взял передышку. После напряженной трилогии серий, которую мы условно назвали «Триумфом Темной Армии», восьмой эпизод как будто поставил апокалипсис вселенной сериала на паузу чтобы сконцентрироваться на личной катастрофе одного персонажа.
«Не удаляй меня» смотрится совсем иначе в контекст остальных серий. Сэм Эсмейл отказался от масштабной картины действия, замедлил рассказ, даже позволил нехарактерную для шоу сентиментальность. Однако, такой эпизод был необходим, как процесс принятия. Для дальнейшего развития персонажу предстоит адаптироваться, осознать действительность. Именно поэтому события серии происходят через три недели после взрыва зданий E Corp.
Стилистически и нарративно это отлично выстроенный рассказ. Впрочем, без некоторых промахов не обошлось.
Болезнь Эллиота
Эпизод открывается флешбэком из детства главного героя. Алдерсон старший вместе с сыном собираются смотреть в кинотеатре «Неглубокую могилу» — дебютный фильм Дэнни Бойла. К слову, у триллера возрастной рейтинг R, так что не совсем понятно, каким образом отец Эллиота собирался провести сына-школьника на это фильм. Выбор картины, конечно, не случаен, так как один из персонажей «Неглубокой могилы» (герой Кристофера Экклестона) — параноик с серьезным психическим расстройством.
Зритель застает Эллиота с гипсом на руке, а значит то самое падение из окна, когда отец вытолкал сына, случилось совсем недавно. Мы то знаем, что герой с тех пор останется травмирован навсегда, но кажется именно в этой сцене зритель впервые видит появление того самого Мистера Робота. Эдвард теряет сознание прямо в холле кинотеатра, после чего мальчик забирает папину куртку и оправляется смотреть фильм один. Там же мы слышим как Эллиот впервые обращается к невидимому другу: «Тише, кино скоро начнется».
Куртка, конечно, во многом служит визуальной подсказкой того, как герой «носил» на себе болезнь все эти годы. Можем только догадываться, что случилось в период взросления Эллиота: был ли Робот все это время возле него, или же вылетел из памяти протагониста как детская фантазия, после чего вернулся в пилотной серии шоу?
Теракт со взрывом 71 здания оставил тысячи жертв, двое друзей Эллиота подставлены и убиты, E Corp только укрепили свои позиции благодаря криптовалюте E Coin, к тому же сам Эллиот в глубине души чувствует удовлетворение от состоявшейся «Фазы 2». Неудивительно, что герой, мягко говоря, плохо справляется со всем случившимся.
В начале эпизода Эллиот читает статью Vox о Трентон и Мобли. Внимательные к деталям авторы шоу обеспечили фанатов линком на тот самый материал. Ну а для тех, кого интересуют махинации Эллиота с музыкальными дисками, которыми он занимается еще с первого сезона — герой использует настоящую программу стеганографии DeepSound, которая шифрует данные в музыке.
Маленький компаньон
Главным нарративным приемом эпизода оказался брат Трентон — Мохаммед. Однако именно он отчасти был самым слабым местом сценария, что удивительно, ведь практически весь третий сезон прекрасен с точки зрения скрипта.
Перед тем как отправится на Кони-Айленд и покончить с собой, наглотавшись морфина, Эллиоту повезло встретить младшего брата Трентон, который долгое время будет для него обузой. В некотором смысле появление этого персонажа понятно, ведь мы знаем, что главный герой не покончит с собой. И все-таки выбор в пользу приема «истина устами детей» оказывается чересчур сентиментальным, особенно для такого сериала, как «Мистер Робот». Спасти эпизод от настолько явного клише о мудрости ребенка, вернувшего взрослого к жизни, удается разве что актерской игрой Рами Малека и маленького Элишы Хенига.
Через множество диалогов этих двоих шоураннер постепенно очерчивает направление, в котором будет двигаться сюжет, потому как после событий седьмой серии что-либо предполагать было сложно. Повторяя сцену со смешиванием попкорна и M&Ms в кинотеатре, Эсмейл проводит параллель между травмой Эллиота в детстве и тем, что Мохаммед переживает сейчас после убийства сестры. Диалог в мечети, где герой признается, что во всем виноват исключительно он и мальчику не стоит винить себя в смерти Трентон, призван дать этим двоим шанс простить самих себя.
К слову, персонаж Мохаммеда очень близок автору шоу, поскольку Сэм Эсмейл родился и вырос в Нью-Джерси в египетской семье мусульман. Устами отца Трентон шоураннер озвучивает актуальную тревогу насчет исламофобии: «Эта страна теперь обвиняет мусульман во всем. Здесь больше нет места для нас».
Шоу, безусловно, дразнит зрителя мыслью о том, что Мохаммеда на самом деле не существует, что он — механизм психической защиты, придуманный Эллиотом как альтернатива гневу Робота и собственной суицидальной агонии. Однако цель появления младшего брата Трентон и, в определенной степени, старшего брата Мобли — показать Эллиоту, что тот в состоянии вернуть контроль в свои руки.
С любовью к кинематографу
Внимательный зритель заметил, что практически весь эпизод был стилизован под широкоформатный кинематограф. Экран меняет разрешение сразу после заставки «Мистера Робота», которая проигрывается в кинотеатре. Сэм Эсмейл снял серию которую можно считать сплошным оммажем большому кино, причем как в постановке, так и по сюжетным приемам.
Сцена с драгдилером, у которого Эллиот покупает морфин — яркий референс на стиль Гая Ричи и Квентина Тарантино, в особенности кадры оператора Тода Кэмпбелл, снятие с позиции чемодана, в который заглядывают герои. Продавец наркотиков ведет себя так, будто он перекочевал в «Мистера Робота» из кибер-триллеров 90-х. Невозможно, чтобы Эсмейл допустил такой фарс в кадре случайно.
Выбирая фильм в кинотеатре, Мохаммед говорит Эллиоту, что хочет посмотреть «Марсианина», потому что у него 92% на Rotten Tomatoes. Алдерсон отвечает фразой о том, что у большинства кинокритиков плохой вкус. Кажется, Эсмейлу когда-то здорово насолили киношные обозреватели. Сэм, сейчас было немного обидно.
Среди главных референсов эпизода — фильм «Назад в будущее 2». События «Не удаляй меня» происходят 21 октября 2015 года — тот самый день, в который попадает Марти Макфлай в будущем. Параллели с лентой вновь фиксируют догадку о путешествиях во времени, которыми создатели сериала подкармливали нас практически весь сезон. Картина Роберта Земекиса приходит как призрак из прошлого главного героя, чтобы помочь исправить будущее. В этом смысле аллюзия на приключения Макфлая слегка перекрывает еще один выразительный киношный референс, о котором автор шоу говорил еще перед премьерой сезона. Речь о «Возвращении джедая», где Эллиот готов прийти на помощь сестре и бороться со злом после долгого периода отшельничества.
Между тем фильм «Назад в будущее» — не единственная классика о путешествиях во времени, на которую ссылается эпизод. В финале серии звучит песня «In Time» Робби Роба — саундтрек к фильму Bill and Ted’s Excellent Adventure с Киану Ривзом и
Алексом Уинтером.
В этом смысле прием с ребенком-компаньоном тоже можно считать чистым оммажем, к примеру, авантюрным лентами вроде «Бумажной луны» Питера Богдановича.
Все исправить
Следуя классическому кино-приему, в пределах одной серии герой проходит через катарсис, призванный изменить его решение. Эллиот намерен исправить то, что в его силах — отношения с Анджелой. Девушка до сих пор не пришла в себя после теракта, так что у героев произойдет трогательный разговор через закрытую дверь о мечтах из детства. «Любимым для нас было не то, чем это закончится, а само загадывание желаний». Воспоминание из детства подводит этот эпизод к слегка банальному, но утешительного финалу — «Что бы ни случилось, мы будем в порядке».
Сцена с Анджелой интересна своим цветовым решением. Сразу после выхода эпизода сайт Red Wheelbarrow BBQ хакнули, теперь там выставлена красно-черная карта дамы червей — цветовое решение стороны Эллиота в сцене разговора с Анджелой. Позже герой обнаружил письмо от Трентон, в котором она раскроет подробности, как можно восстановить стертые данные E Corp после банковской атаки Fsociety 5/9. Правда из послания становится ясно, что получить зашифрованные данные возможно если взломать ФБР. Так что появление красной карты на сайте Red Wheelbarrow BBQ говорит о том, что Fsociety снова в деле и готовы выступить против Темной Армии.
Фраза на карте дамы гласит: «Together we will bath the white rose in red», что является отсылкой к «Алисе в стране чудес», а именно к сцене где карточные стражи красили розы в саду Червонной королевы в красный.