0шибк4_вып0лнения
На протяжении двух с половиной сезонов «Мистер Робот» регулярно пробивал четвертую стену, общаясь со зрителем при помощи ненадежного нарратора Эллиота. В своей подаче шоу постоянно разрывало идентификацию с главными героями. Оператор Том Кэмпбел, искажая правило третей, кадрировал объекты максимально смещенными от центра и оставлял много пространства и пустоты. Пятый эпизод как будто отрицает выстроенную ранее схему и работает на полное погружение. Вместо статичной камеры — параноидальная съемка в формате «здесь и сейчас». Перед нами лучший эпизод третьего сезона, стилизованный под съемку одним кадром.
Следуя за камерой
Практика одного кадра давно используется в кино и считается приемом постановщиков-визионеров. Тем не менее ярких примеров хватает и на телевидении. Среди самых показательных — шестиминутная сцена в первом сезоне «Настоящего детектива», семиминутная сцена во втором сезоне «Лучше звоните Солу», пять минут боевой сцены во втором сезоне «Сорвиголовы». Как ни странно, кроме «Мистера Робота», чуть ли не единственным примером эпизода, полностью поставленного одним кадром, оказалась третья серия шестого сезона «Секретных материалов» под названием Triangle. Долго же мы ждали с 1998 года такой образец искусства.
Среди важнейших задач техники «одного кадра» — не нарушить сюжетную последовательность, в которой принято развивать историю. «Мистер Робот» отлично справляется с задачей. Притом что камера, следящая за героем в длинных планах, — совсем не новый прием для авторов сериала.
В первом сезоне морфиновый трип Эллиота был снят трясущейся камерой из-за плеча героя, а в начале третьего сезона зрителям показали отличную сцену одним кадром в компьютерном клубе, куда приходят Эллиот и Дарлин. В «Ошибке выполнения» Эсмейл выступает настоящим хореографом, потому как срежиссированный «one shot» в данном случае становится единственным инструментом наслаивания новых сюжетных линий. Эффект погружения в пятом эпизоде начинает работать в момент, когда Эллиот обращается напрямую к зрителю в начале серии: «Не оставляй меня. Оставайся начеку».
Сэм Эсмейл умудряется работать на всех ключевых персонажей, периодически меняя при этом технику съемки. Из плавного стедикама во время разговора Эллиота и Дарлин оператор искусно переходит на стилизацию телевизионного репортажа, а потом и вовсе на ручную камеру (сцена в толпе протестующих). Спрятать монтажные склейки удается в задымленном лобби и лифте. Кадры с Анджелой, мечущейся в штаб-квартире E-Corp — визуальные отсылки к сценам в «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона и «Магнолии» Пола Томаса Андерсона. В моменты, когда камера поднимается над головой героини и снимает офис «в разрезе» сквозь стены и потолок, невольно возникают ассоциации с «Олдбоем» Пака Чхан Ука, где бой в коридоре срежиссирован подобным образом.
Переломный момент
Ранее мы уже говорили, что третий сезон давал много привилегий зрителю, потому как показывал то время, которое у Эллиота крадет Мистер Робот. Новый эпизод открывается сценой, в которой герой не помнит, что случилось в последние три дня, ровно как и зритель. Эсмейл на некоторое время возвращает нас в позицию восприятие реальности одним-единственным способом — через нарратора-Эллиота (как в старые добрые времена).
Патч Эллиота сработал и «Фазу 2» удалось отсрочить. Однако если его патч замечен Темной Армией, значит, операция была запущена в действие. Новый план атаки кибертеррористов не заставит себя долго ждать. В то время как Эллиот пытается добраться до главного HSM-компьютера E-Corp и предотвратить взрыв, миссия Анджелы — убедиться в том, что операция прошла успешно. В конечном итоге именно Анджела станет главным действующим лицом серии. К ней мы еще вернемся.
Переломный момент эпизода — Эллиот узнает от сестры о ее работе на ФБР и о предательстве Анджелы. Удивительно, что поступок Дарлин его шокирует значительно больше. К слову, если зритель (и выдуманный друг главного героя) обо всем знал с самого начала, значит ли это, что Эллиот может теперь перестать доверять нам? Если Эсмейлу удастся провернуть такой фокус с аудиторией, в очередной раз сломав четвертую стену, — можно считать его величайшим среди современных авторов на ТВ.
Между тем из наивной подруги главного героя и представителя корпоративного зла, Анджела выросла до фанатичного последователя высшей идеи. В пятом эпизоде героиня принимает тот факт, что сотрудничает с убийцами — Анджела называет Ирвингу имя работницы E-Corp, которая застала ее в комнате HSM (RIP Лидия Райли).
Очевидно, что шоураннер не раскрывает подробностей мотивации действий Анджелы, оставляя грандиозную развязку для финальных серий. После успешно выполненной миссии, героиня получает пакет Red Wheelbarrow BBQ. Его содержимое может быть причиной, по которой Анджела не поручила выполнение миссии Роботу/ Эллиоту, а взялась за нее сама. Ранее в начале сезона Белая Роза дала понять, что рассчитывает на смерть Эллиота после реализации «Фазы 2». Во время телефонного разговора с Анджелой Ирвинг явно огорчен, тем, что операцию выполнял не Эллиот. Получив пакет, Анджела была в шоковом состоянии, притом что ранее выполняла поручения более-менее сдержанно. Похоже, что встреча с Эллиотом в коридоре расставит все на свои места. А еще надеемся, что в пакете не пистолет для убийства главного героя.
Намеки за углом
В таком насыщенном эпизоде было бы странно не оставить многозначительные отсылки и референсы. Попытаемся коротко исследовать самые любопытные.
Серия открывается сценой в лифте, где к главному герою обращается некий сотрудник E-Corp, говоря что-то на немецком языке. Если его слова перевести, то получится: «Любое начало выдается трудным, но начинать легко, зато упорствовать — это искусство». Эту традиционную немецкую пословицу можно считать эпиграфом как к предстоящей операции Темной Армии, так и ко всему эпизоду, снятому одним кадром, если говорить о технической стороне процесса.
Любопытно, что ранее во втором сезоне Джоанна обращалась к Элиоту на датском языке. Возможно ли, что персонаж, сам того не подозревая из-за своей болезни, знает еще несколько языков?
Пользователи Reddit нашли в новом эпизоде очередной намек на параллельные вселенные — теория, которая циркулирует вокруг третьего сезона «Мистера Робота». В телефонном разговоре с техподдержкой Эллиот называет свой рабочий ID — 072391. Дата 23 июля 1991 года связана с «Эффектом Манделы». В то время как подлинным днем смерти Нельсона Манделы считается 5 декабря 2013 года, многие убеждены, что бывший президент ЮАР на самом деле умер еще в тюрьме в июле 1991 года. Люди якобы читали новости на эту тему, что породило возникновение «Эффекта Манделы» — феномена коллективных ложных воспоминаний. Такие неправдивые совпадения в воспоминаниях иногда объясняют существованием параллельных вселенных и дыр в Матрице.
Пакет Red Wheelbarrow BBQ Анджела получает из рук подопечного Темной Армии в белом защитном костюме. Этот курьер уже считается белым кроликом «Мистера Робота» (аллюзия на «Алису в стране чудес»), так как коротко появлялся в таком же костюме и в первом, и во втором сезоне.
Периодически во время сцен в лифте камера переходит на встроенный монитор, где показывают новости. Из обрывков фраз диктора можно услышать что 1) Китай начал аннексию Конго (в соответствии с договором Темной Армии и E-Corp); 2) журналист и телеведущий Фрэнк Коуди начал активно поддерживать кандидатуру Дональда Трампа на пост президента, как того потребовала Белая роза в третьей серии.
Наконец, на 39-й минуте эпизода, когда Анджела в маске fsociety ждет лифта, за ее спиной по коридору пробегает Эллиот. Этот кадр почти незаметен, однако он намекает на то, что герой мог добраться до HSM-компьютера E-Corp уже после Анджелы и изменить настройки.