0тмен4
Название эпизода «Отмена» (Undo) говорит не только о намерении Эллиота все исправить, вернуть к исходной позиции. Похоже, сам шоураннер сериала Сэм Эсмейл надумал перезапустить действительность, к которой нас настойчиво вели во втором сезоне. Авторы сериала заново открывают для зрителя персонажей и их сюжетные арки. То, что во втором сезоне казалось многолинейной историей, начало сходиться в одну, центром которой вновь становится нестабильный Эллиот.
Перемирие с Е Corp
Эпизод открывается динамичной монтажной склейкой, в которой Эллиот сообщает своему выдуманному другу — зрителю, о намерении принять Е Corp как необходимое зло и сделать его лучше. Главный герой устроился работать на собственного врага. В этом контексте слова Алдерсона об Е Corp — еще один намек Эсмейла на перезапуск всего шоу: «То, что я называл ее “злом”, могло быть результатом моих примитивных рассуждения студента-антисистемщика».
Пока на фоне звучит бодрящий и даже издевательский трек «New Sensation», авторы «Мистера Робота», кажется, впервые используют голос нарратора для комедийного эффекта. Еще один инструмент — головы-эмоджи, которые, вероятнее всего, являются сатирой от Эсмейла на современные способы коммуникации, в которых человеческая эмоциональность сведена до необходимого минимума смайлов.
Становясь на тропу войны с прошлым, Эллиот ест антидепрессанты как леденцы, обзаводится гардеробом типичного офисного работника из Trunk Club, усиленно совершенствует защиту базы данных компании, попутно «вычищая» Е Corp от ипотечных мошенников, пирамидчиков, расхитителей пенсионных фондов и просто извращенцев.
Во многом открывающие 9 минут эпизода отсылают к первому сезону, когда Эллиот пробовал стать «как все». Тогда попытки наладить коммуникацию и быть частью чего-то большего привели к появлению fsociety. Однако теперь герой не пытается вернуться к прежнему состоянию и не желает полностью «превращаться» в Мистера Робота. Он перезапускает собственную личность чтобы стать тем Эллиотом, каким обязан быть.
К сожалению, такая самоотдача и благородство означают полную изоляцию — главный герой подавлен и рыдает перед включенным телевизором. Позже на приеме у психотерапевта Эллиот скажет, что ему не хватает участия в чем-то более значимом. Несмотря на глобальный масштаб финансовой катастрофы, показаной в сериале, Эсмейла заботит чувство приобщенности к социуму, даже если этот социум поглощен примитивной системой эмоджи. В случае с Эллиотом возникает закономерный вопрос: не лучше ли тогда дружно инициировать «конец света», чем в одиночку его спасать?
Мистер Робот берет слово
Два приема у психотерапевта, которые успели случиться в третьем эпизоде, проливают свет на будущее развитие сюжета. Впервые в истории сериала зрителю позволено знать больше, чем главному герою. Эллиот все еще не представляет, каковы планы Темной Армии и действительно ли «Фаза 2» отменена. В то же время Эсмейл не спешит «рассеивать туман» восприятия для аудитории. Похоже, совсем скоро мы вновь ощутим всю прелесть ненадежного рассказа Эллиота.
Психотерапевт Криста заверяет главного героя, что никогда не слышала историю об отце, вытолкнувшем его из окна в детстве. Эллиот уверен, что рассказывал ей об этом. Инцидент с окном зритель определенно помнит, однако в этот момент авторы сериала заставляют его копаться в собственных архивах памяти, подобно Эллиоту. Как именно мы узнали о том, что отец столкнул сына с окна второго этажа? Условия при которых эта история была рассказана, как никогда важны.
В первом сезоне Эллиот делится детскими воспоминаниями с Мистером Роботом, сидя на высоком парапете на Конни Айленде. Позже подобную сцену Эллиот воспроизводит в родительском доме, пытаясь вышвырнуть собственное альтер-эго. Важно помнить, что после рассказа о жестоком обращении отца с сыном, Мистер Робот сам толкает Эллиота в пропасть, тогда как в итоге окажется, что герой спрыгнул сам. Есть повод задуматься о травматическом воспоминании Алдерсона — действительно ли отец толкнул мальчика? Или же мы вновь имеет дело с искаженным восприятием больного сознания Эллиота? Как известно, конфликт произошел из-за того, что Эллиот рассказал матери о смертельной болезни отца, хотя обещал молчать. Возможно ли, что герой спрыгнул сам из-за угрызений совести?
Следующий визит к терапевту показал взаимодействие Кристы с Мистером Роботом. Интересно, что создатели практически всегда ставили врача в оппозицию главным героям сериала — хакерам. Эсмейл приравнял Кристу к «обывателям» еще в первом сезоне, поиздевавшись над ее интересом к книгам «Голодные игры» и наивностью в отношениях с женатым мужчиной. Однако вся ценность Кристы, как достойного соперника, проявляется только сейчас, когда Мистер Робот открыто нервничает во время разговора с терапевтом и даже неосторожно выдает многозначительную фразу «Она нас скомпрометировала». Если Мистер Робот успешно поселился в голове Эллиота, возможно, Криста сумеет залезть в голову самого Мистера Робота.
После визита к психотерапевту внимательный зритель может заметить желтый постер несуществующего фильма «Separation Anxiety» («Сепарационная тревога») за спиной у Эллиота в метро. Это психическое состояние характеризуется сильными переживаниями из-за разлуки с тем, к кому пациент чувствует эмоциональную привязанность. Вероятно, такие чувства испытывает главный герой, который долгое время сосуществовал вместе с Мистером Роботом. Впрочем, уже в следующей сцене Эллиот встречает у собственной двери бывшего любовника Кристы, который со злостью отдает парню своего пса, фактически описывая симптомы «сепарационной тревоги» у собак.
Дарлин и игра с ФБР
Подозрения насчет Дарлин оказались правдивыми — девушка действительно сотрудничает с ФБР, хоть и без большого желания. Ее сюжетная линия пока что кажется наименее раскрытой. Какова настоящая мотивация Дарлин? Хочет ли она защитить брата или действительно задумала выйти из игры? В пользу заботы об Эллиоте говорит ее признание брату в том, что она присоединилась к fsociety только, чтобы вновь с ним сблизиться. В пользу предательства говорит ее взлом компьютера Эллиота с предоставлением доступа для ФБР.
Третий сезон меняет положение власти — временный лидер fsociety Дарлин теперь всего лишь инструмент в руках федералов. Сестра главного героя даже не подозревала о его связи с Тайреллом Уэликом, пока не услышала запись их телефонного разговора. Впрочем одна интригующая сцена в арке Дарлин оставляет надежду на подводные камни в ее пока что очень прямолинейной истории. Новый ролик fsociety с усатым монополистом вызывает переполох в ФБР, зато Дарлин уверена, что это «фейк». Кто может скрываться под маской?
Внимательные пользователи Reddit заметили на одном из стоп-кадров бороду под маской. Поскольку fsociety распущены, человеком, который сделал видео, может быть кто-то из хакерской группировки, решивший действовать в одиночку. Первым на ум приходит Мобли, который со второго сезона находится в бегах вместе с напарницей Трентон. Однако в тизере следующего эпизода зрителям показали несколько сцен с Тайреллом Уэлликом времен второго сезона, когда тот скрывался от властей. В этот период герой носил бороду, а значит человеком под маской может быть он.
Сюжетная линия ФБР существенно продвинулась в финале эпизода, когда Эллиоту удается вычислить местонахождения тех, кто за ним следит при помощи зашифрованного письма со ссылкой. Нераскрытая интрига финала — кто в действительности взломал ФБР и забрался в квартиру Дарлин, где установлена слежка? Эллиот или Мистер Робот? То, что сестра героя закрепила жучок на его компьютер, засек именно Робот. Взлом ФБР происходил ночью — время, которое теперь Мистер Робот забирает у Эллиота себе. Но если докопаться до истины удалось именно Алдерсону, значит ли это, что у него все еще сохранилась связь с альтер-эго?
Прощай, Джоанна
Напоследок вспомним о самом шокирующем сюжетном повороте сериала — смерти Джоанны Уэллик. На протяжении двух сезонов ее персонаж был символом беспрекословной власти. Несмотря на то, что во втором сезоне Джоанна фактически действовала в одиночку, ее позиция была среди самых сильных в «Мистере Роботе». При этом женщина даже не являлась мозговым центром каких-либо хакерских операций и не занимала ключевую позицию в сверхмощном конгломерате.
Теперь, когда после выступления на шоу «Let’s Be Frank With Frank Cody» Джоанна, казалось бы, расчистила дорогу для возможного благополучного возвращения Тайрелла, обезумевший любовник убивает ее прямо в машине. Снятая одним кадром сцена под музыку Roxette, которая заканчивается крупным планом ребенка в крови матери, тем не менее, смотрится даже чересчур гротескно как для «Мистера Робота».
Большей похвалы здесь заслуживает сцена в морге, где аутопсия Джоанны происходит прямо во время разговора агентов ФБР. Во-первых, Эсмейл лишает сюжетную арку с женой Тайрелла любых спекуляций, очень характерных для такого персонажа. Джоанна действительно мертва. В доказательство ей вскрывают череп, чтобы достать пулю прямо перед аудиторией. Во-вторых, авторы сериала не тратят лишние сантименты на одного из постоянных персонажей — об убийстве не узнает никто, чтобы не навредить поимке Тайрелла Уэлика, так что ребенком займутся социальные службы. Смерть Джоанны — еще один знак того, что перестановка сил в третьем сезоне происходит динамично, а статус в конечном итоге не играет никакой роли.
Об этом, к слову, говорит и очень показательная сцена общения Ченга с Филипом Прайсом. Всемогущий глава E Corp прячет за сотрудничеством с Китаем попытку обыграть Белую Розу. Однако игра во власть здесь давно выиграна руководителем Темной Армии: «Не принимайте мое великодушие за великодушие».
Оказывается, Белая Роза — не только расчетлива, но и мстительна. Темная Армия в любом случае подорвет завод, в котором собрана база данных E Corp, даже если Филип Прайс пойдет на их условия. Об этом Ченг сообщает своему ассистенту уже в машине. Что ж, теперь зритель обладает ценной информацией — «Фаза 2» состоится, несмотря на все попытки Эллиота инициировать «отмену».
Зритель: Эллиот — 1:0