Режим_энерг0сбережен1я
Премьера третьего сезона «Мистера Робота» убедила зрителей в том, что каких бы масштабов не был апокалипсис вокруг главного героя, сколько бы игроков не подключалось в это глобальное противостояния больших корпораций и несгибаемых анархистов, история приведет нас к единственной по-настоящему важной конфронтации: Эллиот против самого себя (Мистера Робота).
Во многих обзорах на премьерный эпизод есть упоминание о том, что третий сезон возвращается к атмосферности первого. Второй критиковали за путанность истории. Следить за развитием события стало сложнее, повествование распалось на множество сюжетных линий, в которых голос Эллиота-рассказчика попросту затерялся. Очаровательная герметичность первого сезона исчезла, поскольку теперь сюжет двигался не через призму сознания параноидального Алдресона.
Однако второй сезон определенно не был хуже первого, рассказ вышел на новый уровень. В премьерном эпизоде шоураннер «Мистера Робота» Сэм Эсмэйл оставил достаточно намеков, на то, что третий сезон не нацелен куда-либо возвращаться, а скорее будет двигать сюжет к более глобальной развязке, обеспечив зрителю парочку галлюциногенный откровений.
Ирвинг и Red Wheelbarrow
Второй сезон закончился выстрелом, который, впрочем, тяжело назвать клиффхэнгером. Тайрел Уэллик стреляет в Эллиота, со словами «ты сказал остановить любого, кто станет на пути нашего плана». Уже в первых трейлерах к предстоящему сезону мы убедились, что ранение было не смертельным: авторы идут единственным правильным путем — используют выстрел как сюжетный рычаг, чтобы ввести нового персонажа по имени Ирвинг (Бобби Каннавале). По первым блестящим сценам с Каннавеле становится ясно, что Ирвинг — фиксер, человек, который решает проблемы любой сложности. Герой спокоен и методичен, он выглядит как ретроман с причудливой прической и старомодными очками, однако, этот фиксер — очень ценный «сотрудник» для Темной Армии.
После провального шоу о музыкальной индустрии 70-х «Винил» на HBO, возвращение Каннавале к ТВ-формату можно считать триумфом — роль Ирвинга как будто специально создавалась для Бобби. Эсмейл не единожды признавался, что давно готовил этого персонажа для «Мистера Робота». Ирвинг вступил в кибервойну между хакерами и корпорациями даже раньше чем вы заметили — еще во втором сезоне.
В большинстве ключевых событий предыдущих серий либо появляется, либо упоминается Red Wheelbarrow (Красная Тележка). Это самая продолжительная пасхалка в «Мистере Роботе», разгадку которой еще предстоит узнать. Red Wheelbarrow — отсылка к одноименному «свободному» стиху Уильяма Карлоса Уильямса, опубликованному в 1923 году. Это очень простое произведение из 14 слов, в нем нет стихотворного размера и рифм:
столь многое зависит
от
красной тачки,
покрытой
глазурью дождевой
воды,
рядом с белыми
цыплятами
Миссия новой американской поэзии 20-х состояла в том, чтобы менять читательское восприятие, отказаться от обычного ассоциативного ряда, перестать мыслить в привычно литературной форме. Впервые стихотворение звучит в конце первого сезона, его декламирует Тайрел Уэллик. Во многом метафоричность стиха Уильямса — вердикт человечеству, которое не хочет заново учиться видеть и ощущать, адаптируясь под сегодняшние реалии.
Во втором сезоне личный дневник, в который главный герой записывает мысли, заточив себя в «идеальную петлю времени», подписан рукой самого Эллиота как «Red Wheelbarrow». Позже в красной тележке будет жечь книги Карла (трансгендер, с которым Эллиот познакомился в тюрьме). В девятом эпизоде второго сезона Тайрелл присылает Эллиоту послание на брошюрке-меню Red Wheelbarrow BBQ. На июльском Комик-Коне в Сан-Диего телеканал USA Network открыл фуд-корт Red Wheelbarrow BBQ, в котором бургеры можно было покупать, пользуясь картой E-coin, предварительно полученной в отделении банка E Corp (открытого каналом по соседству).
На первом промоснимке Бобби Каннавале в образе Ирвинга пользователи Reddit разглядели на галстуке персонажа паттерн в виде читаемого послание на азбуке морзе, которое переводилось как бит-линк на сайт закусочной Red Wheelbarrow BBQ. Большинство сцен с Ирвингом в первой серии происходят именно в этом фаст-фуде. Кажется, продолжительная метафора красной тележки наконец получит свою кульминацию с появлением загадочного Ирвинга.
Дарлин и Эллиот
За хакерскую атмосферность, которую фанаты так полюбили в новом сезоне, в этот раз отвечала сюжетная линия Дарлин и ее встречи с братом. Пока в Нью-Йорке уже больше недели отключено электричество, подпольные компьютерные клубы собирают толпы пользователей. В мире, где финансовый кризис достиг предела, хакеры продолжают соревноваться в CTF (Capture the flag) — состязания по кибербезопасности.
На протяжении всего второго сезона Дарлин шла к осознанию последствий действий fsociety, она потеряла напарника и любовника Циско, а также попала на крючок ФБР. То, как детально Дарлин расспрашивает Эллиота о «Фазе 2» (второй этап уничтожения конгломерата E Corp) наталкивает на мысль о прослушке, установленной у героини ради сотрудничества с ФБР. На это намекает не только паническая атака Дарлин, но даже название хакерского клуба — 1984 (Big Brother is watching you).
Эллиот тем временем пытается вернуть контроль в свои руки после событий второго сезона, где персонажа большую часть времени подавлял Мистер Робот. Сцена с галлюцинацией Эллиота, где он приходит к осознанию, что инициированная им революция не освободила умы, а лишь загнала людей в еще большее подчинение корпорациям — ключевой монолог и важный этап трансформации персонажа.
Здесь Эсмейл раздвигает рамки художественной действительности — помещает в сцену хронику 2017-го с Дональдом Трампом и Терезой Мэй, хотя действие сериала происходит в 2015. Шоураннер не удержался, чтобы не поиздеваться даже над собственным детищем: символ борьбы, маска монополиста стала товаром, мерчендайзом, который продают на улице. Несогласие и протест, как сквозная идея «Мистера Робота» — не что иное, как интеллектуальная собственность рейтингового телеканала. Постер драмы на NBC «Shift+Control» с маской fsociety — изящный намек на искусственность самого «Мистера Робота». Сцена, в которой Эллиот переодевается в уже легендарный черную толстовку с капюшоном, как будто надевает костюм супергероя — наиболее «поп-культурный прием», который мог себе позволить Сэм Эсмейл.
Анджела и Мистер Робот
Ранее шоураннер сериала уже заявлял, что Анджела получит значительно больше экранного времени в третьем сезоне. Ее персонаж демонстрирует отличное развитие. Причина, по которой девушка так хочет отомстить E Corp, была отчасти известна всегда — за смерть матери, заболевшей на производстве компании лейкемией. Однако теперь она попала под крыло «Темной Армию», а в мотивации девушки появилась некая «высшая цель», о которой ей рассказала Белая Роза.
Что-то подобное Белая Роза, но уже в образе Ченга — министра государственной безопасности Китая — говорит своему подчиненному, осматривая некое подобие реактора АЭС: «Время предоставило нам мистера Алдерсона когда мы в нем нуждались, его желание будет нашим проводником. После того как Мистер Алдерсона закончит свою великую работу, он может умереть за нас, как его отец». В мотивации Анджелы, тем не менее, все еще скрыта большая загадка, которую Эсмейл, вероятно, придержит поближе к финалу. Иначе, почему девушка пошла на сознательное предательство самого близкого ей человека? Не последнюю роль здесь сыграют ее слова о том что «реальность можно изменить, отмотать назад». Но об этом позже.
Ключевое сюжетное изменение для сериала — развитие персонажа Мистера Робота. Премьерный эпизод установил новые условия игры: Эллиот и Мистер Робот — два индивида, отделившиеся от сознания друг друга. Впервые автор шоу показывают, как действует Мистер Робот в «отсутствие» Эллиота — это сознательный отказ от единственного нарратора и вполне логичный ход для развития сюжета. Нас ждет новая динамика между Рами Малеком и Кристианом Слэйтером (скорее всего, в ряде сцен Малек будет воспроизводить мимику Слэйтера и наоборот).
Новый мир
Удивительно, но сериал который занимается деконструкцией реальности, возможно, замахнулся на научную фантастику. Эсмейл оставил множество намеков на это в последнем эпизоде, и, как оказалось, нашептывал что-то подобное еще во втором сезоне. В премьерной серии есть сцена с работниками некой АЭС, где звучат слова: «Если я закрою глаза и представлю, как все что мы видим и делаем, происходит одновременно в параллельной вселенной, если это действительно так, сколько копий наших клеток существует? И могут ли наши разумы быть связанными?». Позже Анджела спрашивает у Эллиота: «Если бы мы могли вернуть все обратно с самого начала, чем бы ты пожертвовал ради этого?». Похоже, что планы Темной Армии выходят далеко за рамки свержения ключевого конгломерата.
О параллельной вселенной Белая Роза впервые упоминает в разговоре с агентом ФБР Доминик ДиПьеро в Китае. Позже от главы Темной Армии звучит фраза «Я взламываю время/ I hack time». В финале второго сезона происходит встреча Анжелы и Белой Розы в очень «линчевском» антураже полупустой комнаты. Там Роза говорит о высшем благе, ради которого умерли отец Эллиота и мать Анджелы.
Во втором сезоне также показаны переговоры Ченга с Ричардом Прайсом (глава E Corp). Руководители договариваются об аннексии Конго Китаем. Именно в Конго находится электростанция, питаемая колтанскими рудниками. Это та самая АЭС, которую E Corp и Темная Армия всеми силами скрывают от государственных инспекторов. И это та самая электростанция, где зрителям показывают огромный реактор в начале серии.
Чтобы не спойлерить, просто процитируем слова Анджелы, сказанные Мистеру Роботу в финале серии: «Когда мы добьемся успеха, зародится новый мир».