Переосмыслить дьявола
Сатана, дьявол, князь тьмы, властелин Ада, первый павший — у этого парня за годы священнослужений сложилась дурная слава, что не помешало ему получить собственный фан-клуб. Несмотря на это, писатели редко используют возможность создать из дьявола глубокого персонажа. Обычно он используется для более тривиальных задач — купить душу, уволочь в ад, припугнуть или убить. Единицы создавали из повелителя преисподней многогранного героя. И только Нил Гейман решился выпотрошить весь образ и создать из него что-то новое. Так и появился Люцифер.
Люцифе́р (лат. Lucifer «светоносный», от lux «свет» + fero «несу») — образ «утренней звезды» в римской мифологии; в христианстве с XVII века — синоним падшего ангела, отождествляемого с Сатаной и дьяволом.
Имя в этом контесте имеет решающее значение. Несмотря на то, что герой остался властелином Ада, Гейман максимально далеко увел его от привычных рогов и копыт. Он показал падшего ангела — красивого белокурого юношу с аристократичными повадками, уставшего от миллиардов лет на адском троне и размышляющего о свободе и независимости.
А где же все могущество, спросите вы? Зачем из дьявола делать есенинский типаж? Как же огонь из пасти, страдания, муки и прочее, за что его так любят сатанисты и их товарищи по вере? Нет их. Вся та мишура, которая прицепилась к персонажу за столетия христианства, была тщательно счищена автором.
Гейман резонно подумал, что Люцифер как падший ангел не может просто плеваться огнем. Он ведь восстал против Творца, а значит, он о чем-то думал, что-то планировал. “Так почему бы не сделать интеллект его главным оружием?” — решил автор и сделал из рогатого чудища хладнокровного бизнесмена. Который внезапно покинул Ад.
Прежде, чем получить собственную серию комиксов, Люцифер появился в “Сендмене”. Гейману, который постоянно мыслил глобальными религиозными категориями, нужен был тот, кто вскроет позорные привычки людей к спихиванию ответственности на других. И он его получил.
“Они говорят, что я хожу вокруг и скупаю души, словно торговка рыбой в базарный день, никогда не переставая спрашивать себя “Почему?”. Но мне не нужны души, как вообще можно владеть душой? Нет, они принадлежат себе… они просто ненавидят, что это так”.
Обычно писатели рассказывают, что персонажи начинают жить самостоятельной жизнью после того, как появляются на бумаге. У геймановского Люцифера и без таких подробностей было чем заняться. Он уволился. 10 миллиардов лет провести на одном и том же рабочем месте, а потом уволиться — такой поступок заслуживает уважения. Без дела падший ангел не остался и открыл в Лос-Анджелесе собственный ночной клуб — именно в этом амплуа автор и оставляет его в конце собственного произведения.
Но, как это бывает в мире комиксов, подобный персонаж не смог пылиться на полке, и его подхватил Майкл Кери, добавив герою несколько штрихов. Люцифер стал циничней и надменней, эдаким серым пятном между адом и раем.
Безупречный костюм, богатая жизнь и собственный клуб — неужели дьявола можно превратить в подобного нувориша? И главное — зачем это делать? Да все просто. Зло давно уже перестало быть абстактным огнедышащим драконом, времена черного и белого давно прошли. Даже худшие из худших способны на хорошие поступки, и лучшие из нас могут предать. Нил Гейман всего лишь придал дьяволу современные черты. Кто сказал, что первый среди павших должен обязательно быть в аду?
Ведь даже дьяволу на нас плевать.
«Возможно это и есть абсолютная свобода? Свобода уйти…»