Скандал имени Лассетера: как это повлияет на Pixar и Disney

Хотелось бы, чтобы материал о величайшей анимационной студии всех времен выглядел иначе. Мы могли бы рассказать о разводе Джорджа Лукаса, о фильме «Трон», о $300 000 Стива Джобса, о куче «Оскаров». Сейчас же придется говорить о более актуальных вещах — последствиях вынужденного ухода Джона Лассетера.
Кто такой Лассетер?
Если коротко — Джон был креативным директором Pixar с момента основания компании как анимационной студии в начале 90-х, а с 2007 года занимал аналогичный пост в Walt Disney Animation Studios.
Если же говорить более развернуто, то Лассетера можно назвать Уолтом Диснеем компьютерной анимации. Именно он в 1984 году создал первую короткометражку с помощью компьютерной графики («Приключения Андре и Уолли Б.»), а в 1995 — первый полнометражный анимационный фильм в таком же формате («История игрушек»), за что получил специальную награду Киноакадемии. Джон был режиссером первых двух «Историй игрушек», «Жизни жуков», «Тачек» и «Тачек 2», а также сценаристом всех приключений База и Вуди.
В чем суть скандала?
Утром 21 ноября Джон Лассетер разослал своим сотрудникам письмо, где рассказал о том, что после «череды сложных и неприятных разговоров» хочет уйти в «бессрочный» отпуск, но все же надеется вернуться к работе через шесть месяцев.
Документ появился в прессе, опередив готовящиеся публикации о неподобающем поведении топ-менеджера. Несколько источников внутри Pixar заявили, что Лассетер позволял себе очень большие вольности в работе с женщинами, постоянно нарушая их личное пространство поцелуями, объятиями и поглаживаниями. При чем в таких масштабах, что у многих сотрудниц появились даже своеобразные защитные реакции на поведение босса.
В письме аниматор раскаялся, заявил, что не хотел причинить никому зла и понимает неприемлемость своего поведения.
Ударит ли его уход по Pixar и Disney Animation?
С точки зрения креатива — нет. Во всех проектах последних 10 лет Лассетер выступал исполнительным продюсером, контролируя использование персонажей в кино и не только. Несмотря на огромную значимость Джона для Pixar, креативить у них есть кому. За более чем 20 лет существования студия сформировала целую систему разработки анимационных фильмов, в которой любая картина при создании регулярно обсуждается всеми аниматорами и сценаристами. Это позволяет исключить чрезмерное влияние на проект одного человека.
Что касается Disney, то корпорация не так зависит от дымки легендарности и уже не раз переживала упадок анимационного отдела. Поэтому она спокойно переварит временный уход даже такого важного топ-менеджера, как Лассетер. Более того, мы не сомневаемся, что после ухода Джон продолжит консультировать компании. Но уже неофициально.
Тогда в чем проблема?
На самом деле, главная проблема в этом случае — репутационные потери Pixar. Компания, которая всегда славилась уникальной атмосферой и революционным подходом к созданию анимации, внезапно получила удар со стороны своей центральной фигуры. И если о качестве фильмов вряд ли стоит переживать, то статус корпорации с безупречным лицом пошатнулся.
Учитывая напряженные отношения Disney с прессой после инцидента с парками развлечений (за негативный материал компания лишила Los Angeles Times доступа к ивентам), даже превентивная реакция Лассетера на обвинения может не спасти его от длительных обсуждений ситуации. С другой стороны, несмотря на любовь распускать руки (что совсем неправильно), это никак не сравнить с обвинениями в сторону Вайнштейна, Спейси и даже Луи Си Кея.
В любом случае, на качество «Коко» (которого хвалят как критики, так и зрители) скандал никак не повлияет. И надеемся, что он не скажется и на будущих анимационных работах как Pixar, так и Disney.