Борьба за будущее: как «Секретные материалы» изменили телевидение

Когда десятого сентября 1993 года на канале Fox вышел пилотный эпизод «Секретных материалов», зрители почти не обратили внимания на странный гибрид детектива и научной фантастики. Да и владельцы канала не рассчитывали на значительный успех детища Криса Картера. Тем не менее Малдер и Скалли постепенно покоряли аудиторию, увеличивая свою фан-базу с каждым сезоном. В 1997 году сериал добрался и до Украины, где его транслировали по каналу 1+1.
После пяти сезонов, в 1998 году вышел полнометражный фильм по мотивам шоу – «Секретные материалы: Борьба за будущее». Несмотря на скромную кассу, лента получила положительные отзывы от критиков. Сам же сериал продолжал идти вплоть до 2002 года, хотя зрительский интерес к нему медленно утихал. В 2008 году Фокс и Дана вновь появились на большом экране, но фильму «Секретные материалы: Хочу верить» не повезло – он вышел в тот же уик-энд, что и первая часть бэт-трилогии Кристофера Нолана («Бэтмен: Начало»).
Казалось бы, приключения Малдера и Скалли остались в далеком прошлом, вместе с игрушками тамагочи и другими воспоминаниями о 90-х, но фанатская любовь оживила культовое шоу. В 2015 году вышел новый сезон «Секретных материалов». Отзывы критиков были прохладными, зато высокие рейтинги наглядно демонстрировали актуальность ребута, а главное – заставили шоураннеров задуматься над возможностью еще одного возвращения агентов на экраны.
Третьего января Fox выпускают одиннадцатый сезон паранормальных приключений федеральных агентов. Сериал научил зрителей не доверять никому и ожидать неожиданностей, но самым большим сюрпризом оказалась его живучесть и влиятельность. Перед тем, как садиться за просмотр продолжения, мы решили узнать, каким образом легендарный сериал изменил телевидение.
Пророки марафонского просмотра
Вдохновляясь недавно вышедшим первым сезоном «Твин Пикса», шоураннер сериала Крис Картер экспериментировал с форматом повествования. Каждый эпизод «Секретных материалов» можно рассматривать как отдельный мини-фильм: во всех сезонах есть и страшилки, и драматические сюжетные линии, и даже комедийные. В одном эпизоде Малдер и Скалли ломали четвертую стену, а в следующей уже могли расследовать серьёзные убийства или переживать потерю близких людей. Во время выхода сериала не было гарантий, что серии разных жанров окажутся успехом, ведь зрители не могли просто так пересматривать любимые моменты и не знали, будут ли их еще раз показывать по телевидению. Зато любой зритель, начавший смотреть сериал не с пилота, был автоматически заинтриговал «фриковыми» персонажами, жуткими загадками и необычным юмором. В свою очередь современным фанатам такая особенность шоу пригодилась – можно не вспоминать основную сюжетную линию, а просто еще раз посмотреть лучшие моменты отдельных сезонов. Почти в каждой серии были запоминающиеся монстры и антагонисты, а в случае эпизода «Дом» (4 сезон 2 серия) злодеи были настолько страшными, что Fox отказался его транслировать.
В то же время, благодаря сериалу Картера появились понятие «мифологических серий» – разбросанные на протяжении всех девяти сезонов кусочки одной истории о подготовке к захвату Земли инопланетянами. В эру стриминг-сервисов вроде Netflix подобный формат не вызывает удивления, но в 1993 году это было революционным шагом. Местами основной нарратив вызывал сомнения – события разных сезонов попросту не состыковывались, а сюжетная линия часто оставалась без новых происшествий. Слишком запутанные центральные истории, которые теряются под второстепенными сюжетными линиями даже назвали «эффектом Криса Картера». Тем не менее зрители не теряли интерес – нужно было смотреть, хотя бы чтобы понять, будет ли что-то между героями Джиллиан Андерсон и Дэвида Духовны.
Крис Картер
Джиллиан Андерсон
Дэвид Духовны
Мода на бунт и параноидальность
Настрой шоу был понятен уже с первых кадров заставки: «не доверяй никому», «отрицай все», «истина где-то рядом». Главными антагонистами внезапно стали не маргинальные личности и подростки-хулиганы, а зловещие государственные служащие. Конспирологические теории существовали задолго до 1993 года, но вышли в мейнстрим они частично благодаря «Секретным материалам». С тех пор недоверие к признанным авторитетам и атмосфера удушливой паранойи – популярная черта многих сериалов, таких как «Чёрное зеркало», «Очень странные дела» и «Мистер Робот».
Благодаря Малдеру и Скалли появилось еще одно важное культурное явление, прославляющее бунт против общепринятых норм – «Во все тяжкие». Шоураннер Винс Гиллиган в начале своей карьеры выступал сценаристом, режиссером и даже продюсером нескольких сезонов «Секретных материалов». В одной из написанных им серий роль антагониста-антисемита с неоперабельным раком досталась молодому Брайану Крэнстону. Актер настолько поразил Гиллиана своей способностью перевоплощаться в беспринципного и жестокого преступника, что позже стал очевидным кандидатом на роль Уолтера Уайта.
Шоураннер «Баффи, истребительницы вампиров» Джосс Уидон и создатель «Торчвуда» Рассел Т. Дэвис тоже не единожды рассказывали о любви к «Секретным материалам» и признавались в использовании элементов шоу в своих сериалах.
Двухсторонняя связь с фанатами
Во время выхода оригинальных сезонов шоу, фанатские интернет-сообщества были еще новым и незнакомым большинству зрителей явлением, но спустя несколько лет сериал стал одним из самых обсуждаемых в сети. Мало того – Малдер и Скалли вскоре оказались чрезвычайно популярными персонажами первых фанфиков, а разгадке тайны Курильщика посвящались целые форумы. Естественно, сценаристы и режиссеры «Секретных материалов» обращали внимание на теории и догадки зрителей – иногда имена или никнеймы самых активных в интернете фанатов появлялись в титрах. Например, когда в 2001 году одна из первых авторов фанфиков по мотивам сериала умерла, шоураннеры назвали ее именем одного из второстепенных персонажей.
Винс Гиллиган
Брайан Крэнстон
Смерть ситкома и традиционных гендерных ролей
Пилотный выпуск «Секретных материалов» посмотрело всего 12 миллионов американцев. Сейчас эти цифры могут казаться вполне солидными, но до появления стриминг-сервисов и онлайн-платформ популярные телешоу обычно хвастались куда большими рейтингами. Дело в том, что научная фантастика в 90-х не пользовалась особым успехом – общепризнанным королем жанров был ситком. Крис Картер целился не на домохозяек и школьников, а на подростков с буйной фантазией и взрослых, сомневающихся в официальной версии смерти Кеннеди. Рискованный шаг привел к успеху, а «Секретные материалы» подготовили зрителей к сериалам вроде «Сверхъестественного» и «Остаться в живых».
Еще одной особенностью шоу стали главные герои: скептически настроенная и прагматичная Дана Скалли во многом выполняла традиционно «мужскую» роль, а верящий в инопланетян и эзотерику Фокс Малдер был гораздо феминнее чем привычные для того времени протагонисты. Несмотря на то, что оба персонажа регулярно спасали друг друга, Скалли ни разу не превращалась в стереотипную деву в беде. Сильные женские персонажи в научной фантастике – редкость даже в наши дни, но в 1993 году это был настоящий прорыв.
В наше время хватает сериалов о паранормальных явлениях и дерзких спецагентах, однако шоу, не теряющее актуальность спустя двадцать лет после премьеры – почти уникальный случай. Остается надеяться, что одиннадцатый сезон «Секретных материалов» окажется достойным продолжением саги об инопланетянах и федеральных агентах. Судя по общественным настроям, небольшая доля скептицизма и ностальгии – то, что нам сейчас нужно.