За что хвалят и ругают «Бегущего по лезвию 2049»
Дени Вильнев, кажется, справился с самым ответственным сиквелом года — большинство киножурналистов тепло приняли «Бегущего по лезвию 2049». Во время многочисленных интервью постановщик признавался, что ему удалось избежать продюсерского произвола и монтажных правок — фатальных ошибок, которые ударили по оригинальной картине. Видимо, доверие студии оправдалось: рейтинг «Бегущего по лезвию 2049» на Metactiric составляет 85 баллов. Рассказываем, чем западную прессу удивила мрачная научная фантастика.
Безоговочную пятерку поставил работе Вильнева обозреватель Variety Питер Дебрюж. В числе главных достоинств фильма он называет удачный сеттинг, оставшийся в наследство от ленты 1982 года. Благодаря непривычному и мрачному образу будущего, режиссеру не пришлось радикально переизобретать локации. Но выглядит окружение все так же футуристично.
Сравнивая картину с «Tron: Наследие», Дебрюж приводит очевидную параллель — сиквел, возможно, лучше оценят не знакомые с оригиналом зрители. Вильнев, по мнению обозревателя, сделал личный фильм, скорее похожий на неторопливые работы Тарковского, чем революционный киберпанк Скотта.
Там, где Ридли Скотту потребовалось пять разных версий, чтобы наконец ответить на вопрос, поставленный в романе Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (и учитывая, что в четырех вариантах режиссер сам не понимал, что особенного в фильме), Вильнев попадает в яблочко с первой попытки. Он предполагает, что когда андроиды мечтают, их главное желание — стать человеком. Следуя этому выводу, Вильнев создал умную историю Пиноккио из XXI века, в которой репликант хочет быть обычным мальчиком — и это лишь одна из возможных трактовок фильма.
Успех «Бегущего по лезвию 2049» отметил и журналист The Guardian Питер Бредшоу. По его словам, фильм попросту не мог получиться «еще бóльшим триумфом»: он расширяет и улучшает историю оригинала. Дени Вильневу удалось вернуть жанру sci-fi изначальное предназначение — режиссер поднял большие вопросы, находящиеся на стыке науки и философии.
Ошеломляющие, удивительные и раскалывающие голову образы этого фильма провоцируют экстатическое наслаждение от идеи пост-человеческого будущего. Приходится даже задумываться, каким станет падение Homo Sapiens. Эволюция еще не закончена — как это было и 100 000 лет назад. Фильм подарит чистое галлюциногенное безумие, которое заставит задыхаться от волнения.
Эрик Кох из Indiewire не поскупился на комплименты съемочной команде. Вильнев, по его мнению, поставил каждый момент с таким усердием, будто от этого зависела вся дальнейшая карьера. Оператор Роджер Дикинс сработал под стать — его вклад в тональность картины не меньше, чем у режиссера. Равноценной похвалы заслужила музыка от Ханса Циммера и Бенджамина Уоллфиша. Она соперничает за внимание зрителя с первокласным саунд-дизайном — слышен каждый выстрел и стук.
Единственным серьезным недостатком картины Кох называет игру Джареда Лето:
«Бегущий по лезвию 2049» оказывается в ловушке в серии моментов, каждый из которых задействует Джареда Лето. Он играет неловкого, непрописанного злодея Уоллеса, который скрывается в своем подводном логове. Там антагонист создает новые схемы для репликантов, чтобы захватить с их помощью мир. Лето проговаривает фразы, словно робот с дьявольскими намерениями, вроде: «Мы можем восстановить Эдем!». Все это время он глядит на окружающих слепыми серебристыми глазами, будто не может выбраться с неудачного прослушивания на роль злодея для Бондианы.
Несколько жестче в оценке работы Вильнева оказался обозреватель The Verge Брайан Бишоп. По его мнению, сюжет оригинала имел органичную концовку и вообще не требовал продолжения. Такая ситуация взваливает немало обязательств на сиквел. «Бегущий по лезвию 2049» способен удовлетворить лишь часть из них: фильмы сопоставимы по визуальному стилю и дизайну, но продолжению не хватает оригинальности. Трехчасовой хронометраж, считает Бишоп, лишь подчеркивает это.
Досталось и работе сценаристов проекта, Майкла Грина («Логан») и Хэмптона Фетчера, писавшего скрипт оригинала:
Сценарий содержит много разовых моментов при участии Гослинга, Форда и остальных участников каста. Однако он, определенно, не добавляет глубины офицеру К или Декарду. Они начинают фильм более-менее такими же, как в конце.
Бишоп присоединился к числу обозревателей, которых не впечатлил главный антагонист картины. Сиквелу не удалось повторить глубины и напряженности конфликта между Декардом и Роем Батти, репликантом в исполнении Рутгера Хауэра. Впрочем, журналист признал смелость Вильнева, который не стал заниматься клонированием оригинала:
Несмотря на свои недостатки, один момент насчет «Бегущего по лезвию 2049» особенно приятен: фильм пытается быть о чем-то. Он пытается быть глубоким, богатым и сложным.
В число умеренных критиков научно-фантастического блокбастера входит и обозреватель The Hollywood Reporter Тодд МакКартни.
Несмотря на признание, что новый «Бегущий по лезвию» получился близок к оригиналу по атмосфере, журналист проходится по хронометражу фильма. По его мнению, выход версии на 164 минуты говорит, в первую очередь, о недостатке самодисциплины у режиссера. В качестве примера МакКартни приводит фильм Ридли Скотта — кинотеатральный вариант длился 118 минут.
Где-то спустя час начинаешь интересоваться, куда все идет и как долго это продлится. Ответ на первый вопрос достаточно интересен, но нужно ждать. Да, в историях с запутанным нарративом, эпической музыкой и множеством вовлекающих персонажей увеличенная продолжительность приветствуется. Но с другой стороны, если режиссер не поглядывает на часы, за него это начинают делать зрители.
Следующий пункт — вероятность коммерческого успеха картины. Несмотря на присутствие Райана Гослинга и возвращение Форда, кинокритик сомневается в высоких сборах. Зато похвалы заслужила актерская игра 75-летнего исполнителя: в противовес холодному и безэмоциональному офицеру К, бывший коп действует живо и убедительно. А вот отчетливости повествования МакКартни не увидел:
Любое описание мотиваций или драматических событий в «Бегущем по лезвию 2049» связано с чрезмерным количеством пояснений, который все равно остаются туманными и непонятными в самом фильме.
Убедиться в том, справедливы ли хвалебные оды и едкие претензии к «Бегущему по лезвию 2049», можно будет совсем скоро. Фильм Дени Вильнева дебютирует в украинских кинотеатрах 5 октября.