Ремесленник-гений: редакция Vertigo выбирает любимые саундтреки Ханса Циммера

Автор Vertigo

Есть композиторы, саундтреки которых уже стали вечными: Джон Уильямс, Эннио Морриконе. Есть те, кого запомним по одной масштабной работе — как Говарда Шора и его работу с «Властелином колец». Есть прилежные композиторы, которые умудряются из года в год поднимать планку и получают за это «Оскары» (как Александр Деспла, например).

А есть Ханс Циммер. Человек, которого многие считают ремесленником из-за огромной продуктивности. Музыкант, без работы которого некоторые франшизы остались бы блеклым пятном на фоне итогового результата. Композитор, чье назначение на проект не сопровождается ничем, кроме одобрительного «вот и отлично». В день рождения великого, редакция Vertigo рассказывает о своих любимых саундтреках Циммера.

И сразу же извиняется за то, что в списке не будет и половины значимых работ Ханса. Все очень просто — за годы карьеры в Голливуде композитор умудрился поработать с таким количеством проектов, что их и сосчитать трудно (и это без учета видеоигр).

Первой значимой работой, которая вывела Циммера в люди, был фильм «Человек дождя», куда он попал абсолютно случайно. Но после успеха ленты, талантливый немецкий музыкант никогда не сидел без работы. За последующие пять лет он успел написать саундтреки к «Водителю мисс Дэйзи», «Дням грома», «Тельме и Луизе», «Настоящей любви» и «Королю Льву», примудряясь за год работать с 4-5 тайтлами.

Но давайте перейдем к нашим любимым работам. И начнем, конечно же с этой.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Юра Поворозник

«Гладиатор»

Сразу стоит сказать, что я, смотря концерт Циммера в Праге (он есть на Netflix), утирал слезы постоянно, так как музыка Ханса фантастическим образом связывает практически все мои детские и юношеские воспоминания. Так что представьте себе, как тяжело мне было выбрать всего три работы композитора.

Но раз вы уже (по моей задумке) расчувствовались на «Короле льве», то продолжу не менее ностальгическим проектом. По словам Циммера, когда Ридли Скотт позвонил ему с идеей «Гладиатора», то первые несколько минут разговора он потратил на иронизирование. Хансу почему-то казалось, что римляне с короткими мечами и в кожаных юбках не могут быть чем-то серьезным. Правда история о Максимусе его быстро переубедила и заставила взяться за проект.

(К слову, за «Короля льва» Циммер тоже не брался, потому что считал анимацию детской глупой штукой. Переубедили его собственные дети).

При работе над фильмом композитор сделал ставку на женскую вокализацию (ее исполнила Лиза Джеррард), которую после него использовали в большинстве фильмов с батальными сценами. Кроме того, в записи поучаствовал Дживан Гаспарян, один из самых известных армянских музыкантов, игравший для «Гладиатора» на дудуке. Учитывая сюжет, Циммер умудрился виртуозно объединить военные ритмы и очень тонкие, нежные мелодии, вершиной которых стала без малого гениальная «Now We Are Free».

При этом некоторые струнные проигрыши в фильме очень-очень сильно напоминают тему из «Пиратов». Вероятно, в фильме Disney Ханс решил использовать несколько особенно удачных идей.

Треки: The Battle, Elysium, Now We Are Free

«Интерстеллар»

Работа с Кристофером Ноланом всегда была для Циммера особенным вызовом и впервые он отказался от сотрудничества только в прошлом году — «Дюна» оказалась слишком личным проектом для композитора и он променял «Тенет» на нее. Несмотря на то, что в сотрудничестве двух гениев (тм) я больше всего люблю Time из «Начала», саундтрек к «Интерстеллару» до сих пор шокирует меня с каждым прослушиванием.

Благодаря объединению привычных для себя струнных, гитары и драматических барабанов с музыкой органа, Циммер смог создать, наверное, самый масштабный и эпичный саундтрек в истории кино. Все же мы говорим о музыке, воплотившей в себе космос (и это не метафора!). При этом, как и в большинстве своих работ, композитор умудрился удержать баланс общего и личного — несмотря на величие органных партий, пианино выдает очень интимную партию для Мерф и Купера.

Что интересно, первые наброски музыки Нолан попросил сделать Циммера еще до работы над скриптом, а результаты использовал в качестве вдохновения для сценария. Вот вам пример синергии режиссера и композитора.

Треки: Running Out, Coward, Where We’re Going

«Пираты Карибского моря»

Если у вас когда-либо спросят, как вообще музыка влияет на качество фильма, заставьте его посмотреть трилогию «Пиратов» без саундтрека. Результат — заурядная история о корсарах. Но благодаря работе Циммера, франшиза стала одной из самых успешных в истории, а Джонни Депп, судя по всему, до сих пор просыпается под тему Джека Воробья. В нее, к слову, Ханс вписал трагические нотки, судя по всему, предвидя дальнейший ход событий.

Что интересно, изначально композитор не смог поработать над первой частью (обещал, что не возьмет фрилансов во время работы над «Последним самураем»), порекомендовав коллегу Клауса Бадельта. При этом Циммер все же не удержался, написав центральную тему «He’s a pirate», набросав параллельно черновики еще для нескольких мелодий.

Начиная со второй части, Ханс взялся за саундтрек уже самостоятельно, и ничего не смогло его остановить. К слову, для третьей части Циммер написал больше пяти часов музыки, потому что решил, что «будет интересно все выбросить и начать с нуля».

Треки: He’s a pirate, Jack Sparrow, Drink Up Me Hearties

Аня Дацюк

«Черный ястреб»

Выбирать любимые саундтреки Циммера не просто, но я все же отталкивалась от простого правила — рассказать о работах, где в традиционные струнные Ханса вплетаются неожиданные гармонии, навеянные, к примеру, иной музыкальной культурой. В этом смысле моим фаворитом всегда был оригинальный музыкальный ряд к «Черному ястребу» Ридли Скотта. Картина основана на реальных событиях, описывая жуткое сражение американского спецотряда с сомалийскими боевиками в Могадишо в 1993 году. Циммер устроил настоящее полевое исследование, собрав звуки, характерные для африканских пустынных земель. В результате свой вокал для саундтрека записал сенегальский исполнитель Бааба Маль, алжирец Рашид Таха и бретонец Денез Прижан.

Треки: Synchrotone, Gortoz a Ran, Mogadishu Blues

«Дюнкерк»

В случае с военной драмой Кристофера Нолана, Циммера можно считать чуть ли не вторым режиссером ленты. Это эпохальная картина британского режиссера о спасательной операции «Динамо» во времена Второй мировой войны. Здесь композитор синтезирует звук часового механизма с самолетным двигателем и залпами автоматов. Нагнетание атмосферы время от времени прерывается громкими струнными. Что интересно, за саспенс отвечает «Тон Шепарда» — иллюзию музыкального тона, который бесконечно повышается. Ханс объединяет его со звуком самолета Junkers Ju 87 — бомбардировщика, чью сирену использовали в качестве психологической атаки во время обстрела.

Треки: Home, Regimental Brothers, Impulse

«Последний самурай»

Фильм, который мог стать триумфом не только Тома Круза, но и Ханса Циммера, но Киноакадемия их усилий не оценила, а зря. Лента рассказывает об американском военном офицер, которого нанимает Император Японии для обучения армии современным боевым техникам. И поскольку действие происходит в 70-х годах девятнадцатого века, Циммер добавляет в свою традиционную партитуру классические японские инструменты — бамбуковую флейту сякухати, барабаны тайко, трехструнный сямисэн и даже мужской боевой клич, который разрывает скрипки в треке Red Warrior. Это пожалуй, один из самых монументальных саундтреков Ханса Циммера.

Треки: A Way of Life, Idyll’s End, Red Warrior

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit. Ut elit tellus, luctus nec ullamcorper mattis, pulvinar dapibus leo.

Саша Поворозник

«Бэтмен»

Ханса Циммера порой обвиняют в том, что он – ремесленник, а не настоящий визионер. Продуктивность композитора действительно может вызвать подозрения, но скепсис улетучивается, как только мы внимательнее присматриваемся к его подходу. Взять, к примеру, минималистический саундтрек к ленте «Бэтмен: Начало», написанный в тандеме с Джеймсом Ньютоном Ховардом.

Центральная тема звучит незавершенно, будто обрывается на середине, и это неслучайно – Циммер так намекает на детские травмы Брюса Уэйна, на то, что герой никак не может отпустить прошлое и двигаться вперед. Многие другие композиторы наверняка бы пошли более конвенциональным путем – иллюстрировали сражения Бэтмена классическими, торжественными супергеройскими темами. Трубы, фанфары, все дела. В таком оформлении Бэт-трилогия выглядела бы совсем иначе, а реализм и нуарность истории бы точно пострадали. Так что даже неудивительно, почему Кристофер Нолан так сработался с Циммером – их видения отлично дополняют друг друга.

К слову, саундтрек к «Темному рыцарю» получился еще более экспериментальным. Тема центрального антагониста картины, Джокера, состоит из всего двух нот. Тягучий звук напоминает пожарную сирену, инстинктивно вызывая чувство дискомфорта и опасности. Сам Циммер утверждает, что хотел написать что-то, что зритель сразу бы возненавидел.

Треки: Molossus, Coryhorinus (к слову, небольшая пасхалка – название каждого трека отсылает к определенному виду летучих мышей), Why so serious?

«Настоящая любовь»

Знаю, музыка – не первое, что приходит в голову при обсуждении «Настоящей любви». В конце концов, тут ведь есть сценарий от Квентина Тарантино, режиссерская работа Тони Скотта и ямайский наркоторговец в исполнении Гари Олдмана! Но как раз неожиданно милый (центральная тема исполнена на маримбе!) саундтрек превращает эту, казалось бы, кровавую криминальную аферу в романтическую сказку.

Согласитесь, когда нас впервые знакомят с наивной секс-работницей Алабамой и одиноким гиком Кларенсом, складывается впечатление, будто история закончится очередной трагедией. Но тут звучит очаровательная мелодия You’re So Cool и все понимают – с этой парочкой все будет хорошо. Даже если они убьют сутенера, рассердят мафиози и окажутся втянуты в чертовски зрелищную перестрелку.

Треки: Stars At Dawn, You’re So Cool, Amid The Chaos Of The Day.

«Шерлок Холмс»

Сколько бы саундтреков ни написал Ханс Циммер, каждая из его работ звучит немного по-другому. Музыка к «Шерлоку» Гая Ричи – энергичная смесь ирландских народных песен, румынских фольклорных мотивов и викторианских мелодий. Чтобы записать саундтрек к фильму, Циммер не пожалел никаких ресурсов – собственноручно разбил старое фортепиано, долго выискивал древние инструменты в интернете и, что самое важное, отправился в Словению на поиски музыкантов-ромов.

По словам самого Циммера, композитору было важно не просто сымитировать восточноевропейские мотивы, но и привлечь к созданию саундтрека самых ромов, о чьей культуре мы знаем крайне мало. В итоге Ханс провел неделю, путешествуя по ромским поселениям, общаясь с местными жителями и уговаривая политиков обратить внимание на условия, в которых живут представители этого меньшинства. И как раз такой подход отлично иллюстрирует отношения Циммера к творчеству. Как бы банально это не звучало, он не боится экспериментов, обращает невероятное внимание на детали и пытается не просто добавлять атмосферности фильмам, но и рассказывать важные истории.

Треки: Discombobulate, My Mind Rebels at Stagnation, Psychological Recovery… 6 Months.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: