Сердце хаоса: как проходили съемки фильма «Апокалипсис сегодня»
«Мой фильм не о Вьетнаме, это и есть сам Вьетнам», – заявил Фрэнсис Форд Коппола перед пресс-показом «Апокалипсис сегодня». Возможно, такое заявление сейчас кажется чересчур громким, но параллели очевидны. Подобно знаменитому военному конфликту, съемки фильма так же затянулись гораздо дольше, чем этого кто-либо ожидал. Оба события прославились своей хаотичностью и тем, что участники массово злоупотребляли наркотическими веществами. По словам актера Денниса Хоппера, работа над лентой была не менее травмирующей, чем настоящая война. Если бы все шло по изначальному плану, «Апокалипсис сегодня» снял бы Джордж Лукас. Студия отказалась финансировать его концепцию – продакшн должен был бы состояться непосредственно во Вьетнаме, посреди зон боевых действий.
Как оказалось, видение Фрэнсиса Форда Копполы было еще более эпичным, и не менее рискованным. Рассказываем, почему съемки фильма оказались такими же драматичными, как и его сюжет.
Проблемы с кастингом
Когда пресса узнала о том, что «Апокалипсис» снимет сам постановщик «Крестного отца», лента моментально стала проектом, за которым следили все киноманы. И действительно, на словах фильм выглядел впечатляющим: съемки на природе, независимое финансирование (Коппола вложил все, что заработал на истории о семействе Корлеоне), масштабные боевые сцены и объективный взгляд на события во Вьетнаме. Вы только представьте, насколько заманчиво это звучало, особенно на фоне привычных пропагандистских боевиков об этом конфликте.
Увы, неудачи начались еще до съемок – Фрэнсис Форд Коппола никак не мог заполучить нужного исполнителя на центральную роль. Изначально роль Уилларда должен был исполнить Стив Маккуин, но актер отказался. Коппола обратился к Джеку Николсону, Роберту Редфорду и Аль Пачино, но и они не захотели принимать участие в амбициозном проекте постановщика. Да, он был одним из самых влиятельных творцов Голливуда, но никто не желал провести несколько недель в джунглях, вдали от цивилизации и комфорта. Поговаривают, что после отказа Пачино Коппола был настолько разъяренным, что выбросил из окна все свои оскаровские статуэтки.
Спустя некоторое время на съемочную площадку удалось заманить Харви Кейтеля, но режиссёру показалось, что у них с актером разное восприятие персонажа и Кейтеля быстро уволили. На его место взяли Мартина Шина, который, к сожалению, как раз боролся с личными демонами, в первую очередь – с алкогольной зависимостью. Актер приходил на съемки пьяным и требовал, чтобы его снимали именно в таком виде. Пару раз его одолело агрессивное настроение и он пытался подраться с Копполой, но режиссер использовал безумие актера на благо фильма. Например, знаменитую сцену с битьем зеркал сняли как раз в один из дней, когда Шин был особенно нестабильным.
Впрочем, самодеструктивное поведение исполнителя не обошлось без серьезных последствий – во время работы над «Апокалипсисом» у него случился инфаркт. Когда об этом сообщили Копполе, постановщик настолько разнервничался, что у него самого начался эпилептический припадок.
Трупы и хаос
По требованиям самого Фрэнсиса Форда, фильм снимали не на студии, а посреди филиппинских джунглей. Тут Коппола вторил своему идейному вдохновителю, великому Вернеру Херцогу, чей эпичный «Агирре, гнев божий» тоже снимали в подобных условиях (и, по иронии судьбы, с не меньшим количеством приключений). На деле это оказалось сомнительной затеей. На съемочную площадку регулярно приходили дикие животные, огромную часть техники уничтожил тайфун, после чего съемки остановили на несколько дней. Еще и американское правительство отказалось помогать с проектом, ведь тематика была слишком щекотливой. Филиппинское правительство согласилось одолжить режиссеру парочку вертолетов, но тут тоже были подводные камни – каждый раз, когда проводилась какая-то военная операция и нужно было срочно бомбить коммунистов, вертолеты без предупреждения забирали.
Обещанные 16 недель съемок превратились в бесконечно длинный год, а Коппола был вынужден заложить все свои сбережения и рисковал остаться банкротом. Неудивительно, что за время работы над «Апокалипсисом» Фрэнсис похудел на сорок килограммов и трижды угрожал покончить жизнь самоубийством.
Но самые жуткие инциденты возникли не из-за погоды или невезения, а благодаря действиям самой команды. Пытаясь добиться максимальной правдоподобности, отдел декораций (скорее всего, они тоже были не в трезвом состоянии) решили использовать в качестве трупов не куклы, а настоящие мертвые тела. Это выяснилось лишь после того, как вонь на съемочной площадке стала совсем невыносимой, а в дверь начали стучать представители местной полиции – оказалось, трупы были куплены не в морге, а у какого-то сомнительного типа, который их просто вырыл на ближайшем кладбище. В итоге от настоящих тел отказались, а убитых изображали актеры из массовки, которые были вынуждены часами сидеть в вырытых ямах, создавая иллюзию разбросанных голов.
Бесконечная вечеринка и лысый Брандо
Конечно, нельзя сказать, что непрофессиональное поведение наблюдалось исключительно со стороны отдела декораций – практически все участники процесса злоупотребляли наркотиками, а съемки напоминали дикую вечеринку посреди ада. Дело в том, что Фрэнсис Форд Коппола был недоволен концовкой сценария и переписывал ее по ходу продакшна, а значит – довольно часто команде просто не было чем себя занять. Кроме этого, сам режиссер лояльно относился к буйным вечеринкам своих коллег, ведь ему было стыдно, что они скучают посреди джунглей, и постановщик надеялся, что регулярные торжества помогут сохранить боевой дух.
Появление Марлона Брандо только ухудшило общую ситуацию. Легендарный актер оказался весьма располневшим (хотя Коппола представлял себе Куртца болезненно худым), еще и честно признался, что ни разу не читал ни сценарий, ни его литературный первоисточник, «Сердце тьмы» Джозефа Конрада. По словам Денниса Хоппера, съемки прервали на неделю пока Коппола терпеливо зачитывал свой сценарий Брандо. Вот только Марлон остался недоволен историей и отказался принимать участие в проекте. После длинных споров, актер и постановщик достигли консенсуса – Брандо согласился играть, но только при условии, что его будут снимать в полумраке, а все свои реплики он будет придумывать сам.
Сложностей добавляли еще и конфликты между Марлоном и Хоппером – исполнители недолюбливали друг друга и снимать их приходилось отдельно, хотя было немало совместных сцен. Причиной антипатии стал безумный стиль жизни Денниса – тот ежедневно выпивал полгаллона рома, 28 банок пива и постоянно употреблял кокаин. Спустя некоторое время, Брандо внезапно сообщил Копполе, что потратил на фильм достаточно времени, и молча ушел с площадки. К счастью, отснятый материал оказался более чем достойным – хотя монолог полковника Курца во время монтажа кардинально сократили, он до сих пор считается одним из самых знаковых в истории кино.